Цели:
- Прививать любовь к труду, желание делать вещи своими руками, испытывать радость от выполненной работы.
- Научить девочек красиво двигаться под музыку.
- Развивать творческие способности, абстрактное мышление.
- Обобщить и закрепить навыки работы с бумагой.
- Научить выполнению моделей оригами для походного стола.
- Познакомить с застольным этикетом.
Оформление: Разноцветные шарики, плакаты с пословицами о труде, стенд - выставка моделей, выполненных в технике «Оригами», на столе - выставка объемных моделей, выполненных в технике «Оригами», куклы в национальной одежде, где присутствует передник, запись темы занятия на доске.
Посуда и продукты: Поднос, стаканы, тарелки, чайные ложки, ножи, кипяток, заварка, сахар, хлеб, колбаса и др.
Материалы и пособия: Скатерти, салфетки, магнитофон, диск с записью музыки «Майский вальс», небольшие призы для награждения, карточки с названиями рабочих инструментов, повязки на глаза, передники и косынки для демонстрации, пуговицы, нитки, иголки, ножницы, лоскутки ткани, цветная и белая бумага для ручного труда, цветные карандаши.
Ход урока
1-й Учитель:
Наши руки - не для скуки,
А для дела наши руки.
Ремеслом своим они
В жизни помогать должны.
(Приложение – Слайд №1).
Сегодня мы с вами посмотрим, что умеют делать наши руки: мастерить, шить, рисовать, вспомним пословицы о труде, загадки о предметах быта, рабочих инструментах.
Всем портнихам нашим милым,
Их рукам - хвала и честь.
Им, поверьте, все по силам,
Раскроить, сметать и сшить.
Сегодня наши девочки покажут, выполненные на уроках технологии, передники и косынки.
(Включаем музыку, идет демонстрация передников, учитель комментирует показ моделей передников). (Слайд №2.)
2-й Учитель: На стенде представлена выставка (Слайд №3.) традиционных моделей, выполненных в технике оригами на уроках мальчиками. Эти модели имеют плоскую форму. На толе представлены объемные модели, выполненные в технике оригами. Внимательно посмотрите на нашу выставку, и каждый ученик представит свои модели и расскажет как он над ними работал. (Представление моделей оригами).
Друзья, сегодня мы с вами научимся выполнять простейшие модели посуды для походного стола - это тарелочка и салфетка к ней. Посмотрите на стенд. Здесь представлена схема выполнения тарелки из бумаги и схема фигурного складывания салфетки. Мальчики уже умеют читать схемы и помогут девочкам выполнить тарелочку и красиво сложить салфетку. (Все учащиеся складывают тарелочки и салфетку в виде парусника). (Слайд №4, 5).
1-й Учитель: Приложи старание, победи в соревновании. Начинаем конкурс «Ловкая иголочка» (Слайд №6). Для участия в конкурсе приглашаются 2 мальчика и2девочки.
Задание – грамотно и аккуратно пришить пуговицу к лоскутку ткани. Пока участники конкурса будут пришивать пуговицы, остальные учащиеся рисуют модели одежды на бумаге.
Подведение итогов. Победители в конкурсе награждаются призами за аккуратную и оригинальную модель. Нарисованные модели оформляются в альбом.
2-й Учитель: Внимание, друзья, новый конкурс объявляю я! Объявляется конкурс «Зоркий глаз» (Слайд №7). Для конкурса предлагаются несколько предметов. Задание - на глаз достаточно точно определить размер показанного предмета. Победители, правильно угадавшие размер награждаются предметом, размеры которого угадывали.
Необходимо определить:
- длину книги В.Носова «Приключения Незнайки»,
- длину тетради,
- ширину коробки цветных карандашей,
- высоту круглого пенала,
- длину линейки,
- ширину набора цветной бумаги.
- высоту кубика.
1-й Учитель: Что такое сервировка стола? Что значит сервировать стол?
(2 девочки, 2 мальчика под руководством учителя готовят бутерброды, остальные дети заняты конкурсом).
2-й Учитель: Объявляется конкурс «Нарисуй предмет». Условия конкурса: выбрать карточку и с завязанными глазами нарисовать мелом на доске предмет, указанный в карточке. (Участники конкурса с завязанными глазами рисуют на доске мелом предложенные предметы - совок, чайник, веник, ножницы, топор, пила, молоток, рубанок и др.)
1-й Учитель: (Все учащиеся садятся за столы. В приготовленные тарелочки выкладываются бутерброды, 2 учитель разливает чай).
Внимание! Сегодня я расскажу вам о бутербродах, о продуктах используемых для приготовления бутербродов, откуда произошло слово «бутерброд», расскажу легенду о чае.
Жил когда-то в Китае мудрец Дарама. Все дни проводил в размышлениях о боге, о смысле жизни. Однажды явился к нему во сне Будда. Дал Дарама обещание молиться три дня и три ночи не смыкая глаз. На второй день веки мудреца сомкнулись и он заснул. О ужас! Он нарушил обещание данное богу. Но он не виноват. Это веки сомкнулись и вызвали сон. Взял тогда Дарама нож, отрезал веки и выбросил в окно.
На месте, куда упали веки мудреца, вырос куст с красивыми душистыми цветами. Напиток из листьев этого растения придавал бодрость, прогонял сон.
Туай-йе - веки. Бай-хоа - белая ресничка. Чайный лист с низу покрыт нежными белыми ворсинками. А байховыми сейчас называют все рассыпчатые чаи.
(Идет дегустация бутербродов. Обратить внимание на манеры поведения за столом, аккуратность, посадку, вежливость, как нужно размешивать чай, как пользоваться салфетками из ткани, бумажными салфетками)
2-й Учитель: убирает с двумя детьми посуду со столов.
1-й Учитель: Пока идет уборка со столов посуды, мы с вами отгадаем загадки об инструментах.
Четыре Ноги, два уха
Нос да брюхо.(самовар)
Что за урод: нос и рот
Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу,
Сама не глотаю, а выливаю.(ложка)
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, а хвостик - льняной.(игла)
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго
Покажусь и под комод.(клубок)
Самый бойкий я рабочий в мастерской
Колочу, что есть мочи день – деньской.
Как завижу лежебоку, что валяется без проку,
Я прижму его к доске, да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка – чуть видна его фуражка.(молоток, гвоздь)
В Полотняной стране на реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.(утюг)
2-й Учитель: Все немного устали и сейчас мы с вами проведем небольшую физкультурную паузу. (Учащиеся выполняют несколько несложных упражнений).
Объявляется новый конкурс «Продолжи пословицу о труде».
- Язык до Киева… (доведёт)
- Ешь пироги с грибами, держи язык…. (за зубами)
- Слово не воробей, выпустишь – … (не поймаешь).
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Что написано пером, того не вырубишь … (топором)
- Знай больше, а говори меньше.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь…(не молвится)
- Какова пряха, такова на ней …(рубаха)
1-й Учитель: (Слайд №8).
Знают мамы, знают дети,
Знает взрослый и малыш,
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза
Хоть впряги в него коня.
Не спасешься от мороза
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.
Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Спасибо за работу!