Цели:
- Продолжать знакомить дате с почвой.
- Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
- Выделить некоторые свойства песка и глины.
- Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.
- Воспитание интереса к неживой природе.
Предварительная работа:
- Игры детей с песком, лепка из глины.
- Труд на огороде, цветочной клумбе.
- Ухаживание за цветочными растениями.
Чтение:
- Э. Распэ “Приключения барона Мюнхаузена” - “Необыкновенный олень”.
- Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
- Н. Рыжова “Почва – живая земля”.
Материал:
- Комочки сухой почвы.
- Емкости с песком, глиной, водой.
- Белый лист бумаги, палочки, лупы.
- Свечка, стеклышко, сковородка.
- Таблица “Почва”.
- Иллюстрации подземных жителей.
- Демонстрационный материал для показа сказки Н. Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.
Активизация словаря: почва, труха.
Литература:
- Журнал “Дошкольное воспитание” №8 2006 год. М. Костюченко “Экспериментируем”.
- Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
- О. В. Дыбина “Неизведанное рядом”
- Л. В. Ковинько “Секреты природы – это так интересно”
- Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
- В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”
Ход занятия
В. – Отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
Д.- Земля.
В. – Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.
В. – Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?
Д.- Земля кормит и поит растения.
Д.- Земля нас кормит.
В. – Как она нас кормит?
Ответы детей.
В.- Как радует нас земля?
Д.- Цветами, зеленой травой.
В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?
Д.- Глинистая.
В. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
В.- Какого цвета верхний слой земли?
Д.- Темного.
В. – Это плодородный слой земли.
В.- Какого цвета следующий слой земли?
Д.- Желтого.
В.- Как вы думаете, что это?
Д.- Песок.
В. – Дальше мы видим изображение подземных вод.
В. – Каким цветом изображена вода?
Д.- Голубым.
В.- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
Д. – Рыжим.
В.- На таблице еще изображены те, кто в земле живут.
В.- Кто живет в земле?
Д. – Червяки, кроты, жуки.
В. – Отправимся в путешествие в подземное царство. Расскажите по картинке, что мы можем увидеть под землей.
Ответы детей.
Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
В.- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
В. – Какая земля в комочке?
Д.- Сухая, черная.
В.- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
В.- Скажите, что вы увидели?
Д.- В комочке есть трещинки.
В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
Д.- Корешки, камешки и т. д.
Опыт № 2. В земле есть воздух.
В.- А воздух в земле есть или нет?
Ответы детей.
В.- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д.- Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В.- Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
Опыт № 3. Есть ли в почве вода?
В.- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
Ответы детей.
В. – Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.
В.- В чистую сухую сковородку я положила, что?
Д. – Комочек почвы.
В. – Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.
В. – Что происходит с почвой?
Д. – Она согревается.
В. – Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.
Через некоторое время показываю стеклышко детям.
В. – Что произошло со стеклышком?
Д. – Стеклышко запотело.
В. – Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?
Д. – Это вода.
В. – Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?
Д. – Вода есть в почве.
В. – Изменяется ли цвет почвы после дождя?
Д. – Изменяется.
В. – Каким становится цвет?
Д.- Темным, черным.
Физкультминутка.
В. – Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его.
В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?
Ответы детей.
В. – Похожи ли песчинки друг на друга?
В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Д. – Лежат отдельно.
В.- Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
Д. – Нет.
В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Д. - Можно.
Опыт № 4. Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок.
В. – Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.
Дети выполняют задание.
В. – Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.
В. – Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?
Д. – В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.
В.- В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.
Опыт № 5 .Что лучше пропускает воду песок или глина?
В. – Польем по очереди песок и глину.
В. – Где быстрее впиталась вода?
Д. – В песке.
В. – А почему? Кто может объяснить?
Ответы детей.
В. – Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.
В. - Какими стали песок и глина после полива?
Д. – Мокрыми.
Опыт № 6 . Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину.
Опыт проводится аналогично предыдущему.
В. – Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.
В. – Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?
Д. – Может.
В. – Что вредно или плохо для нашей земли?
Ответы детей.
В. – Во многих сказках идет борьба за “живую” и “мертвую” воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.
Дети называют.
- Поле труд любит.
- Кто не сеет, тот не жнет.
- Земелька черная, а хлеб белый родит.
- Землю пахать не в бабки играть.
- Земля любит навоз, а лошадь овес.
- Земля не уродит – никто не наградит.
В. – Мы сегодня много говорили о почве. А как же она образуется? Я кратко расскажу вам и покажу на фланелографе сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.
“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не еж пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.
Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.
- Кто, кто в пенечке живет?
Никто не отвечает.
Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.
И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет.
Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.
“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.
Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”
В. – Объясните Медведю, куда пропал пень.
Ответы детей.
Итог занятия.