Цель урока: учащиеся должны знать о трёх состояниях вещества, уметь объяснять свойства твёрдых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества.
Демонстрации:
- Объём и форма твёрдого тела, жидкости, газа.
- Свойство газа занимать весь предоставленный объём.
Ход урока
I. Проверка знаний учащихся:
- Как взаимодействуют между собой молекулы?
- Когда действует отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
- Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твёрдого тела и жидкости?
- Какие примеры смачивания и несмачивания твёрдых тел жидкостью можно привести?
- В каком дереве капилляры тоньше - в сосне или в эвкалипте?
- Есть ли капилляры в стекле?
- Почему на поверхности резины капелька воды принимает форму шариков, а на поверхности хлопчатобумажной ткани растекается в тонкую плёнку и впитывается?
II. Новый материал - лекция с демонстрацией опытов.
На этом уроке учащиеся должны не только формально усвоить, что в природе существуют различные агрегатные состояния вещества, но и понять их физические различия и общность. На примере воды можно показать, что при определённых условиях она может быть твёрдым телом (лёд), жидкостью (вода), либо газом (водяной пар). В сущности, любое вещество можно заставить пребывать в одном из трёх агрегатных состояний. Для этого необходимо, прежде всего, изменить его температуру: кислород становится жидким при температуре минус 193 градуса Цельсия, а уже при температуре минус 219 градусов Цельсия он становится твёрдым.
Чтобы твёрдый металл стал жидкостью, его, наоборот, следует нагревать. Если температуру свинца увеличить до 327 градусов Цельсия, он станет жидким.
Одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях имеет разное расположение молекул и атомов и скорость их движения различна. В то же время во всех агрегатных состояниях вещество состоит из одних и тех же атомов и молекул.
Если расположение молекул и их скорости для различных агрегатных состояний неодинаковы, то и физические свойства их тоже различаются.
При нормальных условиях твёрдое тело имеет форму и объём: кусок железа сколь угодно долго будет неизменным по форме и объёму.
Жидкость очень просто может менять свою форму. Для этого достаточно перелить её в сосуд иной формы - учитель переливает воду из одного сосуда в другой (рисунок 1.).
Рисунок 1.
При этом объём жидкости изменить очень трудно, так как она практически не сжимается. Данные свойства жидкости учитывают при изготовлении посуды из стекла
Газ не сохраняет ни формы, ни объёма, он имеет обыкновение к неограниченному расширению в пустоту.
Так как расстояние между молекулами газа значительно больше, чем в твёрдом теле и жидкости, его объём можно легко изменять, как уменьшая, так и увеличивая. Например, меняя положение поршня, под которым в сосуде находится газ, или сдавливая воздушный шарик.
Наличие бесцветного газа в сосуде можно обнаружить при помощи опыта (рис. 79 учебника).
Если газ обладает запахом, то его обнаружение происходит через органы обоняния.
Методические рекомендации
При рассмотрении данной темы учащиеся записывают опорный конспект.
М.В.Ломоносов на основе представлений о молекулах объяснил строение вещества…
III. Обсуждение вопросов:
- Можно ли сказать, что объём газов в сосуде равен сумме объёмов его молекул? (объём газа больше).
- Может ли быть поваренная соль жидкой, а углекислый газ – твёрдым? (да, например, при нормальном атмосферном давлении поваренная соль становится жидкой при температуре свыше 8000 С).
- Почему не удаётся наполнить бутылку жидкостью, если воронка плотно прижата к стенке горлышка бутылки? (воздух занимает весь объём бутылки, сила, с которой налитая в воронку вода давит на воздух, недостаточна, чтобы сжимать его в значительной мере).
- Почему при сгибании прутика паяльного олова слышен характерный треск? (результат связи между кристаллами олова).
Дополнительный материал к уроку:
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не подберёт:
Ни царь, ни царица, ни красная девица (град).
По морю идёт, идёт
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт (волна).
Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся (запах).
Я вода, да по воде же и плаваю (лёд).
IV. Домашнее задание: параграф 11, 12, задание № 3, сборник Лукашика, задача №84.
Литература:
- Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Пёрышкина “Физика. 7 класс./ под ред. Е.М.Гутник. – М.: Дрофа, 2001.
- Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведение. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005.
- Полянский. С.Е. Поурочные планы по физике. 7 класс. М.: ВАКО, 2003
- Физика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкина. в 2 ч. Ч.1./сост. Н.М.Обликова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004