Цели урока:
- сформировать понятие “трение” и “сила трения”;
- продолжать формирование естественнонаучных представлений по изучаемой
- теме с помощью межпредметных связей;
- способствовать отработке практических навыков работы с оборудованием;
- способствовать бережному отношению к приборам и оборудованию;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся через рассказ об ученых.
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
Актуализация знаний о силах, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха. Проблемная ситуация, постановка учебной задачи.
2. Операционно-исполнительский этап:
- Задание 1. Работа с учебником.
- Задание 2. Измерение силы трения скольжения.
- Задание 3. Обнаружение параметров от которых зависит сила трения скольжения.
- Задание 4. Наблюдение различных видов трения и их количественное сравнение.
3. Рефлексивно-оценочный этап:
Обобщение темы урока при построении обобщающей схемы, решение проблемных задач. Итоговая самооценка. Дифференцированное домашнее задание (Громов С.В. Физика. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. / С.В. Громов, Н.А. Родина - М.: Просвещение, 2001; 2-й и 3-й уровни по желанию):
- 1-й уровень - §16-§17 [ 2]
- 2-й уровень – 10 примеров положительного и отрицательного проявления силы трения (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы).
- 3-й уровень - сочинение на тему: “Если бы исчезла сила трения”.
Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, каток, линейка.
Действия учителя | Действия учеников, их предполагаемые ответы |
1. Ориентировочно-мотивационный
этап: 1. Фронтальный опрос:
2. Определите, о какой силе говорится в тексте из книги Я. И. Перельмана “Занимательная физика” [3]: “Всем нам случалось выходить из дома в гололедицу: сколько усилий стоит нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходится нам проделывать, чтобы устоять!” “Инженеры стремятся по возможности устранить ее в машинах – и хорошо это делают”. “В прикладной механике о ней говорят как о крайне нежелательном явлении. И это правильно”. “Во всех прочих случаях мы должны быть ей благодарны; она дает возможность нам ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильница упадут на пол, что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев”. 3. Изучением трения ученые занимаются уже более 500 лет. Первым его исследовал Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.) <Рисунок 1> . Важные результаты в этой области получил Шарль Кулон (1736-1806г.г.) <Рисунок 2>. и Гилиома Амонтон (1663-1705г.г.).
4. Итак, исходя из сказанного, сформулируйте цель нашего урока: что конкретно вы хотите узнать о силе трения? Учитель фиксирует учебную задачу (УЗ), предложенную детьми, записывает ее на доске. |
Отвечают на вопросы. Отвечают по структуре знания о физической величине.
Отвечают без затруднения.
Записывают фамилии ученых и их годы жизни.
Затруднение, пытаются дать ответ, но не могут объяснить. Испытывают недостаток знаний.
УЗ: узнать термины, причины возникновения, где применяется. Записывают тему урока. |
2. Операционно-исполнительский
этап: 1. Найдите ответы на вопросы в §16 (стр. 41-43) учебника [ 2] и выпишите определение понятий “трение” и “сила трения” в тетрадь.
2. А теперь подумайте, как можно измерить силу трения скольжения? (практическая работа) <Приложение>. 3. От чего зависит сила трения скольжения? (практическая работа) <Приложение>. 4. Как с помощью катка и динамометра доказать, что сила трения качения меньше силы трения скольжения? (практическая работа) <Приложение>. 5. А знаете ли вы, что в жизни многих растений трение играет положительную роль, так , например, лианы, хмель, горох, бобы благодаря трению цепляются за любые опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Семена же гороха и ореха благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения, перемещаются легко сами. |
Работают с учебником, записывают определения “трения” и “силы трения” в тетрадях. Отвечают на вопросы.
Работают в парах. Проводят опыты. Предлагают варианты ответов, объясняют результаты. |
3. Рефлексивно-оценочный этап: Давайте подведем итог нашего урока: Нарисуем обобщающую схему того материала, с которым мы с вами сегодня познакомились:
2. Объясните поговорки о трении:
3. Самооценка: Насколько успешно решена задача урока? Насколько я успешен в решении УЗ?
4. Домашнее задание:
Спасибо за урок! |
Рисуют обобщающую схему в тетрадях, отвечая на вопросы учителя.
Объясняют поговорки, используя вновь полученные знания.
Отвечают о решении УЗ. Пишут в тетради самооценку (“доволен”, “не очень доволен”, “недоволен”) и поясняют “почему?”.
Записывают домашнее задание. |
Литература:
1. Волков В.А. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкина (М.: Просвещение); С.В.Громова, Н.А.Родиной (М.: Просвещение). 7 класс.- М.: ВАКО, 2005.
2. Громов С.В. Физика. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. / С.В. Громов, Н.А. Родина - М.: Просвещение, 2001.
3. Перельмана Я.И. Занимательная физика. Книга вторая. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960.