Форма урока: семинар (2час).
Задачи урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных (одноатомных и многоатомных) спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов, рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах спирта, фенола, альдегида; расширить понятия о функциональной группе, водородной связи, генетических связях между классами органических веществ и показать усложнение их состава и строения при переходе от углеводородов к кислородосодержащим.
- Развивающая: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ; добиваться аккуратного выполнения задания-эксперимента; развивать самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой.
- Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов; особое внимание уделить проблеме физиологического влияния этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Реактивы и оборудование:
- На ученических столах: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, спиртовки, пробирки, спички, зажим; растворы глицерина и этаналя (1 ряд); этанола и глицерина медная проволока (2 ряд); растворы этаналя и этанола, медная проволока (3 ряд).
- На столе учителя: раствор фенола, бромная вода, хлорид железа (III).
План семинара:
- Классификация спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов.
- Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений.
- Генетическая связь между углеводородами и кислородосодержащими веществами.
- Распознавание веществ (практическая часть).
- Сообщения учащихся о физиологическом воздействии этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Учитель:
-Цель нашего семинара систематизировать и обобщить полученные сведения о составе, строении спиртов, фенолов и карбонильных соединений; найти сходства и различия в строении и свойствах между этими веществами, рассмотреть генетическую связь между классами органических веществ. (План семинара на столах).
1-й вопрос семинара.
Учитель:
-Обобщение материала начнем с классификации рассматриваемых классов веществ.
Ученик у доски выполняет задание:
Записать общую формулу предельного одноатомного спирта, фенола, альдегида и кетона. Подчеркнуть функциональную группу.
С классом ведется опрос-беседа:
- Какие вещества называются кислородосодержащими?
- По каким признакам классифицируют кислородосодержащие вещества?
- Что называется функциональной группой?
- Какие вещества называются спиртами? Какие они бывают по составу?
- Какие вещества называют фенолами? Какие они бывают по составу?
- Какие вещества относятся к карбонильным соединениям? и Почему?
- Дайте определение альдегидам и кетонам. Какие они бывают по составу?
После беседы и ответа ученика у доски подводится итог.
Учитель:
Сделаем вывод: В чем состоит сходство и различие в строении спиртов, фенола и карбонильных соединений?
Отмечаем общие признаки: а) у спиртов и альдегидов – одинаковые радикалы; у фенолов и спиртов одинаковая функциональная группа ОН.
Находим отличия: а) наличие разных функциональных групп.
Затем для закрепления материала по классификации и номенклатуре учитель просит учащихся выполнить задание (карточки с заданиями на столах).
Задание 1.Укажите, к каким гомологическим рядам относятся вещества. Дайте им названия.
7.
8. СН≡С-СН2-СН2ОН
2. Переходя к 2-ому вопросу семинара, ученики отвечают на вопрос:
- Что лежит в основе учения об органических веществах? (Ответ: В основе учения об органических веществах лежит теория химического строения, созданная А.М.Бутлеровым.)
- Что определяет теория химического строения А.М.Бутлерова? (Ответ: Теория определяет порядок соединения атомов в молекулах органических веществ и влияние этого порядка на свойства веществ).
3 ученика у доски готовят ответ на вопрос:
Рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах:
а) спирта;
б) фенола;
в) альдегида.
Далее учитель продолжает: природа функциональной группы оказывает существенное влияние на физические свойства данного класса и во многом определяет химические свойства вещества.
Беседа с классом:
- Какими физическими свойствами обладают спирты? Фенолы? Альдегиды?
- Объясните, почему среди спиртов нет газообразных веществ?
- Дайте определение, какая связь называется водородной?
Затем слушают ответы учеников у доски о взаимном влиянии атомов в молекулах спирта, фенола и альдегида. После ответа учеников учитель просит проанализировать влияние природы функциональной группы на кислотные свойства вещества и расположить вещества (спирт, фенол, альдегид) в порядке увеличения кислотных свойств.
В ходе обсуждения делается вывод: кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у предельных одноатомных спиртов. Предельные одноатомные спирты проявляют более слабые кислотные свойства даже по сравнению с водой. Кислотные свойства альдегидам не присущи.
3-й вопрос семинара.
Учитель: теория А.М.Бутлерова раскрывает закономерные взаимосвязи между строением веществ и их свойствами и показывает, что свойства - не случайные явления. Свойства веществ строго обусловлены их химическим строением. Теория химического строения раскрывает связь веществ между собой. Гомологические ряды органических веществ находятся в родстве, в генетической связи между собой.
Работа по рядам (группам).
Осуществить превращения:
- 1-ый ряд осуществляет переходы с 1 по 3
- 2-ой ряд (с 4-6)
- 3-ий ряд (с 7-9)
После выполнения задания вывод:
Данная схема показывает не только взаимосвязь различных гомологических рядов, но и наблюдающееся при химических реакциях усложнение их состава и строения, взаимосвязь веществ неорганических с органическими.
4-й вопрос семинара. Распознавание веществ.
Учитель: На уроках химии, изучая вещества, их состав, свойства, мы также учимся распознавать вещества. Распознайте с помощью качественных реакций:
- 1-й ряд: водный раствор глицерина и этаналя;
- 2-й ряд: водный раствор этанола и глицерина;
- 3-й ряд: водный раствор этаналя и этанола.
Обсуждение результатов после проведения опытов.
Ученики:
1. Качественной реакцией на многоатомные спирты, содержащие гидроксильные группы у соседних атомов углерода, является их взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом меди (II): ярко-синее окрашивание раствора глицерата меди (II) свидетельствует о присутствии в растворе многоатомного спирта глицерина.
2. Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот. Реакции окисления являются качественными на альдегиды:
- реакция «серебряного зеркала»;
- реакция со свежеосажденным гидроксидом меди (II). Образующийся в ходе реакции гидроксид меди (I) CuOH сразу разлагается на оксид меди (I) красного цвета и воду.
3. Реакцию окисления (взаимодействия этанола с CuO) можно использовать как качественную на этанол, т.к. образующийся альдегид имеет характерный запах (запах зеленого яблока).
Вопрос: Как можно опытным путем распознать фенол?
Ответ учеников: фенол можно распознать желтым раствором FeCl3 или желтой бромной водой.
Опыт: взаимодействие фенола с FeCl3 и бромной водой проводит учитель.
Ученики делают вывод: фенол реагирует с хлоридом железа (III) с образованием интенсивно окрашенного в фиолетовый цвет комплексного соединения; при взаимодействии фенола с бромной водой образуется белый осадок.
5-й вопрос семинара.
Заслушивание докладов-сообщений учеников.
Итоги семинара.
Учитель: Дома вам предстоит выполнить следующие задания:
- Расположите вещества в порядке усиления кислотных свойств: Н2О, формальдегид, глицерин, фенол.
- Составьте схему получения пикриновой кислоты (2,4,6 тринитрофенол) из метана и осуществите ее.
Учитель подводит итоги семинара, благодарит учеников, выставляет оценки за урок.