Исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны”. Конфуций

Введение.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Одной из целей нашей гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности гимназиста, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в гимназии.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наша гимназия создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.

Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться исследовательской деятельностью с учениками начальных классов, послужила программа “Intel” - “Обучение для будущего”, то есть возможность создания компьютерных презентаций, как уроков, так и исследовательской деятельности младших школьников. Окончив курсы на базе нашей гимназии, мы пришли к выводу: “А почему бы и нам не попробовать реализовать полученные знания на практике?”. Концепция научно-исследовательской деятельности в нашей гимназии предусматривается в 8 – 11 классах, где каждый ученик должен заниматься исследовательской деятельностью. Но начальная школа не ставила перед собой этих задач. Пять лет назад, впервые, решили организовать научно-практическую конференцию для младших школьников. В 2004 г. количество участников школьной НПК в начальных классах составляло 8 учеников 3 – 4 классов, в 2005 г. – 18 учеников. А в 2006, 2007 г.г. – 28 и 33 участника соответственно. Таким образом, на гистограмме видна положительная динамика роста количества участников школьной НПК. <приложение 1>. Это говорит о возрастающей мотивации к исследовательской деятельности учащихся начальных классов.Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Конечно, у педагога, ребёнка и родителей должен быть навык и возможность выполнять работу при помощи компьютера. Под руководством своих учителей ребята занимались учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Учебно-исследовательская деятельность гимназистов, как показывает опыт, не возникает в гимназии сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:

  • готовность гимназистов к этому виду работы;
  • желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности гимназиста.

Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста гимназиста.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, педагогического коллектива, родителей гимназистов, конечно, самих гимназистов. При этом "уровень гимназиста" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов гимназии становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией.
  2. Опыт целеполагания.
  3. Ребёнок приобрёл опыт планирования.
  4. Расширение кругозора.
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие эмоциональной сферы.
  7. Опыт публичного выступления.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – на факультативных занятиях “Введение в исследовательскую деятельность”. Предлагаем примерную программу данного факультативного курса.

Программа факультативного курса для 2 - 4 классов “Введение в исследовательскую деятельность”

Пояснительная записка

Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  • целеполагание, выдвижение гипотез;
  • ознакомление с литературой по данной проблематике;
  • овладение методами исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 17.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;
  • работа в библиотеке с каталогами;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе;
  • дискуссии;
  • беседы.

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи.

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

2 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

3 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Тематическое планирование. 2 класс

№ п/п Название тем, разделов Кол-во часов
1. Что можно исследовать? Формулирование темы. 1
2. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 2
3. Планирование работы. 1
4. Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования. 2
5. Знакомство с методами и предметами исследования. 1
6. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2
7. Анализ прочитанной литературы. 2
8. Исследование объектов. 2
9. Оформление работы. 2
10. Защита исследовательской работы. <Приложение1> 1
11. Анализ исследовательской деятельности. 1
17 часов

 

Тематическое планирование. 3 класс

№п/п Название тем, разделов Кол-во часов
1. Обсуждение и выбор тем исследования. 1
2. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. 2
3. Предмет и объект исследования. 1
4. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 2
5. Выбор методов исследования. 1
6. Опытно-экспериментальная работа. 2
7. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. 1
8. Применение информационных технологий в исследовании. 1
9. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 2
10. Подготовка публичного выступления. 1
11. Защита исследования перед одноклассниками. 1
12. Выступление на школьной НПК. 1
13. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1
17 часов

Тематическое планирование. 4 класс

№ п/п Название тем, разделов Кол-во часов
1. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. 1
2. Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования. 1
3. Планирование работы. Выбор методов исследования. 1
4. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. 1
5. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. 2
6. Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы. 3
7. Обработка и анализ всех полученных данных. 1
8. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 3
9. Подготовка публичного выступления. 1
10. Защита исследования перед одноклассниками. 1
11. Выступление на школьной НПК. <Приложение2>. 1
12. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1
17 часов

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности гимназиста к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие гимназистом собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Нам хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Список литературы

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 3. – С. 68-74.
  3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
  4. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
  5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
  6. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
  7. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
  8. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
  9. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
  10. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.

Приложение 2

Приложение 3