Главным в своей педагогической работе учителя коррекционных классов был поиск тех технологий, которые обеспечивали бы успешное развитие каждого ребёнка в соответствии c его способностями, возможностями и состоянием здоровья.
Под словом “творчество” я подразумеваю истинный его смысл,а не то искаженное понятие,вкладываемое традиционной педагогикой. “ Творчество-это деятельность, норождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью и уникальностью”.
Вместо лозунга “Ты, ученик, обязан знать!” новая педагогика (гуманная, сотрудничества) несёт ученику радость познания мира, увлечённость открытиями. “Ты можешь учиться! К тебе непременно придёт успех!” - вот что внушалось мною ученикам. Конечный результат измерялся скоростью продвижения ученика к своему успеху, изменением личности на пути нравственного самосовершенствования.
В 2005 - 2006 учебном году был организован 1-г класс, просуществовавший один учебный год.
Он объединил детей с задержкой психического развития. Вот первоначальная характеристика учеников.
1. Познавательная сфера.
Отсутствие способности к сосредоточенности. Неумение даже на 3-5минут сконцентрировать волевые усилия. Не развита моторика. Полное равнодушие к собственным успехам.
Несоответствие требованиям , предъявляемым к дошкольникам. Бедный словарный запас. Трудности с выражением мысли-неумение строить предложения.
2.Сфера общения.
Агрессивность. Упрямство. Чрезмерная конфликтность. Подозрительность. Демонстративность. Обидчивость. Расторможенность и, наоборот, закомплексованность. Наличие невротических проявлений: плаксивость, заикание, навязчивые движения и др.
3.Физическое здоровье.
Повышенная утомляемость. Головные боли. Энурезы. Отит. Дисфункции.
4. Память.
В основном зрительно-слуховая, моторно-двигательная. Низкий и средний уровни.
5. Психическое здоровье.
Психика травмирована у всех учащихся. Состав класса - социальные сироты. Свой опыт работы я назвала “семейной народной педагогикой”. Класс для меня- в миниатюре семья. Ученики –мои дети, мои сотрудники. Всё делалось, чтобы каждый был заинтересован учением, имел успехи.
В работе были реализованы идеи свободной школы, основанные на сотрудничестве с детьми, учёных-исследователей: М. Монтессори “Организация учебного пространства для свободной работы детей”, Ш.Амонашвили “Психологическая поддержка и развитие шестилеток” при вхождении в школьный мир”, С. Соловейчика “Учение с Увлечением”, С. Лысенковой “Опережающее обучение”, В.В.Давыдов “Гуманизация начального образования”, Л.Н.Толстой развитие у ученика желания и умения учиться. Развитие мышления, воображения, сознания и личностных качеств.”
Из-за отсутствия материальной поддержки вложила собственные деньги для создания благоприятной семейной среды в игровое и учебное оборудование, необходимый материал, стипендии и другие виды поощрения, проведение экскурсий, посещение концертов и пр.
Ведущие методы управления детьми.
- Во всём обеспечивать успех, бесконечную поддержку и помощь.
- Хвалить от души.
- Безоговорочно верить и доверять.
- Договариваться, находить общее мнение.
- Искренне прощать.
Заповедь “Нет!”
- Не наказывать!
- Не сравнивать друг с другом.
- Не ставить в пример.
- Не выставлять на позор.
- Не укорять.
- Не жаловаться родителям.
- Не стоять над душой, не надзирать.
- Не оскорблять!
- Не приказывать. Не требовать ничего категорично.
За год достигнуто многое. Работа достигла эффекта благодаря поддержке детей логопедом школы Тамбовцевой Л.П. и психологом школы Коркуновой И.И. Было составленно расписание занятий с детьми на весь учебный год.
Велось наблюдение за изменением личностных качеств. Всё отмечалось в диагностических индивидуальных картах. Ориентиром была смоделлированная схема первоклассника.
Тамбовцевой Л. П. и психологом школы Коркуновой И.И. Было составлено расписание занятий с детьми на весь учебный год.
Велось наблюдение за изменением личностных качеств. Все отмечалось в диагностических индивидуальных картах. Ориентиром была смоделированная схема первоклассника. В конце 3 учебной четверти ученики аттестовались. Комиссия из штаба самоуправления, куда входила вожатая Халиманова О. А., библиотекарь КоханенкоТ. Д , отметила успехи, достигнутые за неполный учебный год: все дети выполнили требования программы, читали нужный объём текста, знали алфавит; считали числами до 100; отдельные ученики и до 1000; умели сравнивать числа, знали состав чисел до 10, решали простые задачи в 1 действие . Учитывая, что в силу своих возрастных психологических особенностей дети-семилетки не способны вполне к осознанной и целенаправленной учебной деятельности, самой главной формой была игра. Но цель, которая мною преследовалась, была стратегической: слить в процессе первого учебного года знания и умения с жизненными интересами детей. В основу фундамента личности лёг смысл радости и увлечённости познанием, открытием мира для себя. Правила игры не навязывались, а лишь предлагались. Дети имели право отвергнуть то, что им не нравилось. Трудно поначалу было ученикам признать жёсткие рамки урока.40 минут приходилось разбивать на фрагменты. Но постепенно дети привыкли к границам урока. Урок стал для детей привычной необходимостью. Постепенно усвоили расписание уроков, учебные дисциплины. Эффект достигался тогда, когда дети осознавали необходимость, что и как надо делать со своими желаниями и эмоциями. Перемены иногда были продолжением урока. Преобладали настольные игры, прогулка и игры на свежем воздухе. Любители книжек листами страницы детских журналов, которые выписывались специально для детей: “Весёлые картинки”, “Мурзилка”, “Трамвай”.
Для детей с задержкой психического развития свободное общение с учителем и соклассниками является одним из главных условий достижения высоких результатов. Дети на уроке шумели и разговаривали. И это не считалось нарушением диециплины.Вообще слово “дисциплина”, считаю я, относится скорее к педагогике авторитаризма, чем к гуманной, основанной на свободном уважении партнёров. Ученикам необходимо высказать своё мнение, надо было обсудить то, что они услышали, почувствовать радость от того, что они вместе. Но бывали моменты, когда возникала необходимость войти в тишину после возбуждения. Пришлось изобретать способы управления шумом и при необходимости его пресекать, пока поведение не стало осознанным и произвольным. По сигналу дети замолкали, понимая, что всем и учителю тишина необходима. Во-первых, это были наглядные таблицы то с изображением светофора (красный цвет – шума нет), то театральной маски (губы зажаты указательным пальцем), то табличка со словом “тишина”.Применялись жесты: знак рукой с поднятым вверх указательным пальцем, дирижерский жест двумя руками, иногда достаточно было закрыть глаза одной рукой.
Или хватало одной фразы: “Кто больше всех уважает учителя?” Иногда действовало волшебное слово “пожалуйста”- тихо становилось на нужный для объяснения момент. Мгновенный эффект давали сигнальные приборчики: губные гармошки, свистки, колокольчики и др.
Дети, приучившись слушать просьбу о тишине после сигнала, мгновенно реагировали на неё. Постепенно ученики убеждались, что шум вреден для здоровья и привыкали к слову, главному изо всех применяемых способов установления тишины. Со временем в нужных моментах они пускали в ход пословицы: “Глупый кричит – а умный молчит” и другие. Воздействие друг на друга и было признаком осознанного и необходимого всем порядка. Убеждена, что порядок, построенный на согласии, работает всегда. Дети сами требовали друг от друга тишины. Она была необходима для творческой работы. Ученики, которые в начале года были неуправляемыми, в конце – стали сознательными субъектами своей жизни. Переключаясь на паузы тишины, задумалась о рациональном использовании времени. Во время фразы “Мышки спрятались в норки” готовились к заданиям по развитию памяти, наблюдательности, отдельных навыков. Использовался звуковой ритмический стук на зону Брока. Это одна из игр на развитие речи, слухового внимания, координации движений, ориентации в пространстве. Таких игр в моём опыте набралось достаточно. Через игру детям легче поверить в свои силы, избавиться от переутомления. В конце года использовались учебные игры: путешествия по станциям: “Проверяйка”, “Размышляйка” , “Собирайка”, “Наблюдайка” , “Узнавайка” . др.
Из перечисленных станций на одном уроке использовались 2-3, в зависимости от темы и цели урока! Название станций крепились на листе бумаги или фланелеграфе. Убирались, как только станцию проезжали. На математике это были станции “Сосчитай-ка”, “Отвечай-ка”, “Повторяй-ка”, “Помогай-ка”, “Думай-ка”, “Соображай-ка”, “Знай-ка” и другие.
Уроки чтения были поначалу направлены на обучение технике слияния согласных с гласным после запоминания буквенных изображений. Дети совсем не умели читать, за исключением двух. При слабой памяти запомнить начертание печатной буквы, её письменного изображения, было невыразимо трудно.
Почти с нуля начали обучение чтению. Для детей с ЗПР характерно побуквенное или отрывистое чтение, “Такое чтение, -пишется в работе психолога М.Монтессори, - может сохраняться у отдельных детей до 2-го даже 3-го класса)”. Нашлось много способов ускорения, которые помогли преодолеть эту довольно стойкую трудность.
Использовались пометы: точка и лига. Текст на доске или на карточке заранее помечался: точка -один звук, лига - слияние согласного с гласным. Параллельно с изучением одной буквы по опережающей программе знакомила детей с целым рядом букв и их звучанием.
В течение пяти минут каждого урока проводилось аудирование. В начале это был блок гласных звуков: а,у,о, и, ы, э, потом согласные: р, з, с, ш, ж, в, ф, х,ц, ч. На следующем этапе шло слияние согласного с гласным. Каждый ученик имел карточку – развёртку, на который 5 минут тренировал себя в слиянии. Слияние и отдельные звуки обозначались схемами, какие рекомендует обычная методика, также происходило выделение звука из слова, деление слов на слоги и др.
Хорошим подспорьем была книжка В.Волиной “Игры с буквами и словами на уроках и дома”,
Е. Голициной “Мама мыла раму” под рубрикой “Я начинаю читать”. Вообще методика заслуживает особого внимания . Она очень разнообразна и дает неплохой эффект. Буквы могут быть разновысотными. Перед чтением текста делалось предупреждение: “Слог. Слияние. Запрещалось произносить отдельно по звукам”. “Соединяй про себя, а вслух произноси сразу!”, Первоначально нужно было сразу увидеть в слове слияние.
СобиРА ли Дети В леСУ яГОды и НЕ заМЕтиЛИ, как Небо поТЕМнеЛО.
Каждый ребёнок владеет своим особенным механизмом чтения. Это очень сложная вещь.
Я убедилась, что торопить дети во время обучение чтению никак нельзя. Это все равно, что тянуть морковку за зелёный хвостик: мол, быстрее, быстрее расти. Надо выжидать: рыхлить почву, поливать – одним словом, стимулировать, помогать, тренировать.
Замечено, что на быстроту чтения влияет не только механизм мозга, но и развитие глазных мышц. Для их развития использовались упражнения, именуемые “Театром глаз”, “Часики”, “Карусель”; “Кукла” и др.
Вначале не получались у детей отдельные упражнения. Со временем освоили все. Соревновались дети, кто быстрее. Победители награждались аплодисментами. Они демонстрировали своё умение перед всем классом.
Быстроте скольжения глаз и развитию внимания способствовали таблицы О. Андреева. Они интегрировали урок чтения и математики. Дети, освоив скорость счёта до 25 и обратно за одну минуту и обратно, могли менять табличку. Осваивалось чтение через исполнение отдельных фраз песни под музыку. Фраза записывалась на доске и пропевалась. Составлялась примерная программа для концерта. Предлагалось дома поставить концерт родителям. Имеет смысл давать периодически маленький фрагмент текста для заранее приготовленного чтения вслух. Этот кусочек текста, почти выученный наизусть, задавал норму. Как бы высшую планку. Дети читают приготовленный абзац, а затем по просьбе учителя следующий, который заранее не готовился. Удивительно, что скорость при чтении нового текста была неплохой.
Слышать образцы правильного и быстрого чтения дети из 1- г класса могли и у учеников соседнего 1-а класса, куда ходили с разрешения учителя и учеников. Чтобы дети видели достижения в области скорочтения, сама демонстрирования приём чтения - 200 слов в минуту.
Овладение речью было важной задачей первого учебного года. Необходимым было научить детей говорить осмысленно, пополнять словарный запас, привить любовь к чтению книжек. Интерес всегда должен присутствовать. Он регулирует поведение детей.
День первоклассника начинался с беседы, как провели утро, какие видели сны. Разговор увлекал всех, даже неразговорчивых и стеснительных. В этих общениях – беседа незаметно учила детей созерцать красоту жизни, человеческих поступков, прививала культурные привычки.
Перед уроками, когда ещё темно смотрели сказки – диафильмы. Для общего развития часто ходили на экскурсии по школе, в музей.
Мир детских чувств за один учебный год обогатился гармонией добра, правды и красоты жизни. Дети умели мириться, прощать друг друга, делиться словами, помогать нуждающимся, поддерживать и успокаивать своих одноклассников. Признательность и любовь детей почувствовала я в конце года, когда дети сами стали меня успокаивать в нужную минуту. Сопереживание ко взрослому – это и есть отклик на мои усилия вложить в них часть своей души.
-Кто чего достиг за четверть, чем порадовал учителя. Подобные вопросы мы обсуждали с детьми у самовара. Гордились друг другом. Радовались успехами.
Школа стала для нас огромной радостью.
Уроки – наслаждением от познания нового.
Класс – это не разрозненное сообщество, а друзья!
Таким образом, сложившаяся система коррекции первоклассников обеспечила благополучный вход в мир обучения, в мир школы.