Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание зимней одежды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить описывать предметы зимней одежды.
  2. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение.
  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
  4. Учить выделять и правильно произносить звук “ж”.
  5. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
  6. Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Оборудование:

  • подиум; большой мяч;
  • магнитофон; аудиокассета с записями детских песен.

Демонстрационный материал:

  • иллюстрации из серии “Одежда” (5-6 иллюстраций);
  • модели зимней одежды.

Раздаточный материал:

  • тетрадь №1 для подготовки руки к письму А.Н.Матвеевой;
  • цветные карандаши.

Словарная работа: одежда, зимняя, ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.

Предварительная работа воспитателя:

  • приготовить одежду;
  • подобрать слова для игры.
  • Предварительная работа с детьми:
  • беседы о сезонных изменениях;
  • наблюдения за людьми;
  • опыты с тканью.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Структура:

1. Вводная часть – 3 минуты:

А) Игра на слуховое внимание.

Б) Игра на развитие памяти.

2. Основная часть – 15 минут:

А) Беседа на тему “Одежда”.

Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

В) Игра с мячом “Что можно делать с одеждой?”.

Г) Физкультминутка.

Д) Игра “Показ зимней одежды”.

3. Заключительная часть – 2 минуты:

А) Игра “Дорисуй”.

Б) Итог.

Организация детей:

1 - 2 – за столами

2 (В) – на ковре

2 (Д) – у подиума

3 – за столами

Ход занятия

1 часть.

А) Дети входят в группу. Игра на слуховое внимание.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы будем учиться правильно называть предметы зимней одежды, описывать её. Узнаем, для чего нужна зимняя одежда. Слушайте меня внимательно.

- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).

- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).

- А теперь садитесь все остальные.

Б) Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

2 часть.

А) Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации зимней одежды.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня?

Дети: “О зимней одежде”.

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение. Например:

“Какое это пальто? (зимнее, тёплое). Какая куртка? (меховая). Какого цвета? Что есть у пальто? Что есть у куртки? (воротник, рукава, карманы, пуговицы). Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы холод не забирался по шее). Про что скажем “пушистый”, “меховой”, “мягкий”?” и т. д.

Б) Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

Вопросы воспитателя:

- Из чего шьют одежду? (из ткани).

- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).

- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).

- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).

- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).

- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).

В) Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.

Воспитатель убирает мяч.

Г) Физкультминутка: как мы идем гулять зимой?

Дети имитируют одевание.

Воспитатель: Поможем друг другу завязать шарф. Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?

Дети хором: варежжжки.

Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку (имитация).

Д) Показ зимней одежды.

Воспитатель: Ребята, моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь? Воспитатель: Занимайте места в “зрительном зале”.

(Дети садятся на стульчики около подиума. Воспитатель готовит “моделей”).

Воспитатель: Итак, встречаем модель…(имя ребёнка.”

Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен. Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.

Выслушивается 2 – 4 рассказа.

3 часть.

А) Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель: На этом наш показ закончен. А сейчас назовите слова, которые вы запоминали в начале нашего занятия.

Воспитатель спрашивает 2 – 3 детей.

Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?

Ответы детей.

Б) Итог . Работа в тетрадях.

Воспитатель: У вас на столе лежат тетради с рисунками зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится”. (Рисунок2)

Самостоятельная работа детей за столами.