Проблемно-диалогический урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью:
    • развития системного мышления;
    • развития творческого мышления;
    • поиска смысла через решение контекстной задачи.
  2. Систематизировать учебный материал об имени существительном, познакомить с понятием “род имени существительного”.
  3. Создать условия для формирования личностных качеств:
    • ответственность;
    • коммуникативность.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая

Оборудование:

  1. Схема для минутки чистописания;
  2. Условные обозначения для словарной работы;
  3. Карточка-образ словарного слова корова;
  4. Карточки с именами существительными для групповой работы на этапе актуализации знаний;
  5. Образ имени существительного;
  6. Таблички категорий;
  7. Тема урока;
  8. Вопрос;
  9. Большая буква О для гимнастики для глаз;
  10. Карточки с названиями родов имён существительных и с вспомогательными словами;
  11. Карточки с деформированными стихотворениями для групповой работы на этапе воспроизведения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мобилизационная часть урока

1. Психологическая готовность.

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим

2. Запись числа, классной работы.

Дети хором читают стихотворение.

 

 

Записывают в тетрадь.

Минутка чистописания

Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова на

данной схеме. < Рисунок 1>

Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок.

- Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать?

-Значения каких слов вам не понятно?

- Определите порядок написания букв и продолжите закономерность. ОоОооОоооО...

Это буква О. С её помощью получились слова: кот, ком, кол, кон, кок, код.

 

 

 

 

...ооооОооооо

...оооОооОо

...оОооОоооО

Словарно -орфографическая работа

Сегодня мы познакомимся со словом, которое вам надо самостоятельно составить с помощью условных обозначений. Каждой букве соответствует определённый знак.

Составьте слова, которое зашифровано следующим образом <Рисунок 2>.

- Какое слово у вас получилось? (вывешивается образ слова <Рисунок 3>)

- Дайте определение слову

- Что вы можете сказать про данное слово?

-Запишите новое слово в словарик.

Когда так говорят:

Как корова языком слизала.

У коровы молоко на языке.

КОРОВА

-Корова - это домашнее животное, которое даёт молоко.

- В этом слове 3 слога, потому что 3 гласные буквы; ударение падает на второй слог; запомнить гласную о в первом слоге.

 

(Один ученик комментирует письмо)

 

 

-Когда кто-то или что-то исчезло неизвестно куда.

- Надой у коровы зависит от хорошего корма.

Гимнастика для глаз

<Рисунок 4> “Рисуют” букву глазами в разных направлениях

 

Актуализация

-У вас на партах лежат карточки со словами. Отберите только те слова, которые так или иначе связаны со словом корова.

 

 

Вывешиваются на доску слова: молоко, рог, деревня, пастух, сметана, Бурёнка, сено, доярка, травы, поле, телёнок. <Рисунок 5>

 

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что такое имя существительное?

-Какое слова “лишнее” и почему? (вывешивается табличка)

- Теперь какое слово “лишнее”? (вывешивается табличка)

-На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (вывешивается табличка).

Работа в группах.

1 группа: молоко, рог, диван, деревня ,орех.

2 группа: пастух, лимон, сметана, одеяло, Бурёнка.

3 группа: лыжи, сено, доярка, кофта.

4 группа: травы, поле, телёнок, кастрюля.

(Дети выбирают необходимые слова и объясняют свой выбор)

- Это имена существительные.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

- Бурёнка - собственное имя существительное, остальные нарицательные.

- травы - существительное во мн. ч., остальные в ед. ч.

-Одушевлённые - пастух, доярка, телёнок и неодушевлённые -молоко, рог. деревня, сметана, сено, поле.

Постановка проблемы

Практическое задание на новый материал

Побуждение к осознанию

Побуждение к

проблеме

Теперь разделите эти существительные на три группы и запишите их в три столбика.

-Вы смогли сделать задание?

-Почему? В чём затруднение?

-Какой возникает вопрос?

(Фиксируется знак вопроса) <Рисунок 6>

-Нет. не смогли.

-Нам не хватило знаний об имени существительном.

-По какому признаку можно разделить имена существительные на три группы.

Поиск решения Материал для выдвижения гипотез

Побуждение к гипотезам

Проверка гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

-Вернёмся к нашему заданию. -Посмотрите, как я разделила эти существительные на три группы

Посмотрите на слова первого столбика, что у них общего, (аналогично со вторым и третьим столбиком)

-Почему эти слова записаны в разные

столбики?

(Вывешиваются над столбиками

опорные слова: м.р., ж.р., с.р.)

-Я вам предлагаю присвоить все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что телёнок принадлежит вам. (Фиксируются опорные слова)

 

-Итак, что нового вы узнали об имени существительном.

Видят столбики слов:

рог деревня поле

пастух сметана молоко

телёнок доярка сено

-В первом столбике слова мужского
рода, во втором - женского рода, в
третьем - среднего рода

 

 

Он, мой; Она, моя; Оно, мое

 

 

Существительные бывают мужского, женского и среднего рода

Воспроизведение

Формулирова- ние темы

-Значит, какую тему мы прошли? (Тема фиксируется на доске) <Рисунок 7> -Род имён существительных

Физминутка

Учитель диктует слова: дождь, небо, книга, солнце, стол, яблоко, рябина, труд, огурец, платье, школа

Если: м. р. -мальчики подпрыгивают;

ж. р. - девочки приседают;

с. р. - все хлопают в ладоши.

Закрепление

1.Работа по учебнику - упр.237

2.Фронтальная проверка.

3.Творческое задание:

- Вставить в стихотворение

рифмующиеся слова. <Рисунок 8>

Работа в группах

Вставляют слова и читают по группам:

1гр.-Женскип род запомню я
2гр.-И скажу: “ Она, моя”.
Згр.-И запомню род мужской
4гр.- И опять скажу: “Он, мой”.
Все- Средний род - “Оно, моё!”
Это правило твоё.

Итог урока. Рефлексия.

-Покажите зелёную карточку, кому на уроке было интересно, легко работать.

-Что на ваш взгляд было особенно интересным?

-Покажите жёлтую карточку те, кто старался, но у них немножко не получалось.

-Покажите красную карточку те, кому было трудно на уроке.

-Какое задание вызвало затруднение?

- Продолжите фразу: Сегодня на уроке я понял, что...

Работают с сигнальными карточками
Домашнее задание 1.Упр.238

2. Кто желает, может изобразить на альбомном листе предметы, которые обозначают существительные какого-то одного рода.