Экспериментальная деятельность "Удивительная почва"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Продолжать знакомить дате с почвой.
  • Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
  • Выделить некоторые свойства песка и глины.
  • Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.
  • Воспитание интереса к неживой природе.

Предварительная работа:

  • Игры детей с песком, лепка из глины.
  • Труд на огороде, цветочной клумбе.
  • Ухаживание за цветочными растениями.

Чтение:

  • Э. Распэ “Приключения барона Мюнхаузена” - “Необыкновенный олень”.
  • Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
  • Н. Рыжова “Почва – живая земля”.

Материал:

  • Комочки сухой почвы.
  • Емкости с песком, глиной, водой.
  • Белый лист бумаги, палочки, лупы.
  • Свечка, стеклышко, сковородка.
  • Таблица “Почва”.
  • Иллюстрации подземных жителей.
  • Демонстрационный материал для показа сказки Н. Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

Активизация словаря: почва, труха.

Литература:

  1. Журнал “Дошкольное воспитание” №8 2006 год. М. Костюченко “Экспериментируем”.
  2. Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
  3. О. В. Дыбина “Неизведанное рядом”
  4. Л. В. Ковинько “Секреты природы – это так интересно”
  5. Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
  6. В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”

Ход занятия

В. – Отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.

Д.- Земля.

В. – Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.

В. – Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д.- Земля кормит и поит растения.

Д.- Земля нас кормит.

В. – Как она нас кормит?

Ответы детей.

В.- Как радует нас земля?

Д.- Цветами, зеленой травой.

В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва?

Д.- Глинистая.

В. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.

В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

В.- Какого цвета верхний слой земли?

Д.- Темного.

В. – Это плодородный слой земли.

В.- Какого цвета следующий слой земли?

Д.- Желтого.

В.- Как вы думаете, что это?

Д.- Песок.

В. – Дальше мы видим изображение подземных вод.

В. – Каким цветом изображена вода?

Д.- Голубым.

В.- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. – Рыжим.

В.- На таблице еще изображены те, кто в земле живут.

В.- Кто живет в земле?

Д. – Червяки, кроты, жуки.

В. – Отправимся в путешествие в подземное царство. Расскажите по картинке, что мы можем увидеть под землей.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В.- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

В. – Какая земля в комочке?

Д.- Сухая, черная.

В.- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В.- Скажите, что вы увидели?

Д.- В комочке есть трещинки.

В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д.- Корешки, камешки и т. д.

Опыт № 2. В земле есть воздух.

В.- А воздух в земле есть или нет?

Ответы детей.

В.- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. – Что вы наблюдаете?

Д.- Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. – Это воздух поднимается из воды.

В. – Где же был воздух?

Д. – Воздух был в комочке земли.

В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В.- Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?

Д. – В земле есть воздух.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

В.- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

Ответы детей.

В. – Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

В.- В чистую сухую сковородку я положила, что?

Д. – Комочек почвы.

В. – Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.

В. – Что происходит с почвой?

Д. – Она согревается.

В. – Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.

Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. – Что произошло со стеклышком?

Д. – Стеклышко запотело.

В. – Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

Д. – Это вода.

В. – Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?

Д. – Вода есть в почве.

В. – Изменяется ли цвет почвы после дождя?

Д. – Изменяется.

В. – Каким становится цвет?

Д.- Темным, черным.

Физкультминутка.

В. – Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его.

В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?

Ответы детей.

В. – Похожи ли песчинки друг на друга?

В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. – Лежат отдельно.

В.- Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

Д. – Нет.

В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

Опыт № 4. Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок.

В. – Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.

Дети выполняют задание.

В. – Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.

В. – Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?

Д. – В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.

В.- В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.

Опыт № 5 .Что лучше пропускает воду песок или глина?

В. – Польем по очереди песок и глину.

В. – Где быстрее впиталась вода?

Д. – В песке.

В. – А почему? Кто может объяснить?

Ответы детей.

В. – Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. - Какими стали песок и глина после полива?

Д. – Мокрыми.

Опыт № 6 . Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину.

Опыт проводится аналогично предыдущему.

В. – Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.

В. – Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?

Д. – Может.

В. – Что вредно или плохо для нашей земли?

Ответы детей.

В. – Во многих сказках идет борьба за “живую” и “мертвую” воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.

Дети называют.

- Поле труд любит.

- Кто не сеет, тот не жнет.

- Земелька черная, а хлеб белый родит.

- Землю пахать не в бабки играть.

- Земля любит навоз, а лошадь овес.

- Земля не уродит – никто не наградит.

В. – Мы сегодня много говорили о почве. А как же она образуется? Я кратко расскажу вам и покажу на фланелографе сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не еж пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

- Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

В. – Объясните Медведю, куда пропал пень.

Ответы детей.

Итог занятия.