"Сигарете – нет, конфете – да!!!" Методическая разработка общешкольной акции для умственно отсталых учащихся 7–9-х классов школы VIII вида

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
  2. Профилактика табакозависимости;
  3. Активизация учащихся в пропаганде ценностей здорового образа жизни;

Задачи:

  1. Информирование учащихся о причинах начала употребления табака и способах защиты от табакокурения; разобраться, что такое давление сверстников и как ему противостоять.
  2. Формированиеу учащихся навыков гражданской инициативы и социальной активности.
  3. Подготовка к проведению общешкольной акции   “Сигарете – нет, конфете – ДА!”, форма проведения: социально-психологический тренинг.

1 часть.

1. Игра на знакомство “Имя + прилагательное”.

Цель: знакомство участников, создание доброжелательной и непринужденной атмосферы.

Работа по кругу. Участникам предлагается назвать свое имя, а затем, на каждую букву своего имени сказать качество, которое нравиться в людях.

2.Игра “ ассоциация на слово “КУРИЛЬЩИК”.

Цель: сформировать негативное отношение к курению, у участников занятия.

Участники по кругу перекидывают мяч и называют ассоциации на слово “ курильщик”.

Ведущий в конце упражнения обобщает негативный образ “ курильщика” и задает вопрос учащимся: - Хотите ли вы быть похожими на таких непривлекательных людей? ( Ответ учащихся - “нет”) “ Курить – здоровью вредить”.

3.Информирование ведущего о вреде курения.

4.Упражнение “Ситуация”.

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Ведущий: Мы знаем, что курение наносит вред нашему организму. Но, тем не менее, поддаемся давлению курящих людей, рекламе. Незаметно для себя, приобретаем эту привычку или становимся “пассивными” курильщиками. Давайте разберемся в механизме давления на нас и научимся ему противостоять.

Ведущий (в форме мозгового штурма) предлагает участникам тренинга ответить на вопрос: “В каких ситуациях, у человека возникает желание закурить?”

Ответы участников записываются на доске. Примеры ситуаций:

  • Давление со стороны сверстников, рекламы.
  • Подражание кумиру.
  • Располагающая обстановка.
  • Курящая компания.
  • Успокоительное средство, снятие стресса.

Ведущий записывает все предложенные ситуации на карточки, делит участников на группы по 4-5 человек. Представитель каждой группы вытягивает по одному листу, Ознакомившись с выбранной ситуацией, группа инсценирует ее, а остальные группы – предлагают эффективные варианты отказа от курения.

В конце упражнения обсуждаются следующие вопросы:

  • что помогает отстаивать свою точку зрения?
  • как можно справиться с желанием покурить?
  • как противостоять давлению окружающих?

Вывод: такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовывать свое свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права – помогают сохранить свое здоровье и здоровье близких людей. Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защищать, попадает под влияние других.

Ведущий: “Уверенность в своих правах, помогает сохранить здоровье и действовать по своим убеждениям. Давайте с вами обсудим, каковы преимущества отказа от курения”?

Совместно с учащимися отмечаются положительные стороны отказа от курения. Преимущества отказа от курения:

  • После отказа от курения довольно быстро происходит уменьшение от одышки.
  • Риск возникновения сердечно – сосудистых заболеваний снижается на 50%.
  • После отказа от курения уменьшается предрасположенность ко всем заболеваниям, связанным с курением, таким как рак и язвенная болезнь.
  • Морщины на коже разглаживаются.
  • Снижается риск пострадать от пожара – 25% смертей при пожарах происходят от горящих сигарет.

Ведущий: “Давайте с вами подведем итог нашего занятия и в качестве вывода ответим на такой вопрос: “Что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить число курильщиков?”

  • Повлиять на близкого человека, что бы он бросил курить.
  • Ограничить свое пребывание в помещении, где курят.
  • Высказывать свое мнение о курении в общественных местах.
  • Заинтересовать разговором, чтобы не возникло желание выйти и покурить.
  • САМОМУ НЕ НАЧИНАТЬ КУРИТЬ!!!

2 часть.

Распределение ролей и обязанностей среди членов агитбригады.

Подготовка членов агитбригады к проведению социологического опроса в школе, в городе. Обучение членов агитбригады правилам заполнения бланков анкет. Оформление “активного” стенда по теме: “Сигарете – НЕТ, конфетеДА!”.

Сценарий выступления агитбригады перед учащимися 4-7 классов.

Открывается работа агитбригады чтением стиха:

…И снова обратимся к теме.
В дыму планета – почему?
Да потому, что сигарета
Виной всему, конец всему!
Пусть человек сам “царь природы”,
Но он не вечен на Земле.
И сигаретой сокращает
Он жизнь планете и себе…
бросайте же дети все привычку
себя и близких отравлять.
Ведь в сигарете только – яд!
Свое здоровье берегите
В рот сигарету не берите,
Скажите сигарете - нет
И проживете до 100 лет!

Инсценировка сказки “РЕПКА”.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

автор, дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышь, репка, осень.

ДЕКОРАЦИИ:

Макет избы, забора, чучела.

АВТОР: жили – были дед да баба, ели кашу с молоком.

БАБА: только огород садить надо нам!

ДЕД: ведь весна кругом!

АВТОР:

Посадили они репку, стали долго поливать.
Тепло лето подоспело, стали бабка с дедом ждать.
Дед наш курит, бабка курит, внучка дышит тем дымком.
Жучка курит, кошка курит, только мышка здорово живет.(Мышка делает зарядку).
Но холодно стало, осень настала, репка у деда большая стала.

Вышел дед репку поглядеть. Поглядел и начал тянуть. Тянет - потянет – вытянуть не может. Кашляет, охает. Бабку зовет. С бабкой тянет – вытянуть не может, внучку ведет.

ВНУЧКА: - ой, баба, деда, сдалась вам эта репка, лучше бы я на дискотеку сходила.

АВТОР:- тянут – потянут, нет у них силы – вот результат привычек дурных. Стали все хором жучку кричать. С жучкой тянут – потянут – нет, репы им не достать. Тут на помощь им кошка бежит. Тянут – потянут, а на встречу им только земля летит. (Все охают, вздыхают) Делать нечего – осталось звать им мышку в этот час.

ДЕД: Репа вы тянулась малость, дернуть нужно только раз!

АВТОР: - ТУТ к ним мышка подбегает, репу разом вынимает, подбоченившись, глядит и семейству говорит:

МЫШКА: - Обращаюсь к вам сейчас, говорю вам без прикрас,не доводят до добра “астра”, “прима” и махра с сигаретой не дружите, лучше спортом вы займитесь! (все персонажи встают и под музыку выполняют физические движения, упражнения).

ВСЕ: да, чтобы здоровыми нам быть, будем с мышками дружить.

Исполнение частушек

Развеселые подружки
Закурили у пруда.
А несчастные лягушки
Посинели навсегда.

Ты гармонь, гармошечка,
Развей тоску маленечко.
У курилки моего
Лицо совсем белешенько.

Закрой, маменька, окошечко
Головушка болит.
Во дворе соседский Вовка
Сигаретами дымит.

Ничего, что я мала –
Сигареточку взяла.
Сразу вдруг позеленела
И дружка с ума свела.

Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке.
Кто курить отважиться,
Тому не то покажется.

Сигарета тонкая
Подруга моя модная
До чего ж те довела?
Стал я тоньше ковыля.

Инсценировка сказки “Волк, козлята и они”.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

АВТОР, ВОЛК, КОЗА, ДВА КОЗЛЕНКА, ВОДЯНОЙ И вредные СЕСТРИЧКИ – ПРИВЫЧКИ.

ДЕКОРАЦИИ и музыкальное сопровождение.

АВТОР: в одном селе жила Коза – дереза со своими козля тушками – ребятушками. Каждый день по утру, Коза уходила за молоком, а козлятам наказывала, как себя вести. Ушла коза далеко, а тем временем в селе рыскал голодный страшный Волк.

ВОЛК: - Ух! Хожу – брожу, с утра еще маковой росинки во рту не было: не завтракал, да еще и не обедать?… худо дело, совсем село не пахнет живностью!… Вспомнил, есть на другом конце села, Козлята с козлятами – вот так поживлюсь! (уходит облизываясь)

У дома Козы – ВОЛК:- не открывают, чуют, чем дело пахнет. Что же мне со своим голосом делать? Всю жизнь басом говорю! Что же это такое – капустой в лоб то козлят получил, на обед - замок поцеловал у козлят.… Пойду к Водяному, может он дельный совет даст.

АВТОР: - Сидит Водяной за столом отчаянный. На столе пачки сигарет.

ВОДЯНОЙ: - Самое испытанное средство! На, вот бери (подает сигареты).

Выходят Волк, Сигареты и располагаются перед домом Козы, заманивают козлят.

АВТОР: Взял сигарету один козленок, затянулся – голову ему так вскружило, другой закурил – все вокруг поплыло, Сестрички – привычки прочно привязались к козлятам.

Прибегает Коза, охает, плачет, бежит за Сыщиком.

СЫЩИК: - я, кажется, понял, кто здесь виноват. Вот одна (вытягивает за ухо Привычку), а вот и вторая. Ну, рассказывайте, что здесь произошло?

ПРИВЫЧКИ: (невнятно) - … мм.. да, это она. Нет, это не я, это она!

КОЗА: - как же нам от них избавиться?

СЫЩИК: - очень просто, главное – желание!

Все делают непроизвольные движения под музыку и уходят.

КОЗЛЯТА:- будьте осторожными, где гулять и с кем дружить, чтобы весело вам жить!

АВТОР: Итак, друзья, каждый из вас сделал собственные выводы. Надеемся, что они у вас верные. Пусть при каждой ситуации выбора вашим девизом станут следующие слова:

“ Проще отказаться один раз, чем пытаться сделать это всю свою жизнь”.

Закрывается работа агитбригады чтением стиха и песней.

Сигаретная страна -
Очень мрачная она.
Кто хоть раз в нее ступил,
Сигарету закурил,
Тот во многом прогадал,
Тот здоровье потерял.
Лучше спорт, компьютер, книжки
Для девчонок и мальчишек.
Научись ответить “НЕТ”
Любой пачке сигарет!

Исполнение гимна членами агитбригады.

Дети разных народов,
Мы мечтою о счастье живем.
В эти грозные годы
С сигаретой бороться идем.
В разных землях и странах,
На морях, океанах
Каждый, кто молод, встань с нами вместе!
В наши ряды друзья!

Припев:

За здоровье выступает молодежь!
С сигаретой на земле не проживешь!
Нам, молодым
Вторит песней той
Весь шар земной.
За здоровье выступает молодежь!

Спасибо за внимание, берегите свое здоровье!!!

Приложение