Урок русского языка (система развивающего обучения Л.В. Занкова), 4-й класс, учебник А.В. Поляковой. Тема: "Спряжение глаголов. Буквы Е–И в окончаниях глаголов 1-2-го спряжений"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать умение правильно писать окончания глаголов;
  • формировать умение писать ударные окончания глаголов;
  • учить по гласным буквам в личных окончаниях глаголов определять спряжение глаголов;
  • развитие наблюдательности и внимания;умения выявлять существенные признаки;
  • устанавливать закономерности;
  • воспитание аккуратности в работе, чувства взаимовыручки, доброты.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • карточки с глаголами;
  • схемы-опоры по теме “Глагол”;
  • орфографические словари.

Ход урока

I. Организационный момент.

Что без меня предметы?
Лишь названья,
А я приду-
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.

- Кто догадался, о какой части речи пойдёт разговор?

- Верно, сегодня поговорим о глаголе.

II. Чистописание.

(На магнитной доске: идти кричал отвечать болеет накормит мести стеречь)

- Назовите одним словом. (глаголы)

- Разбейте на 4 группы.

(н. ф. н. в. б. в. п. в. )
идти болеет накормит кричал
отвечать
мести
стеречь

- Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания:

1-я буква находится в глаголе н. в., где обозначает два звука (белеет).

2-я в суффиксе глагола н. ф., обозначает гласный звук (т)

Д : еи Еи еИ …

-Догадайтесь, какая следующая пара букв и напишите все пары

Жадность – что р…ка

Чем дальше, тем ш…ре.

- Что написано? (пословица)

- Объясните смысл.

- Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

III. Тема урока.

1)Кто назовет тему урока? Для этого посмотрите на буквы, которые писали на минутке чистописания. (буквы е -и в окончаниях глаголов I-II спряжения)

2)Что называется спряжением?

- Проспрягайте:

I вариант II вариант
расти говорить
расту растём говорю говорим
растёшь растёте говоришь говорите
растёт растут говорит говорят

- Что можно сказать о глаголе РАСТИ? (I спряжение, т. к. в ? буква е)

- Что можно сказать о глаголе ГОВОРИТЬ?(II спряжение, т. к. в ? буква и)

3)Выборочный диктант (учитель показывает карточки с глаголами).

(любите, пестреет, дружишь, исчезает, удивляет, рубим, строят, рисуют)

I в. Любите, дружишь, рубим, строят.

II в. Пестреет, исчезает, удивляет, рисуют.

- Назовите признаки I спряжения, II спряжения.

4) Индивидуальная работа по карточками.

(придет, посмотришь, загалдят, напираешь, кричим, хлопаете, прыгаем, вынырнет, наберем, поймаете, плаваешь, бежите)

- По каким 3 признакам можно разбить на две группы?

1)по спряжениям – зеленый круг,

2)по числам – синий круг,

3)по н. в. и б. в. – красный круг.

1) I спр. II спр. 2) ед. ч. мн. ч. 3)н. в. б. в.
придет посмотришь придет загалдят напираешь придет
напираешь загалдят посмотришь кричим кричим посмотришь
хлопаете кричим напираешь хлопаете хлопаете загалдят
прыгаем бежите вынырнет прыгаем прыгаем вынырнет
вынырнет плаваешь наберем плаваешь наберем
наберем бежите бежите поймаете
поймаете поймаете
плаваешь

IV. Физкультминутка (релаксация) под музыку К. Глюка. Жалоба Эвридики. Из оперы “Орфей и Эвридика”.

1)

Мы работаем отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И минутка расслабленья
На урок приходит в класс.

2)В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем(руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!

V. Словарно-орфографическая работа.

- Догадайтесь, о чем идет речь.

Чувство, грусти, скорби, состояние душевной горечи (печаль).

- Вспомните пословицы со словами печаль, объясните их значения.

(Не твоя печаль чужих детей качать(не твое дело))

(Не было печали(по поводу чего-либо неожиданного))

- Сделайте транскрипцию слова печаль [п’ичал’]

- укажите опасное место. (печаль)

VI. Работа с предложением.

1) Запись с комментированием у доски. Резкий воздух обмывает печальное лицо старца.

2) Разбор предложения по членам предложения и частям речи.

3) Определите спряжение сказуемого.

VII. Итог урока.

- Назовите признаки I спряжения, II спряжения.

VIII. Д/з с. 98 №151

Дополнительно:

  • свистел – гл., пр. в., ед. ч., м. р.
  • переходишь – гл., н. в., ед. ч., 2л., II спр.
  • делать-н. ф.