Цели:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать умение правильно писать окончания глаголов;
- формировать умение писать ударные окончания глаголов;
- учить по гласным буквам в личных окончаниях глаголов определять спряжение глаголов;
- развитие наблюдательности и внимания;умения выявлять существенные признаки;
- устанавливать закономерности;
- воспитание аккуратности в работе, чувства взаимовыручки, доброты.
Оборудование:
- магнитная доска;
- карточки с глаголами;
- схемы-опоры по теме “Глагол”;
- орфографические словари.
Ход урока
I. Организационный момент.
Что без меня предметы?
Лишь названья,
А я приду-
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
- Кто догадался, о какой части речи пойдёт разговор?
- Верно, сегодня поговорим о глаголе.
II. Чистописание.
(На магнитной доске: идти кричал отвечать болеет накормит мести стеречь)
- Назовите одним словом. (глаголы)
- Разбейте на 4 группы.
(н. ф. | н. в. | б. в. | п. в. ) |
идти | болеет | накормит | кричал |
отвечать | |||
мести | |||
стеречь |
- Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания:
1-я буква находится в глаголе н. в., где обозначает два звука (белеет).
2-я в суффиксе глагола н. ф., обозначает гласный звук (т)
Д : еи Еи еИ …
-Догадайтесь, какая следующая пара букв и напишите все пары
Жадность – что р…ка
Чем дальше, тем ш…ре.
- Что написано? (пословица)
- Объясните смысл.
- Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
III. Тема урока.
1)Кто назовет тему урока? Для этого посмотрите на буквы, которые писали на минутке чистописания. (буквы е -и в окончаниях глаголов I-II спряжения)
2)Что называется спряжением?
- Проспрягайте:
I вариант | II вариант |
расти | говорить |
расту растём | говорю говорим |
растёшь растёте | говоришь говорите |
растёт растут | говорит говорят |
- Что можно сказать о глаголе РАСТИ? (I спряжение, т. к. в ? буква е)
- Что можно сказать о глаголе ГОВОРИТЬ?(II спряжение, т. к. в ? буква и)
3)Выборочный диктант (учитель показывает карточки с глаголами).
(любите, пестреет, дружишь, исчезает, удивляет, рубим, строят, рисуют)
I в. Любите, дружишь, рубим, строят.
II в. Пестреет, исчезает, удивляет, рисуют.
- Назовите признаки I спряжения, II спряжения.
4) Индивидуальная работа по карточками.
(придет, посмотришь, загалдят, напираешь, кричим, хлопаете, прыгаем, вынырнет, наберем, поймаете, плаваешь, бежите)
- По каким 3 признакам можно разбить на две группы?
1)по спряжениям – зеленый круг,
2)по числам – синий круг,
3)по н. в. и б. в. – красный круг.
1) I спр. | II спр. | 2) ед. ч. | мн. ч. | 3)н. в. | б. в. |
придет | посмотришь | придет | загалдят | напираешь придет | |
напираешь | загалдят | посмотришь | кричим | кричим | посмотришь |
хлопаете | кричим | напираешь | хлопаете | хлопаете | загалдят |
прыгаем | бежите | вынырнет | прыгаем | прыгаем | вынырнет |
вынырнет | плаваешь | наберем | плаваешь | наберем | |
наберем | бежите | бежите | поймаете | ||
поймаете | поймаете | ||||
плаваешь |
IV. Физкультминутка (релаксация) под музыку К. Глюка. Жалоба Эвридики. Из оперы “Орфей и Эвридика”.
1)
Мы работаем отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И минутка расслабленья
На урок приходит в класс.
2)В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем(руки в сторону).
Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!
V. Словарно-орфографическая работа.
- Догадайтесь, о чем идет речь.
Чувство, грусти, скорби, состояние душевной горечи (печаль).
- Вспомните пословицы со словами печаль, объясните их значения.
(Не твоя печаль чужих детей качать(не твое дело))
(Не было печали(по поводу чего-либо неожиданного))
- Сделайте транскрипцию слова печаль [п’ичал’]
- укажите опасное место. (печаль)
VI. Работа с предложением.
1) Запись с комментированием у доски. Резкий воздух обмывает печальное лицо старца.
2) Разбор предложения по членам предложения и частям речи.
3) Определите спряжение сказуемого.
VII. Итог урока.
- Назовите признаки I спряжения, II спряжения.
VIII. Д/з с. 98 №151
Дополнительно:
- свистел – гл., пр. в., ед. ч., м. р.
- переходишь – гл., н. в., ед. ч., 2л., II спр.
- делать-н. ф.