Тема урока: "История развития ВТ"

Разделы: Информатика


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Объект изучения: наука, техника и культура

Цель урока: учащиеся смогут понять сущность генеалогии и узнать историю развития ВТ

Задачи:

  • Образовательные – учащиеся усвоят основные этапы истории возникновения и развития ВТ;
  • Развивающие – учащиеся смогут ориентироваться в периодах истории ВТ, научатся составлять и использовать схему генеалогического древа, излагать свои мысли, слушать друг друга и использовать полученные ранее знания.
  • Воспитательные – расширение общего кругозора; воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, сознательного отношения к учебе.

ПЛАН УРОКА

  1. Оргмомент
  2. Побуждение
  3. Реализация
  4. Рефлексия
  5. Итог

ХОД УРОКА

Презентация

1. ОРГМОМЕНТ: Приветствие. Тема урока

2. ПОБУЖДЕНИЕ:

Беседа о генеалогическом древе. На экран выводится для образца генеалогическое древо, рассматриваются работы учащихся и задаются вопросы:

  1. Почему важно знать историю своей семьи?
  2. Кто относится к потомкам из семи поколений?
  3. Как правильно выполнить построение генеалогического древа?

Современный мир техники привычен для нас, и ничему мы уже не удивляемся: обыденным и, кажется простыми и несложными стали полеты в космос, к Луне, к Венере. Для нас уже просто необходимыми стали автомобили, компьютеры, телевизоры, магнитофоны. А каков их срок жизни и даты рождения? Что же было до нас? А когда же появился счет и счетные машины? Задумываемся ли мы над этим?

И поэтому сегодня на уроке мы должны понять, какой путь развития прошли информатика и вычислительные средства и изобразить в виде генеалогического древа.

Ребята, всю историю развития ВТ можно разбить на несколько этапов: ручной, механический, электромеханический, электронный.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ

Принцип работы: просмотр слайдов “История ВТ”, дополнение учителя, обсуждение, выделение этапов, занесение их на древо (работа на интерактивной доске - просмотр презентации и рисование древа во флипчарте, и в тетрадях).

Почему тема звучит как развитие ВТ, а начинаем изучать с древних способов счета? Что лежит в основе вычислительной техники? (Счет)

А когда зародился счет? Где? Какие средства использовались для счета? Почему счет придумали в Индии, а цифры называют арабскими?

Ручной этап. Как вы думаете, где должны располагаться самые первые средства для счета? Чем пользовался человек для счета в древности? Идет построение корней древа (пальцы, камешки, палочки, кости, появление абака и счет)

Механический этап. Идет построение первых ветвей древа (логарифмическая линейка) Шотландский математик Джон Непер изобрел таблицы логарифмов. Принцип их заключается в том, что каждому числу соответствует специальное число - логарифм - это показатель степени, в которую нужно возвести число (основание логарифма), чтобы получить заданное число. Таким способом можно выразить любое число. Логарифмы очень упрощают деление и умножение. Для умножения двух чисел достаточно сложить их логарифмы. Благодаря данному свойству сложная операция умножения сводится к простой операции сложения. Для упрощения были составлены таблицы логарифмов, которые позже были как бы встроены в устройство, позволяющее значительно ускорить процесс вычисления, - логарифмическую линейку.  1623 год.

Вильгельм Шиккард описал устройство "часов для счета" – счетной машины с устройством установки чисел и валиками с движком и окном для считывания результата. В нем немецкий профессор применил метод “решетки”, когда при помощи “насаженной” на валы зубчатой “таблицы умножения” происходит перемножение каждой цифры первого сомножителя на каждую цифру второго, после чего со сдвигом складываются все эти частные произведения.

Технические устройства для увеличения скорости счета. Построение ветвей древа (машина Паскаля, Лейбница, простой калькулятор)

Механические устройства с использованием принципа программирования. Построение ветвей (аналитическая машина Беббиджа). Обратить внимание на создание первой программы Адой Лавлейс.

Электромеханические устройства (счетно-перфорационная машина Холлерита, МАРК 1)

Электронно-вычислительные машины.1 поколение ЭВМ (ENIAC, МЭСМ, БЭСМ); 2 поколение – БЭСМ -2, БЭСМ -6, МИНСК 22, МИНСК 32; 3 поколение – АЦПУ, ЕС; 4 поколение - персональные компьютеры.

Ребята, как вы думаете, развитие ВТ остановится на данном уровне развития или нет? Давайте на верхушке нашего древа покажем бутон. Это будет этап в развитии, в разработке которого вы, возможно, примите самое активное участие – 5 поколение ЭВМ.

4. РЕФЛЕКСИЯ

Итак, ребята, большой путь развития прошла ВТ? Но в поступи истории это только миг. Зачем на уроке мы связали историю, генеалогию и информатику?

5. ИТОГ

Давайте подведем итог урока. Какие новые знания вы сегодня приобрели? Какие трудности возникли по ходу урока? Вам понравился урок? Чем? Мы узнали, как развивалась ВТ? Как вы считаете, нам нужно это знать? О чем еще вам бы хотелось узнать?

Информатика и вычислительные средства прошли долгий путь развития - от счета на пальцах до современных суперЭВМ. И при этом люди добивались одного – усиления своих физических и совершенствовали интеллектуальные возможности.

Домашнее задание: подготовить сообщение о каком-либо счетном устройстве, не упомянутом на уроке.