Цели:
- Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью:
- развития системного мышления;
- развития творческого мышления;
- поиска смысла через решение контекстной задачи.
- Систематизировать учебный материал об имени существительном, познакомить с понятием “род имени существительного”.
- Создать условия для формирования
личностных качеств:
- ответственность;
- коммуникативность.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая
Оборудование:
- Схема для минутки чистописания;
- Условные обозначения для словарной работы;
- Карточка-образ словарного слова корова;
- Карточки с именами существительными для групповой работы на этапе актуализации знаний;
- Образ имени существительного;
- Таблички категорий;
- Тема урока;
- Вопрос;
- Большая буква О для гимнастики для глаз;
- Карточки с названиями родов имён существительных и с вспомогательными словами;
- Карточки с деформированными стихотворениями для групповой работы на этапе воспроизведения.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мобилизационная часть урока |
1. Психологическая готовность.
2. Запись числа, классной работы. |
Дети хором читают стихотворение.
Записывают в тетрадь. |
Минутка чистописания |
Букву для минутки чистописания вы
определите самостоятельно. С её помощью
образуются все слова на данной схеме. < Рисунок 1> Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. - Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать? -Значения каких слов вам не понятно? - Определите порядок написания букв и продолжите закономерность. ОоОооОоооО... |
Это буква О. С её помощью получились
слова: кот, ком, кол, кон, кок, код.
...ооооОооооо ...оооОооОо ...оОооОоооО |
Словарно -орфографическая работа |
Сегодня мы познакомимся со словом,
которое вам надо самостоятельно составить с
помощью условных обозначений. Каждой букве
соответствует определённый знак. Составьте слова, которое зашифровано следующим образом <Рисунок 2>. - Какое слово у вас получилось? (вывешивается образ слова <Рисунок 3>) - Дайте определение слову - Что вы можете сказать про данное слово? -Запишите новое слово в словарик. Когда так говорят: Как корова языком слизала. У коровы молоко на языке. |
КОРОВА -Корова - это домашнее животное, которое даёт молоко. - В этом слове 3 слога, потому что 3 гласные буквы; ударение падает на второй слог; запомнить гласную о в первом слоге.
(Один ученик комментирует письмо)
-Когда кто-то или что-то исчезло неизвестно куда. - Надой у коровы зависит от хорошего корма. |
|
<Рисунок 4> | “Рисуют” букву глазами в разных направлениях |
Актуализация |
-У вас на партах лежат карточки со
словами. Отберите только те слова, которые так
или иначе связаны со словом корова.
Вывешиваются на доску слова: молоко, рог, деревня, пастух, сметана, Бурёнка, сено, доярка, травы, поле, телёнок. <Рисунок 5>
- Что вы можете сказать об этих словах? - Что такое имя существительное? -Какое слова “лишнее” и почему? (вывешивается табличка) - Теперь какое слово “лишнее”? (вывешивается табличка) -На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (вывешивается табличка). |
Работа в группах. 1 группа: молоко, рог, диван, деревня ,орех. 2 группа: пастух, лимон, сметана, одеяло, Бурёнка. 3 группа: лыжи, сено, доярка, кофта. 4 группа: травы, поле, телёнок, кастрюля. (Дети выбирают необходимые слова и объясняют свой выбор) - Это имена существительные. - Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? - Бурёнка - собственное имя существительное, остальные нарицательные. - травы - существительное во мн. ч., остальные в ед. ч. -Одушевлённые - пастух, доярка, телёнок и неодушевлённые -молоко, рог. деревня, сметана, сено, поле. |
Постановка проблемы Практическое задание на новый материал Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме |
Теперь разделите эти существительные
на три группы и запишите их в три столбика. -Вы смогли сделать задание? -Почему? В чём затруднение? -Какой возникает вопрос? (Фиксируется знак вопроса) <Рисунок 6> |
-Нет. не смогли. -Нам не хватило знаний об имени существительном. -По какому признаку можно разделить имена существительные на три группы. |
Поиск решения Материал для
выдвижения гипотез Побуждение к гипотезам Проверка гипотезы
Вывод |
-Вернёмся к нашему заданию. -Посмотрите, как я разделила эти существительные на три группы Посмотрите на слова первого столбика, что у них общего, (аналогично со вторым и третьим столбиком) -Почему эти слова записаны в разные столбики? (Вывешиваются над столбиками опорные слова: м.р., ж.р., с.р.) -Я вам предлагаю присвоить все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что телёнок принадлежит вам. (Фиксируются опорные слова)
-Итак, что нового вы узнали об имени существительном. |
Видят столбики слов: рог деревня поле пастух сметана молоко телёнок доярка сено -В первом столбике слова мужского
Он, мой; Она, моя; Оно, мое
Существительные бывают мужского, женского и среднего рода |
Воспроизведение Формулирова- ние темы |
-Значит, какую тему мы прошли? (Тема фиксируется на доске) <Рисунок 7> | -Род имён существительных |
Физминутка |
Учитель диктует слова: дождь, небо, книга, солнце, стол, яблоко, рябина, труд, огурец, платье, школа |
Если: м. р. -мальчики подпрыгивают; ж. р. - девочки приседают; с. р. - все хлопают в ладоши. |
Закрепление |
1.Работа по учебнику - упр.237 2.Фронтальная проверка. 3.Творческое задание: - Вставить в стихотворение рифмующиеся слова. <Рисунок 8> |
Работа в группах Вставляют слова и читают по группам:
|
Итог урока. Рефлексия. |
-Покажите зелёную карточку, кому на
уроке было интересно, легко работать. -Что на ваш взгляд было особенно интересным? -Покажите жёлтую карточку те, кто старался, но у них немножко не получалось. -Покажите красную карточку те, кому было трудно на уроке. -Какое задание вызвало затруднение? - Продолжите фразу: Сегодня на уроке я понял, что... |
Работают с сигнальными карточками |
Домашнее задание | 1.Упр.238
|