Блочный метод обучения как фактор развития творческого мышления учащихся

Разделы: Физика


На данный момент глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях технического склада ума. На заводах, фабриках, на стройках необходимы грамотные рабочие и инженеры. Нашему обществу нужны люди творческие, активные, неординарно мыслящие, способные нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации, формулировать новые перспективные идеи. Поэтому главной задачей школы является выполнение социального заказа общества.

Существующее противоречие между желанием создать условия, способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный заказ общества, и недостатком учебного времени для изучения материала на творческом уровне - определили выбор темы моей работы.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для развития творческого мышления учащихся через блочный метод обучения, позволяющий:

  • формировать сознательное усвоение учениками учебного материала;
  • добиваться понимания сути физических явлений и законов;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать способности мыслить и самостоятельно добывать знания, сопоставлять факты и делать выводы, причем, не только «физические», но и «нравственные».

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по физике в классах II (7-9 кл.) и III ступени (10-11 кл.), как общеобразовательного, так и профильного уровней, а так же внеурочную деятельность учащихся.

  • 7 – 9 класс – это подготовка к работе по блочной системе планирования материала и зачетной системе контроля.
  • 10 – 11 класс – это непосредственно работа по данной системе.

Внеурочная деятельность – это реализация творческих способностей учащихся, выработанных с помощью блочной системы планирования материала и зачетной системы контроля.

Технология опыта

Целью моего опыта является создание условий для максимально возможного развития творческих способностей учащихся через блочный метод обучения в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах; воспитание личности, способной к самореализации в условиях современности, гражданина страны - который, выйдя из стен школы, мог бы объяснить с естественнонаучной и социальной точек зрения происходящие вокруг него события.

Задачи, способствующие достижению данной цели:

  • подобрать учебный материал (в соответствии с образовательной программой) и методы его подачи, позволяющие развивать творческий уровень осмысления материала;
  • максимально приблизить содержание учебных занятий к интересам и потребностям личности;
  • использовать способы и приёмы, педагогических техник и средств, способствующих свободному раскрытию творческого потенциала учащихся;
  • разработать поэтапную систему контроля ЗУН для диагностики достижения творческого уровня изучения материала;
  • производить корректировку ЗУН учащихся.

Физика – это не только точная наука, но и философская. Она и появилась вначале как наука, рассуждающая о тайнах природы. Ученики на уроках должны рассуждать, анализировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения и естественно использовать свои знания на практике.

Моя многолетняя практика работы в 9 – 11 классах показала, что научить всех в условиях всеобщего среднего образования можно, используя в своей работе блочный метод планирования материала, который включает следующие методические приемы:

  • постановка проблемы при изучении нового материала;
  • систематическое повторение материала;
  • поуровневый контроль знаний, умений и навыков;
  • более гибкая система оценивания знаний учащихся и др.

Блочный метод планирования материала предполагает следующие этапы (Приложение 1):

  • теоретический блок (уроки-лекции, урок-конференция, урок-исследование и т. п.);
  • зачет (проверка уровня усвоения теоретических знаний на репродуктивном уровне и уровне осмысления темы через решение качественных задач) (Приложение 2);
  • практический блок (решение задач различного уровня по принципу «от простого к сложному», лабораторные работы);
  • разноуровневая контрольная работа (Приложение 3).

Под различными уровнями подразумеваются репродуктивный, конструктивный и творческий.

Блочный метод планирования материала помогает пройти через все уровни усвоения учащимися учебного материала (по классификации В. Беспалько):

  • 1-й уровень – «знания-знакомства», - ученик работает на уровне «опознать знакомое»;
  • 2-й уровень – «знания-копии», - ученик должен уметь воспроизвести формулы или формулировки тех или иных понятий;
  • 3-й уровень – «знания-умения», - ребенок способен использовать те или иные представления или понятия при решении расчетных или качественных задач;
  • 4-уровень – «знания - творчество», - этот уровень характеризуется свободным владением учебным материалом, способностью к аналитическому и образному мышлению.

Блочный метод планирования материала позволяет отработать теоретический материал, выделить больше времени на решение задач (порядка 4 – 8 уроков в зависимости от темы), систематически проводить повторение пройденного материала.

Всем известно, что для решения качественных, расчетных, нестандартных или экспериментальных задач любого уровня необходимы теоретические основы, так называемая «физическая азбука». Ведь в решении любой физической задачи можно выделить одни и те же действия:

  1. выяснить основной вопрос задачи, выделить заданные и неизвестные величины;
  2. выделить систему рассматриваемых в задаче тел и состояния тел, заменить реальные тела идеальными объектами (точечный заряд, однородное поле, идеальный проводник);
  3. сделать схематический рисунок (или несколько рисунков для каждого из рассматриваемых состояний тел);
  4. записать содержание задачи в краткой символической форме (столбик данных и неизвестных величин) с одновременным переводом числовых значений в СИ, помечая однородные величины, характеризующие разные тела или разные состояния тел индексами;
  5. установить, с помощью каких законов объясняется описанная в задаче ситуация, записать математические выражения этих законов и дополнительные соотношения, связывающие неизвестные и заданные величины;
  6. решить полученную систему уравнений в общем виде. (в редких случаях приходится проводить поэтапные вычисления, например, чтобы выяснить, возможен тот или иной физический процесс);
  7. проверить правильность решений путем действий с наименованиями единиц;
  8. вычислить точную величину, подставив в расчетную формулу числовые значения (действия 6 и 7 можно выполнять одновременно, подставляя в формулу значения величин вместе с их единицами);
  9. проанализировать полученные результаты и записать их в виде ответов на вопросы, поставленные в задаче.

Для того чтобы выполнить этот алгоритм необходимо знать буквенные обозначения физических величин, их единиц измерения, математические выражения законов и дополнительные соотношения, связывающие неизвестные и заданные величины.

Подготовить учащихся к этой работе мне помогают зачеты, разработанные по каждой теме 10-11 класса. Цель зачета – проверка знаний обязательного минимума содержания образования по теме и умения анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях. Подготовка школьников к зачету осуществляется во время теоретического блока.

На каждом уроке проводится устный опрос. Во время него проверяется:

  • знание основных законов и определений по новой теме (Приложение 4);
  • решаются качественные задачи репродуктивного и конструктивного уровня (Приложение 5);
  • повторяется материал из предыдущих тем по карточкам (5 вопросов в каждой карточке) (Приложение 6).

Устный опрос оценивается «+» и «-», а в конце теоретического блока выставляется отметка по количеству правильных ответов. Карточки оцениваются отдельной отметкой. Результаты заносятся в таблицу.

№ п/п Ф. И. ученика Название темы У Зачет Карточки
ВЕФ КЗС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    + или – за правильный ответ                          
                               

У – отметка за устные ответы; ВЕФ – отметка за первую часть зачета; КЗС – отметка за вторую часть зачета.

Во время теоретического блока выделяются формулы, которые необходимо знать в данной теме. Контроль знаний формул (Ф), буквенных обозначений физических величин (В) и единиц измерения (Е) проводится в первой части зачета. В каждом зачете встречаются формулы из предыдущих тем, что позволяет параллельно с новым материалом повторять пройденный ранее. Таким образом, проверяются остаточные знания, т. е. их полнота как показатель сформированности такого элемента качества знаний учащихся, как полнота знаний.

Во второй части зачета представлены качественные задачи конструктивного и творческого уровня (КЗ), а так же различные схемы, графики (С) с вопросами к ним. С каждым годом, в связи с изменением в программе и сокращением количества часов, зачетная система видоизменяется, но принцип составления зачетов остается одним и тем же.

После изучения темы каждый ученик имеет как минимум 7 - 8 отметок:

  • за устный опрос;
  • за работу с карточками по повторению предыдущих тем;
  • две - три отметки за зачет;
  • за решение задач;
  • за домашние задания;
  • за лабораторные работы;
  • за контрольную работу.

Эти результаты заносятся в таблицу.

«Рейтинговая система оценки знаний»

№ п/п Ф. И. ученика Устный опрос Карточки с прави-лами Зачет Реше-ние задач Домаш-ние задания Контроль-ная работа
               
               
               
и т.д.              

Заключение

Каждый блок, рассмотренный выше, решает свои задачи.

При изучении новой темы крупным блоком активизируется мышление школьников в освоении нового, что экономит время для дальнейшей творческой работы.

При подготовке к зачету учащиеся приобретают следующие умения и навыки: работы с книгой и справочным материалом; внимательного восприятия информации и ее запоминания; осмысления учебного материала и умения выделять главное; систематизировать и делать выводы. Зачетная форма контроля готовит учащихся к решению творческих задач. А для этого они должны уметь рассматривать варианты задач, естественным образом вытекающих из правил, формул, законов и т. п.

Уроки решения задач и лабораторные работы позволяют реализовать изученную теорию, учат распознавать задания различного типа и уровня сложности, дают возможность овладеть основными учебными навыками.

Данный блочный метод помогает развивать у учащихся долгосрочную память, умение анализировать и делать выводы, применять знания на практике.

Представленный блочный метод планирования материала, ключевым элементом которого является зачетная система, позволяет создать условия для развития творческого потенциала, интеллектуальной культуры учащихся.