Обобщающий урок в 7-м классе "Поиск истины"

Разделы: Физика


Эпиграф:
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик 1596-1650гг.)

Цель: проверить степень усвоения полученных знаний, закрепить их, систематизировать. Узнать что-то новое и интересное для себя. Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике и в жизни. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений, развивать учащихся как личность, умение работать в коллективе. Создать на уроке атмосферу психологического комфорта.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, брусок, линейка, динамометр индивидуальные листы для каждой группы, карточки с текстами задач.

Подготовительный этап: учащимся заранее дается задание - найти удивительные факты, касающиеся изученного материала и интересные события из жизни великих людей. Подготовить краткие сообщения.

Класс делится на группы (учитывая умственные, психические, физиологические особенности детей), продумать, как учащиеся будут сидеть.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Конкурс-задания. Релаксация.
  4. Итог урока.
  5. Оценка результата урока (чему учащиеся научились, что приобрели в итоге урока).
  6. Выставление оценок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу.

II. Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы проведем урок, который покажет все ваши знания и способности. Расширит ваш кругозор, научит применять полученные знания в жизни. Вам нужно только правильно ответить на ряд предложенных вопросов и истина откроется перед вами. Поэтому наш с вами урок и называется «Поиск истины» (показ Слайда 1 см. Приложение). Готовы! Тогда вперед!

III. Конкурс-задания.

- Внимание на экран. Перед вами задание № 1 (Слайд 2,3,4,5 см. Приложение)

Вам нужно найти ошибки, которые были допущены на предложенных картинках (см. Рисунки).

Выслушиваются ответы учащихся, учитель анализирует их и делает выводы. Здесь же можно корректировать допущенные ошибки или пробелы. За правильные и интересные ответы выставляются баллы.

Задание № 2.

Ответив на 6 предложенных ниже вопросов и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово. Это слово и будет ответом на второе задание. На первый вопрос отвечает один ученик и листок с ответом передает соседу и так далее (показ Слайда 6,7,8,9,10,11 из Приложения)

Вопросы:

  1. Назовите состояние вещества, характеризующееся отсутствием своего объема и формы (из ответа взять 3 букву).
  2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (взять из ответа 4 букву).
  3. Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном (взять из ответа 4 букву).
  4. Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (взять из ответа 2 букву).
  5. Линия, по которой двигалось тело (взять из ответа 9 букву).
  6. Напишите, название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга (взять 8 букву).

Проверяем полученные ответы (Слайд). Газ. Трение. Вода. Инерция. Траектория. Диффузия. Полученное слово - знания. Выставляем баллы.

Задание № 3. (Слайд 13)

Перед вами физические величины объем, скорость, масса, время, сила, длина. Запишите названия приборов, которыми можно их измерить? Ответив на вопрос задания, листок с ответом передай другому.

Проверяем полученные ответы (Слайд 14). Мензурка, спидометр, весы, секундомер, динамометр, линейка. Выставляем баллы.

Задание № 4. (Слайд 15)

Вычислите давление, производимое бруском на стол.

Каждой группе выдается брусок, динамометр, линейка. Учащиеся выполняютзадание.

Проверяем полученный результат (Слайд 16). р=F/S F-находим с помощью динамометра, S бруска - измеряем линейкой. Выставляем баллы.

Задание № 5. А знаете ли вы формулы? (Слайд 17)

Записав требуемую формулу, передай листок соседу. В это время более сильным ученикам предлагается решить задачу. Текст задачи выдается индивидуально.

  1. Формула для расчета скорости тела при равномерном движении.
  2. Формула, пользуясь которой определяют работу.
  3. Формула для нахождения плотности вещества.
  4. Формула, по которой можно рассчитать массу тела, зная F и g
  5. Формула для нахождения архимедовой силы.
  6. Закон Гука.

Задача: Из колодца глубиной 4м насосом выкачано 0,75 м3 воды. Определите:1)массу воды 2) вес воды 3) работу, совершенную при этом.

Проверяем (Слайд 18). 750 кг, 7500Н, 30000Дж. Выставляем баллы.

Релаксация: выполняем ряд упражнений на расслабление и концентрацию внимания. Левая рука напряжена, правая расслаблена и наоборот. Рисуем руками в воздухе ленивые восьмерки (знак бесконечности).

Задание № 6. (Слайд 19)

Какие дрова выгоднее покупать? Кубометр березовых или кубометр сосновых (цена дров одинакова).

Выслушиваются ответы учащихся. Проверяем (Слайд 20). Березовые дрова выгоднее покупать. Выставляем баллы.

Задание № 7. (Слайд 21,22,23)

Узнать ученого-физика и рассказать о нем.

М.В. Ломоносов (1711-1765) Галилео Галилей (1564-1642) Архимед (287-212 до н. э.)

Выслушиваются ответы и краткие интересные сообщения о событиях из жизни ученых, подготовленные учащимися к уроку. Выставляем баллы.

Задание № 8. Это интересно! (Слайд 24)

Краткий обзор интересных фактов, полученных из журналов, справочников, энциклопедий. Выслушиваются сообщения учащихся.

  1. Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объемов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне плюс архимедова сила дерева; истинный вес железа равен 1 тонне плюс архимедова сила железа.
  2. Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других свойств жидкостей. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все кроме воды. При температуре от 0 до +40С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При +40С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3.
  3. В России в 1834 г. отец и сын Черепановы, крепостные горнозаводчика Урала Демидова, построили первый отечественный паровоз. Этот паровоз перевозил руду на территории Нижнетагильского завода по специальной «чугунной дороге». Он развивал скорость 15 км/ч при грузе в 3,5 т.

Поздравляю вас с победой! Вы справились со всеми заданиями, и нашли истину в любом вопросе.

IV. Итог урока.

Урок показал не только ваши знания, но и то, как вы умеете применять их на практике. Что вы умеете мыслить, доказывать свои суждения с помощью фактов и аргументов, что вы очень любознательны и активны. Вы справились с любыми заданиями, и у вас все получилось.

V. Оценка урока.

И последнее задание. На листочке пусть каждый напишет, что дал ему сегодняшний урок, что понравилось или нет.

VI. Выставление оценок за урок.