Открытый урок по физике на тему "Трение. Сила трения"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • сформировать понятие “трение” и “сила трения”;
  • продолжать формирование естественнонаучных представлений по изучаемой
  • теме с помощью межпредметных связей;
  • способствовать отработке практических навыков работы с оборудованием;
  • способствовать бережному отношению к приборам и оборудованию;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся через рассказ об ученых.

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

Актуализация знаний о силах, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха. Проблемная ситуация, постановка учебной задачи.

2. Операционно-исполнительский этап:

  • Задание 1. Работа с учебником.
  • Задание 2. Измерение силы трения скольжения.
  • Задание 3. Обнаружение параметров от которых зависит сила трения скольжения.
  • Задание 4. Наблюдение различных видов трения и их количественное сравнение.

3. Рефлексивно-оценочный этап:

Обобщение темы урока при построении обобщающей схемы, решение проблемных задач. Итоговая самооценка. Дифференцированное домашнее задание (Громов С.В. Физика. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. / С.В. Громов, Н.А. Родина - М.: Просвещение, 2001; 2-й и 3-й уровни по желанию):

  • 1-й уровень - §16-§17 [ 2]
  • 2-й уровень – 10 примеров положительного и отрицательного проявления силы трения (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы).
  • 3-й уровень - сочинение на тему: “Если бы исчезла сила трения”.

 Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, каток, линейка.

Действия учителя Действия учеников, их предполагаемые ответы
1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1. Фронтальный опрос:

  • Что называется силой?
  • Когда возникает сила?
  • Какие силы мы уже изучили?
  • Как дать полный ответ о любой силе?
  • С помощью какого прибора можно измерить силу?

2. Определите, о какой силе говорится в тексте из книги Я. И. Перельмана “Занимательная физика” [3]:

“Всем нам случалось выходить из дома в гололедицу: сколько усилий стоит нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходится нам проделывать, чтобы устоять!”

“Инженеры стремятся по возможности устранить ее в машинах – и хорошо это делают”.

“В прикладной механике о ней говорят как о крайне нежелательном явлении. И это правильно”.

“Во всех прочих случаях мы должны быть ей благодарны; она дает возможность нам ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильница упадут на пол, что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев”.

3. Изучением трения ученые занимаются уже более 500 лет.

Первым его исследовал Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.) <Рисунок 1> .

Важные результаты в этой области получил Шарль Кулон (1736-1806г.г.) <Рисунок 2>. и Гилиома Амонтон (1663-1705г.г.).

  • А, что вы знаете о “трении” и “силе трения”?
  • В чем существенное отличие понятий “трение” и “сила трения”?
  • Каковы причины возникновения силы трения?
  • Какую роль играет трение в жизни животных и растений?

4. Итак, исходя из сказанного, сформулируйте цель нашего урока: что конкретно вы хотите узнать о силе трения?

Учитель фиксирует учебную задачу (УЗ), предложенную детьми, записывает ее на доске.

 

Отвечают на вопросы.

Отвечают по структуре знания о физической величине.

 

 

Отвечают без затруднения.

 

 

 

 

 

 

Записывают фамилии ученых и их годы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затруднение, пытаются дать ответ, но не могут объяснить. Испытывают недостаток знаний.

 

УЗ: узнать термины, причины возникновения, где применяется.

Записывают тему урока.

2. Операционно-исполнительский этап:

1. Найдите ответы на вопросы в §16 (стр. 41-43) учебника [ 2] и выпишите определение понятий “трение” и “сила трения” в тетрадь.

  • Итак, в чем существенное отличие понятий “трение” и “сила трения”?
  • Каковы причины возникновения трения?
  • Какие существуют виды сил трения?

2. А теперь подумайте, как можно измерить силу трения скольжения? (практическая работа) <Приложение>.

3. От чего зависит сила трения скольжения?

(практическая работа) <Приложение>.

4. Как с помощью катка и динамометра доказать, что сила трения качения меньше силы трения скольжения? (практическая работа) <Приложение>.

5. А знаете ли вы, что в жизни многих растений трение играет положительную роль, так , например, лианы, хмель, горох, бобы благодаря трению цепляются за любые опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Семена же гороха и ореха благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения, перемещаются легко сами.

 

Работают с учебником, записывают определения “трения” и “силы трения” в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

 

 

Работают в парах. Проводят опыты. Предлагают варианты ответов, объясняют результаты.

3. Рефлексивно-оценочный этап:

Давайте подведем итог нашего урока:

Нарисуем обобщающую схему того материала, с которым мы с вами сегодня познакомились:

  • Какое явление мы изучили?
  • Каковы причины возникновения трения?
  • От чего зависит трение?
  • Какие способы уменьшения и увеличения трения существуют?
  • Зависит ли трение от среды, в которой оно возникает?
  • Какие виды трения существуют вокруг нас?
  • Какие физические величины характеризуют каждый из видов трения? < Рисунок 3 >

2. Объясните поговорки о трении:

  • “Не подмажешь – не поедешь”.
  • “Пошло дело как по маслу”.
  • “Угря в руках не удержишь”.
  • “Что кругло – легко катится”.
  • “Лыжи скользят по погоде”.
  • “Колодезная веревка сруб перетирает.”
  • “Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой” [1].

3. Самооценка:

Насколько успешно решена задача урока?

Насколько я успешен в решении УЗ?

  • доволен собой, почему?
  • не очень доволен собой, почему?
  • недоволен собой, почему?

4. Домашнее задание:

  • 1-й уровень - §16-§17 [ 2]
  • 2-й уровень – 10 примеров положительного и отрицательного проявления силы трения (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы).
  • 3-й уровень - сочинение на тему: “Если бы исчезла сила трения”.

Спасибо за урок!

 

 

Рисуют обобщающую схему в тетрадях, отвечая на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют поговорки, используя вновь полученные знания.

 

 

 

Отвечают о решении УЗ.

Пишут в тетради самооценку (“доволен”, “не очень доволен”, “недоволен”) и поясняют “почему?”.

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Литература:

1. Волков В.А. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкина (М.: Просвещение); С.В.Громова, Н.А.Родиной (М.: Просвещение). 7 класс.- М.: ВАКО, 2005.

2. Громов С.В. Физика. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. / С.В. Громов, Н.А. Родина - М.: Просвещение, 2001.

3. Перельмана Я.И. Занимательная физика. Книга вторая. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960.