Цели:
- Уточнить и расширить представления детей о тайге, о жизни диких животных в зимнее время.
- Сравнить животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания.
- Помочь детям осознать место каждого существа в сообществе зверей, взаимосвязь их со средой обитания.
- Закрепить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Опыты со снегом и водой.
Задачи:
- Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
- Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твёрдых и жидких предметов.
- Развивать у детей творческое воображение.
Обогащение словаря:
- "нора", "логово", "дупло", "бездомный", "лиса –хитрая, ловкая", "заяц – трусливый", "волк – клыкастый", "медведь – шатун" , "слизывает натоптыши", "лисья морда", "беличий хвост", "медвежья лапа", "детёныши".
- "тает", "замерзает", "снежная крупа", "снежные хлопья", лаборатория".
Развивающая среда: объёмные ели, сосны, шар из мишуры, снежный ком, письмо, иллюстрации диких животных, следы животных, человека, иллюстрации на зимнюю тематику, гербарий – веточки хвойных деревьев, силуэты ели, сосны, условные обозначения (воды, солнца, веток), кубик головоломка, снежинки, фишки, магниты, музыкальное сопровождение, магнитофон.
Лаборатория: столы, белые скатерти, пластмассовые розетки, лукошко со снегом, лукошко с цветными льдинками, колбы с разноцветной водой, пробирки, снеговик, гирлянды, лупы, салфетки, объёмные ели, сосны, колпаки.
Предварительная работа:
- Чтение литературы о тайге, целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о тайге и его обитателях, наблюдения на прогулках и экскурсиях, составление рассказов о хвойных деревьях, диких животных, просмотр видео-фильма "Жизнь диких животных”.
- Опыты, эксперименты с водой.
Дидактические игры:
"Звери в лесу", "Почему медведь спит зиму?", "Звери в осеннем лесу", "Деревья, какие они? ", "Угадай, чей это след? ", "Медведь, медведь, что ты ешь?".
Ход занятия
Звучит мелодия: "Вьюга". Неожиданно в приёмную влетает в окно снежный ком из новогодней мишуры, где прикреплено письмо с приглашением в зимнюю тайгу.
Письмо.
"Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в загадочную тайгу, где вас будут ждать интересные задания, игры-превращалки, игры-загадки, где вы увидите таёжную лабораторию, где можно проводить опыты".
Ваш "Лесовичок".
Какое необычное приглашение. Ребята, а что такое тайга?
Всё правильно, в тайге растут хвойные деревья, кусты можжевельника, много диких животных, птиц, растений, насекомых, воздух очень чистый…
Ну, ведь сейчас зима, на улице очень холодно?
Если вы согласны, одеваемся потеплее и отправляемся в дальний путь.
Но сначала давайте вспомним правила поведения в тайге.
Посмотрите, а вот и снежная тропинка по которой нам видимо надо идти.
"Мы шагаем по сугробам".
(физкультминутка)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.
Устали? Присядем на полянке, отдохнём.
Как красиво вокруг. Зима хозяйничает в тайге.
А зима она какая, как про неё можно сказать?
Всем хочется рассказать о зиме, но что бы все смогли рассказать о ней, нам поможет снежный ком, у кого он окажется в руках, тот и будет говорить. Договорились?
Как хорошо вы рассказали о зиме.
Посмотрите какой огромный сугроб, я попробую его раскопать, да он не простой, здесь спрятаны ветки деревьев (дети рассматривают ветки хвойных деревьев, называют их, за ответ выбирают себе разноцветную фишку).
Отдохнули? Пойдём дальше (физкультминутка "Мы шагаем по сугробам").
Сколько снега в тайге, какие огромные сугробы и каждый сугроб в себе что-то таит. Это второе задание Лесовичка. Он предлагает вам разделится на две команды, (дети делятся по фишкам). Определить по силуэту дерево, назвать его и с помощью условных обозначений отметить, что оно любит (команды выполняют задания у мольбертов, доказывают свою правоту используя речь доказательство).
Какая сказочная мелодия, так и хочется поиграть в игру "Лесные жители". А вам?
"Лесные жители". Двигательные упражнения.
Лисичка рыжая шагает,
Хвостом дорогу заметает.
По снегу петляет зайка,
Вправо – скок и влево – скок.
Ты его, лиса, поймай-ка,
Убежит он со всех ног.
По сугробам мчится волк
Серый волк, зубами щёлк.
Вперевалку ходит мишка,
Косолапый наш топтыжка.
Белка скачет, белка скачет,
Словно серый мягкий мячик.
А вот ещё сугроб, украшен весь снежинками, да они все разные, выберите себе понравившуюся снежинку. Дальше путь будет очень трудный, что бы нам не заблудиться выберите себе дружка по цвету снежинок. И пойдем дальше.
А вот и третье задание.
Для каждой пары под елью Лесовичок приготовил конверт, в нём портрет животного, который нужно рассмотреть внимательно, никому не показывая, а затем сочинить загадку про него и загадать её своим друзьям.
Посмотрите, сколько на снегу следов. Кто же их оставил? (дети идут и рассматривают следы животных). Куда же они нас ведут? (дети приходят в лабораторию).
Лаборатория:
Надевайте волшебные колпачки.
Здесь опять тайна и отгадать её можете только вы.
Загадки.
- Вился, вился белый рой,
сел на землю – стал горой. (Снег). - Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Коль поймаешь на ладонь. (Снег)
Сегодня мы в лаборатории побеседуем о снеге (достать лукошко со снегом).
Давайте вспомним о нём всё, что вы уже знаете.
Как можно красиво сказать о снеге? Снег, он какой?
Какой снег бывает в морозную погоду? (сухой, из него плохо лепить).
А когда снег бывает мокрым? (в оттепель из него хорошо лепить снеговика, крепость …).
Как вы думаете, снег твёрдый или жидкий?
Какие вы знаете разновидности снегопадов? (Снежная крупа – очень мелкий сухой снег, снежные хлопья).
Возьмите немного снега ложечкой и положите его в тарелку, отодвиньте её подальше, посмотрим, что с ним будет происходить.
Возьмите немного снега в ладошку, наблюдаем за тем, что происходит со снегом на ладони?
Почему снег быстро тает?
Ребята, вспомните, мы проводили опыты с водой в детском саду и дома. Вода, она какая? (Дети размышляют).
Посмотрите ребята, а ведь здесь ещё один секрет есть для нас. Достаю лукошко с цветными льдинками.
Что это? Льдинки, они какие? (холодные, гладкие, скользкие, разноцветные …) Как вы думаете, как получились эти льдинки (вода приняла форму ёмкости).
Делаем вывод: вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха, может менять свою окраску, умеет превращаться в лёд, принимать форму ёмкости в которой находится.
Молодцы, вы сегодня были настоящими учёными, но нам пора возвращаться в детский сад.
А возвращаться мы будем по нашим следам (дети возвращаются по тропинке). На тропинке находят портрет "Хозяина тайги", каждый ребёнок получает его на память о путешествии в тайгу.
Используемая литература:
- Смирнов А.В. Зачем елке иголки? – М.: Малыш, 1986. – [25]с.: ил. – (Почемучкины книжки).
- Смирнов А.В. Тайны сибирских лесов. – М.: Дет. мир, 1959. - 96 с.: ил.
- Каука Р. Медвежонок Миша. Узнаём Зверей: Пособие для игрового дош-кольного обучения. – М.; ЭКСМО, 1997.- 96с.