Вид: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок - размышление.
Место урока в разделе «Самое обыкновенное чудо». Третий урок.
Цели урока
1. Обучающая цель:
- обучать элементам литературоведческого анализа текста;
- формировать практические навыки работы с теоритико-литературными понятиями;
- совершенствовать навыки разнообразных видов чтения.
2. Развивающая цель:
- развивать антиципацию учащихся;
- развивать речь, воображение творческие и логические умения учащихся.
3. Воспитательная цель:
- создать условия для духовно – нравственных и эмоциональных переживаний;
- воспитывать коммуникативную культуру;
- помочь учащимся осознать, что они являются частичкой природы.
Оборудование: Р.Н.Бунеев, Е.Н.Бунеева «Маленькая дверь в большой мир» Книга для чтения, 2 класс, часть 2; тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир; «Наш словарь терминов»; дидактический и наглядный материал, схема–модель «Образ Одуванчика», интерактивный комплекс; диск CD-RW.
Ход урока
I. Мобилизующее начало урока.
Слово учителя.
Посмотрите за окно. Этот чудесный солнечный день вам дарит май. Смотрите, на деревьях распустились листочки – это май вас поспешил удивить. Он обладает такой способностью удивлять нас каждый день. И сегодня он не изменил своим правилам.
Давайте осторожно приоткроем дверцу и войдем в этот таинственный мир – мир открытий, чудес, наслаждений. Попытаемся разглядеть этот мир, ощутить и почувствовать его дыхание.
II. Актуализация знаний.
1. Учитель: Май, словно сказка, и в этом вы сейчас убедитесь.
(Учащимся предлагается текст, написанный учителем. Гимназисты читают его на фоне музыки. Используется методика А.Кушнира.) (Приложение 1)
2. Осмысление текста.
- Какую песню тебе спел Май? А тебе?
3. Учитель.
Май – месяц цветов и трав. В старину его называли травником, травнем. Пришел май-под кустом рай. Май – это пора беззвучных вальсов цветов на лугах, полях, дачных участках, лесах. Цветы – это здоровье, красота, радость.
А о какой еще удивительной особенности цветов вы знаете?
(На фоне музыки ребята соприкасаются с весенними картинами родного края) ‹Слайд 1, 2, 3, 4, 5›
4. Обращение к материалам ученического исследования «Цветы –часы».
(Ученица Н. предлагает результаты исследования)
- цветы можно назвать цветочными часами;
- цветы являются лекарственными растениями;
- цветы - это праздник и наслаждение.
‹Слайд 6›
5. Физминутка – игра.
(Ребята выполняют физические упражнения, вспоминают названия цветов-часовна фоне стихотворных зарисовок. Использование мультимедиа)
1.
Ветерок подул игривый,
Как твое цветочек имя?
(обращение учителя к ребенку – ответ: бессмертник)
‹Слайд 7›
2.
Закружились все цветы,
Как тебя зовут, скажи?(календула)
‹Слайд 8›
3.
Тихо цветики пригнулись
К тебе головки повернули.
Есть ли имя у тебя?(мать – и – мачеха)
‹Слайд 9›
4.
Вот и ветер затихает
Цветы головки поднимают.
Как тебя зовут?(ромашка)
‹Слайд 10›
Сразу видно много вас
Вы порадовали нас.
(Предлагаю использовать любые названия цветов- часов)
6. Презентация книги Ю. Дмитриева «О природе для больших и маленьких».
III. Применение знаний и умений.
- А сейчас мы все свои мысли, чувства, слова обратим цветку, который тоже является часами. Что же это за цветок вам по секрету подскажут загадки.
- Работа в тетради на печатной основе, стр.52. Задание 1
- Театр одного актера (пантомима). Открытие темы. (Дети при помощи жестов и мимики изображают одуванчик)
- Фантастическое путешествие в художественную галерею.
(На экране три рисунка, изображающие одуванчик в разные временные периоды)
‹Слайд 11›
- Среди этих портретов есть портрет одуванчика из второй загадки?
- Почему выбрали два портрета?
- А этот портрет, к какой загадке?
- Прочитайте, пожалуйста, только первую загадку.
- Ребятки, а вы сразу догадались, что речь идет об одуванчике?
- Что это за огромный глаз?
- А маленький глазок?
- Почему автор называет одуванчик младшим братом солнца?
IV. Поэтическая минутка.
(Е.Серова «Одуванчик». Читает Н Клименко и дает информационную справку о цветке).
V. «Погружение» в изучаемый текст ‹Слайд 12›
- Работа над названием сказки.
- Физкультминутка для глаз «Лента».
- Чтение со звуковым ориентиром.
- «Ларец вопросов».
- Выборочное чтение.
VI. Работа над литературными терминами.
(Сказка, олицетворение, кульминация, эпитет, художественный образ, диалог реплика)
VII. Творческая работа по нравственным понятиям «зависть, жалость, мечта».
- Просмотровое чтение (Путешествие во сне)
- Чтение про себя кульминационного момента сказки. (Приложение 2)
VIII. Игра «Волшебники».
(Задача: собрать цветок, тем самым оживить его).
IX. Драматизация диалога. (Девочка и одуванчик)
- Изменилось ли состояние души одуванчика после встречи с девочкой?
- Эта сказка грустная или веселая?
Рисунок 1
X. Работа в парах со схемой-моделью. Словесное рисование.
(Ребята создают образ Одуванчика в разные временные периоды) (Приложение 3)
XI. Диалог-размышление.
На протяжении недолгой жизни Одуванчик мечтал о светлом, добром.
- Какова же идея сказки?
- Прочтите формулировки предложенные авторами тетради и выберите самую точную. (Задание 3 в тетради с печатной основой)
- Какое чудо автор помог разглядеть в обычной жизни?
XII. Рефлексия.
Ведь это великое счастье и наслаждение, что есть утро, солнце, пролетающее облако, дождь, трава, цветы. Надо только научиться разглядеть все это, восхищаться увиденным. Какие черты характера надо воспитывать и развивать в себе, чтобы тонко подсмотреть, подметить, разглядеть все то, что нас окружает?
На нашей душе держится мир, как на парашютиках одуванчика мечта, вера, доброта. Давайте стремиться к тому, чтобы наша доброта стала парашютиками одуванчика и разлетелась по всей нашей необъятной земле.
XIII. Вариативное домашнее задание.
Одуванчик просит вас узнать о нем еще больше, и приготовил для вас следующие задания, которые вы можете выбрать по желанию.
- Нарисуй меня, пожалуйста.
- Узнай, в какое время года я зацветаю, а в какое посылаю парашютики по всему свету?
- Выучи обо мне стихотворение.
- Узнай, какие насекомые меня обожают?
- Подумай, почему меня называют лекарственным растением?
- Назови меня по имени и отчеству. Дай мне фамилию.
- Как с моей помощью ты узнаешь, что наступило 14 часов дня?
- Опиши, что ты будешь чувствовать, когда увидишь поляну одуванчиков?
- Подбери эпитеты к моему имени.
- Может быть, ты сможешь подобрать слова-рифмы к моему имени?
- Назови предметы, на которые я похож. Я попытаюсь с ними подружиться.
- Говорят, что есть глаза у всех цветов. Та ли это?