“Учение без размышлений – тщетный
труд;
Размышления без учения – пагубны”. Конфуций
Введение.
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Одной из целей нашей гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности гимназиста, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в гимназии.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наша гимназия создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.
Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться исследовательской деятельностью с учениками начальных классов, послужила программа “Intel” - “Обучение для будущего”, то есть возможность создания компьютерных презентаций, как уроков, так и исследовательской деятельности младших школьников. Окончив курсы на базе нашей гимназии, мы пришли к выводу: “А почему бы и нам не попробовать реализовать полученные знания на практике?”. Концепция научно-исследовательской деятельности в нашей гимназии предусматривается в 8 – 11 классах, где каждый ученик должен заниматься исследовательской деятельностью. Но начальная школа не ставила перед собой этих задач. Пять лет назад, впервые, решили организовать научно-практическую конференцию для младших школьников. В 2004 г. количество участников школьной НПК в начальных классах составляло 8 учеников 3 – 4 классов, в 2005 г. – 18 учеников. А в 2006, 2007 г.г. – 28 и 33 участника соответственно. Таким образом, на гистограмме видна положительная динамика роста количества участников школьной НПК. <приложение 1>. Это говорит о возрастающей мотивации к исследовательской деятельности учащихся начальных классов.Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Конечно, у педагога, ребёнка и родителей должен быть навык и возможность выполнять работу при помощи компьютера. Под руководством своих учителей ребята занимались учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.
Учебно-исследовательская деятельность гимназистов, как показывает опыт, не возникает в гимназии сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:
- готовность гимназистов к этому виду работы;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности гимназиста.
Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста гимназиста.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, педагогического коллектива, родителей гимназистов, конечно, самих гимназистов. При этом "уровень гимназиста" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов гимназии становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Ребёнок приобрёл опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Опыт публичного выступления.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – на факультативных занятиях “Введение в исследовательскую деятельность”. Предлагаем примерную программу данного факультативного курса.
Программа факультативного курса для 2 - 4 классов “Введение в исследовательскую деятельность”
Пояснительная записка
Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 17.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке с каталогами;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы.
Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи.
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
2 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
3 класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- пересказывать подробно и выборочно;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Тематическое планирование. 2 класс |
||
№ п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов |
1. | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 |
2. | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
3. | Планирование работы. | 1 |
4. | Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования. | 2 |
5. | Знакомство с методами и предметами исследования. | 1 |
6. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
7. | Анализ прочитанной литературы. | 2 |
8. | Исследование объектов. | 2 |
9. | Оформление работы. | 2 |
10. | Защита исследовательской работы. <Приложение1> | 1 |
11. | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
17 часов |
Тематическое планирование. 3 класс |
||
№п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов |
1. | Обсуждение и выбор тем исследования. | 1 |
2. | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 |
3. | Предмет и объект исследования. | 1 |
4. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
5. | Выбор методов исследования. | 1 |
6. | Опытно-экспериментальная работа. | 2 |
7. | Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. | 1 |
8. | Применение информационных технологий в исследовании. | 1 |
9. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
10. | Подготовка публичного выступления. | 1 |
11. | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
12. | Выступление на школьной НПК. | 1 |
13. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
17 часов |
Тематическое планирование. 4 класс |
||
№ п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов |
1. | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 |
2. | Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования. | 1 |
3. | Планирование работы. Выбор методов исследования. | 1 |
4. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
5. | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 |
6. | Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы. | 3 |
7. | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
8. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 |
9. | Подготовка публичного выступления. | 1 |
10. | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
11. | Выступление на школьной НПК. <Приложение2>. | 1 |
12. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
17 часов |
Заключение
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности гимназиста к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие гимназистом собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
Нам хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.
Список литературы
- Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 3. – С. 68-74.
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
- Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
- Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
- Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
- Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
- Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.