Роль Тренажер – Игрушки в развитии детей с общим недоразвитием речи
От автора.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида воспитываются дети с речевыми нарушениями. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой сферы. У детей понижен мышечный тонус, слабая мелкая моторика рук, слабо развиты перцептивные действия, ограничен социальный опыт. У проблемного ребенка и слабое произвольное внимание. А привлечь внимание можно только яркими предметами, звуками, движением. Внимательно изучив проблему, познакомившись с историческими справками, методической и педагогической литературой по данному вопросу, я пришла к следующему выводу: за всю историю появления игрушек и развивающих игр путем естественного отбора появились ценные экземпляры, обладающие доступностью, качеством и эффективностью воздействия, вариативностью использования (пирамидки, кубики, мячи, и др.). И еще одно из главных педагогических требований – игрушки не только должны побуждать исполнять игровые действия, но и способствовать интересно общаться.
Изучив проблематику, пришла к выводу. Я могу помочь ребенку в психо-речевом развитии. Используя собственный опыт педагогической работы и наработанную практику конструирования игрового оборудования разработала: «Тренажер-Игрушку для развития мелкой моторики, тактильности и координации движений рук», получила Свидетельство №26421 Российской Федерации.
Использование Тренажер-Игрушки в коррекционно-педагогической работе с детьми
Цель: повышать тренировочно-игровую занимательность и стимуляции занятий и игр по мелкой моторике, тактильную чувствительность и координацию движений с учетом возрастных особенностей детей имеющих речевую патологию.
Задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать оптико-пространственное восприятие;
- обогащать воображение;
Описание, механизм действия.
Тренажер-Игрушка представляет собой перчатку с пятью сквозными пальчиковыми элементами и тыльной частью. При этом сама перчатка выполнена в художественном варианте (например, в виде животного), (Приложение 1).
Ребенок просовывает пальцы руки в отверстия сквозных элементов Тренажер- Игрушки «животного» (лапки, голова). Ладонная сторона руки остается открытой, а тыльная является корпусом игрушки в виде черепашки, собачки, лисички и т.д. Ребенок начинает играть, повторяя действия и поведение животного, образ которого у него на руке. За счет активности работыпальцев «животное» двигается вперед, назад, вправо, влево, соединяет «лапки», и т. д.
Принципы:
- принцип занимательности – именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, осуществлению мощной психоэмоциональной разрядки – и у ребенка возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;
- принцип новизны - использование игрушек стимулируют ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и стимулируют к приобретению новых знаний;
- принцип комплексности – решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;
- принцип постепенной усложненности – т.е. ненавязчиво, а в игре ребенок поэтапно совершенствует свои движения;
- принцип сотрудничества – в использовании Тренажер-Игрушек очень важна атмосфера доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Критерии эффективности:
Используя Тренажер-Игрушки в практической деятельности с детьми, отягощенными речевой патологией ориентируюсь на критерии эффективности. То есть, что должно быть сформировано в результате использования Тренажер-Игрушек:
- умение ребенка вовлечь все пальцы обеих рук в движение с Тренажер- Игрушкой, что является показателем гибкости и ловкости пальцев и кисти рук;
- способность ребенка самостоятельно создавать игровую среду на основе инициативы, организаторских и творческих способностей;
- сопровождать движение с Тренажер-Игрушкой словесным пояснением, используя прямую и косвенную речь, составление сюжета с фабульным развитием действия;
- умение ребенка договариваться с партнером, совместно продумывать свои действия.
Формы работы с применением Тренажер-Игрушки.
Работу детей с Тренажер-Игрушкой выстраиваю индивидуально, под группами в парах. Тренажер-Игрушку я использую: в различных играх, с массажными мячами (Приложение 2), массажными ковриками, при выполнении пальчиковых и ручных упражнений; в сочетании с настольно-печатными играми (лото, кубики, конструктор, шнуровки, мозаики, и др. (Приложение 3); в играх-инсценировках, когда на занимательно-игровой основе логично сочетаются движения рук, пальцев с соответствующими игровому содержанию стихами, песенками, рифмами и даже с сюжетом знакомых сказок. Творческие игры с Тренажер-Игрушками вовлекают детей и дети от имени персонажа, который у них на руке, выстраивают диалоги, монологи между героями известных сказок, придумывают свой сюжет (Приложение 4). Все это развивает воображение, образное мышление, фантазию, внимание, наблюдательность, выдержку.
Предлагаемая Тренажер-Игрушка будут полезна учителям, логопедам, дефектологам, педагогам-психологам, а также воспитателям и другим педагогам, которые занимаются реабилитацией, профилактикой, обучением, развитием и воспитанием не только медленно развивающихся детей с пониженным мышечным тонусом и иными патологиями и физическими недостатками, но и здоровых дошкольников и младших школьников. Тренажер-Игрушка может быть использована в качестве пособия в игровой, воспитательной, учебной деятельности для обучения детей раннего школьного и дошкольного возраста, предметного двигательного действия для развития мелкой моторики рук, развития тактильности пальцев и координации движения, подготовки руки к письму.
Тренажер-Игрушка многовариантного использования, учитель-логопед может вводить ее в игры и упражнения на свободу звучания, игры и упражнения на свободу дыхания, игры на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом, игры-упражнения на развитие двигательных способностей, игры на соединение речи с движением.
Авторская игра - упражнение “Черепашка” на соединение речи с движением
Дидактическая задача: согласовывать слова с действиями пальцев, кисти и руки.
Игровое правило: Выполнять действия в соответствии содержания стихотворения. Действия с Тренажер-Игрушкой производить двумя руками: на одной Тренажер-Игрушка, другая дополняет требуемые действия.
Игровое действие: Имитация движений.
Оборудование: Тренажер-Игрушка «Черепашка ».
Ход игры
Ребенок читает ранее выученное стихотворение, выполняя имитационные действия в соответствии содержания стихотворения.
Слова.
Стихотворение «Черепашка», И.Лопухина.
Слово | Движение |
Ах, обжора – черепашка! Панцирь вот ее рубашка. |
Тренажер-Игрушка «Черепашка» надета на правую руку ребенка. Руки согнуты в локтях перед собой. Левой рукой ребенок поглаживает панцирь черепашки. |
Может лазить по горам, | Левая рука имитирует горы (согнута в локте и в запястье перед собой), а правая рука – «Черепашка» «лазает по горам». Левая рука согнута в локте и запястье перед собой. Передвижение «Черепашки» производится 1, 2, 4, 5 подушечками пальцев; средний, голова, приподнят. |
Может плавать по волнам. | Показать левой рукой качающиеся волны, правой рукой изобразить плавающую по волнам «Черепашку». Согласованно обеими руками выполнять в горизонтальном направлении, в стороны и в середину, переходящие гибкие движения, от локтя через запястье к концам пальцев рук и наоборот. |
Поплывет – и цапнет рыбку, Съест с довольною улыбкой. | Левая ладонная часть руки является рыбкой. Плавными движениями руки в запястье производить гибкие извивающиеся движения. На слова, «цапнет рыбку», правой рукой произвести быстрое хватательное движение ладони левой руки. |
Отдохнет она немножко, На обед поймает мошку. |
Кисти левой руки сжать в кулачок – «камушек».
Правая ладонь – «Черепашка», отдыхает на «камушке». На слова «поймает мошку» пальцами правой руки выполнять сгибательно-разгибательные движения. |
Если ужинать пора, Цап - и схватит комара. |
Левая рука согнута в локте перед собой, ладонь руки внизу, прямые пальцы соединены. Правая рука, «Черепашка», передвигается по левой руке, от края тыльной стороны ладони к локтю. Передвижения чередуются с резкими хватательными движениями, имитируются движения слова «цап». |
Но еды ей не хватило: Цап! Меня за нос схватила! |
На слове «Цап», «Черепашка» схватывает подушечками пальцев за нос рассказчика. |