Леворукий ребенок

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Что мы знаем о левшах.

Леворукость веками остаётся загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% составляют леворукие.

Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Одно из них - предположение американского учёного К.Сагана. По его мнению, левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что использовалась для гигиенических процедур, а правая только для еды и приветствий, что в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней.

Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение.

Это выраженное даже средствами языка предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают её «нечистой». Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии- йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку.

Гипотезы патологического происхождения леворукости.

К сожалению, и сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как и умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть, хотя патология развития иногда лежит в основе леворукости и сниженных интеллектуальных способностей, у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже немало.

В первые месяцы жизни мозг ребёнка весьма пластичен, поэтому при травмах одного из полушарий другое может взять на себя утраченную функцию. В тоже время более поздние травмы приносят существенный вред, величина которого напрямую зависит от времени получения травмы: чем позднее она происходит, тем меньше компенсаторные возможности мозга.

Наиболее тяжелы последствия повреждения до года не левого полушария, а правого. Большая часть из них несовместима с жизнью. При повреждении же левого правое легко берёт на себя, его функции.

Каковы причины повреждения мозга?

Известно, что более 90% рождающихся детей занимает во время родов позицию лицом к правому бедру матери, когда давление лонного сочленения приходится на правый висок плода. Только в 8% случаев положение противоположно, причём оно чаще встречалось у мальчиков, чем у девочек (больше леворукость у мальчиков). Оказалось, что все патологические осложнения были связаны со вторым вариантом. Травма левого полушария при рождении может привести к леворукости.

Подтверждением гипотезы патологического происхождения левшества являются многочисленные данные о том, что среди леворуких чаще встречаются аутизм, заикание, речевые расстройства, психические заболевания.

Возникновение и развитие подобных аномалий возможно не только из-за травм при рождении или сразу же после рождения, но и вследствие изменения химического состава среды, окружающей плод ещё до рождения. Эти химические изменения могут возникнуть из-за болезни матери, переживаемого ею стресса или из-за таблеток, которые она по той или иной причине принимает в этот период.

Известно также, что высокие концентрации мужского полового гормона подавляют развитие левого полушария и ускоряют созревание правого. Поэтому стресс матери в период беременности может приводить к развитию леворукости у ребёнка. У таких леворуких выше вероятность речевых расстройств. По статистике, у них в 11 раз чаще возникает дислексия (трудности в обучении чтению и стойкие нарушения этого процесса), чем у праворуких.

Больше всего неправоруких среди рождённых четвёртыми детьми и позднее. Это свойство не зависит от возраста матери и, по-видимому, объясняется какими-то процессами в её организме обусловленными множественными родами. Эта зависимость обнаружена только для мальчиков и у девочек отсутствует. Можно предположить, что леворукость объясняется большей частотой трудных родов у более старших женщин и, следовательно, большей вероятностью родовых травм с повреждением левого полушария.

Рождённые в период с марта по июль могут быть леворукими, чем те, кто родился с августа по февраль. Отсутствие половых различий позволяет высказать предположение, что этот феномен может быть связан с сезонными изменениями в подверженности инфекции. Если мать переболела гриппом, то его возбудитель мог повредить мозг ребёнка.

Безусловно, из группы леворуких можно выделить тех, чья леворукость обусловлена исключительно травмой, а поэтому может сочетаться с любой патологией. Клинические данные свидетельствуют о том, что у левшей с признаками раннего повреждения левого полушария центр речи располагается в правом полушарии, тогда как у левшей без болезненной симптоматики он локализуется в левом. Таким образом, в период вынашивания ребёнка будущей матери следует быть весьма осторожной и помнить, что её поведение может в значительной мере предопределить будущее ребёнка.

Как вычислить левшу.

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребёнка можно уловить в самом раннем возрасте. Кулачок правой руки будущий правша сжимает сильнее, чем левой, уже в возрасте семнадцати дней, чуть позже он будет дольше удерживать погремушку в правой руке. По другим данным, о леворукости ребёнка можно судить с трёх месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорождённых и происходит становление основных позних и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорождённого исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий.

Однако все эти прогнозы в возрасте до четырёх-пяти лет, по мнению большинства

исследователей мало эффективны, так как, начиная с шестнадцати-двадцати недель и до двух лет происходят волнообразные изменения рукости, с двух до пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырёх-пятилетнем возрасте). Почему? Во-первых, потому, что именно в этом возрасте ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Существует несколько вариантов определения рукости. Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. (Рисунок 4), (Рисунок 3).Одним из таких хорошо известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложиться большой палец правой руки, у левшей- левый. Несмотря на большую популярность, тест мало эффективен.

Второй, столь же известный, «поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть- под правым предплечьем, у левшей- сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем- превая.

Третий - аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука; у левшей - левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисует неведущей рукой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет т правой и левой рукой в бытовых условиях?

Исследования французских учёных показали, что. Как правило (в 90% случаев), графические левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши - бытовыми правшами, причём это соотношение сохраняется в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети- левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным (мы разберём подробные примеры в следующих разделах).

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или в равной степени правой и левой. Нередко родители и педагоги (особенно учителя физической культуры) считают необходимым определение ведущей ноги и ведущего глаза. Тесты для определения «ногости» не так разнообразны, как для определения рукости, но они есть.

  1. Закидывание ноги на ногу-ведущая нога при этом оказывается сверху.
  2. Измерение длины шага - считается, что длина шага ведущей ноги больше, чем неведущей.
  3. Отклонение от заданного направления - тест, основанный на различии длины шага ведущей и неведущей ноги.

Как помочь леворуким детям адаптироваться к школе?

Отказ от переучивания леворукого ребёнка всё же не решает всех проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее, появляется ряд других, связанных с дифференцированными (с учётом особенностей леворуких) методами обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т., д.

Фактически леворукого ребёнка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Между тем функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушение пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей. (Рисунок 1), (Рисунок 2), (Рисунок 5), (Рисунок 6).

Традиционно наиболее сложным периодом адаптации (приспособления) к школе в первом классе считаются первые недели обучения. Это действительно так. Период адаптации достаточно продолжителен-6-8 недель. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, головные боли, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются. Легче всего проходит этот период у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Среди тех, кто тяжело адаптируется, как правило, дети с неблагополучным течением периода наворождённости, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями, и особенно те дети, которые имеют расстройства нервно-психической сферы.

Что ещё может способствовать успешной адаптации леворукого ребёнка к школе, что помогает справиться с нагрузкой, сохранить высокую работоспособность? Прежде всего, волшебная сила движения. Им так хочется размяться, побегать, попрыгать. Поэтому и носятся, что очень устали от статической нагрузки, связанной с вынужденным сидением за партой, потому и кричат, что очень нужна эмоциональная разрядка, потому так рады заняться новым видом деятельности.

Двигательная активность - самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Особенно важны все виды физических упражнений для леворуких детей. В подвижных играх они утомляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит взаимодействовать, считаться с другими детьми.

Как помочь ребёнку справиться со школьными проблемами?

Вне зависимости от причин и специфичности школьных трудностей проблемы своих детей взрослые почти всегда воспринимают болезненно и часто не знают, что делать, как вести себя, как помочь ребёнку. Сами того, не желая, они часто создают дополнительные проблемы, не помогая ребёнку, а, наоборот, ухудшая ситуацию.

Беда не только в самих трудностях, которые не позволяют ребёнку хорошо учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребёнком и родителями. Эти конфликты формируют у ребёнка чувство неполноценности, неудовлетворённости, неуверенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи, отсутствие конструктивной помощи отталкивают ребёнка от взрослых, и он окончательно теряет веру в себя.

Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителя и родителей. Выражения, адресованные ребёнку, типа: «у меня, нет сил с тобой, возиться», « это так просто, а ты не можешь научиться». Заметьте, не приводятся более «сильные» выражения, которые совсем не редко срываются с уст родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребёнка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, но родители редко задумываются, что наказания больно ранят. Пожалуй, самым сильнодействующим является вариант отторжения (неприятия) ребёнка. Давным-давно Агния Львовна Барто рассказала, как тяжела эта ситуация:

Я заработал двойку
Из-за трёхзначных чисел.
Мой папа рассердился,
Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол.

Нет, он молчит часами
Ни слова не проронит,
Как будто я не Павлик,
А кто-то посторонний.

Он с безразличным видом
Меня оглянет мельком,
Как будто я не Павлик,
А стол или скамейка!

Он, мне не отвечая,
Меня, не замечая,
Молчит и за обедом,
Молчит во время чая…

А мне молчанье в тягость!
Я с горя спать улягусь.

Неприятие, по мнению психиаторов,- один из самых драматических вариантов. При неприятии всё в ребёнке вызывает досаду, раздражение, выводит из себя. Причины неприятия могут быть разными, но, к сожалению, такой причиной может быть и леворукость ребёнка.

При возникновении школьных трудностей рецепт, как правило, прост и однообразен: больше заниматься. Однако использовать этот совет на практике не так уж просто. Во-первых, сам, без помощи взрослых, ребёнок заниматься, как правило, не может. Чаще всего родители работают, а значит, для занятий остаются лишь поздние вечерние часы, когда ни у ребёнка, ни у родителей нет сил. Эти занятия обычно кончаются слезами, раздражением, упрёками, эффективность их чрезвычайно низка.

Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учёбе (вплоть до полного отказа ходить в школу или учить уроки), и в нарастании психического и физического напряжения. Весь комплекс этих неблагополучных факторов является причиной возникновения невротических реакций и перерастания их в устойчивые формы поведения и реагирования. Один из таких факторов - неправильная тактика взаимоотношений с ребёнком. Известный детский психолог А.И.Захаров выделяет следующие черты неправильной тактики родителей.

  1. Низкая сплочённость и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
  2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
  3. Повышенная степень опеки и ограничений в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
  4. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Отрицательно действуют на ребёнка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей (и, прежде всего мам), как:

  • повышенная эмоциональная чувствительность, склонность всё принимать « близко к сердцу», легко расстраиваться и волноваться;
  • эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
  • склонность к беспокойству;
  • противоречивость личности;
  • стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентризм- фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, неумение пойти на компромисс.

Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений («не пойдёшь гулять», «не будешь смотреть мультик»), бесчисленных замечаний отнюдь не способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, уверенности в способности преодолеть трудности.

Очень часто родители не могут оказать реальной помощи ребёнку, но советов и наставлений у них - в избытке. И это не рождает в ребёнке уверенности, а, наоборот, повышает тревожность, страх неудачи. Не менее важно научиться любить ребёнка не за его удачи, успехи, достижения, а просто потому, что он любимый, неповторимый, единственный.

Говорят, что сегодняшние дети намного труднее тех, кто рос 20-30 лет назад. Да, они более открыты, подвижны, менее дисциплинированны (а может, просто свободны и менее скованны?). Но ведь и их жизнь отличается от жизни сверстников 1950-1960-х гг. Они живут такой насыщенной жизнью, которую может выдержать не всякий взрослый. Некоторые из них проводят в школе более 10 часов, они вынуждены всё время контролировать себя, они ни на минуту не остаются одни, а объём информации, который необходимо впитать, бывает просто непосильным.

Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят. А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие - леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие - не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

Список литературы:

  1. М.М.Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.
  2. А.В.Семенович. Эти невероятные левши.- М., 2007.
  3. Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок : диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005.
  4. М.М.Безруких. Готов ли ребёнок к школе?
  5. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких.- М., 2007.
  6. М.М.Безруких. Ребёнок идёт в школу.-М., 2000.
  7. М.М.Безруких. Почему учиться трудно.-М.,1995.
  8. О.С.Лобзякова. Учимся правильно и чётко говорить.-М.,2004.