Эпиграф:
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик 1596-1650гг.)
Цель: проверить степень усвоения полученных знаний, закрепить их, систематизировать. Узнать что-то новое и интересное для себя. Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике и в жизни. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений, развивать учащихся как личность, умение работать в коллективе. Создать на уроке атмосферу психологического комфорта.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, брусок, линейка, динамометр индивидуальные листы для каждой группы, карточки с текстами задач.
Подготовительный этап: учащимся заранее дается задание - найти удивительные факты, касающиеся изученного материала и интересные события из жизни великих людей. Подготовить краткие сообщения.
Класс делится на группы (учитывая умственные, психические, физиологические особенности детей), продумать, как учащиеся будут сидеть.
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Конкурс-задания. Релаксация.
- Итог урока.
- Оценка результата урока (чему учащиеся научились, что приобрели в итоге урока).
- Выставление оценок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу.
II. Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы проведем урок, который покажет все ваши знания и способности. Расширит ваш кругозор, научит применять полученные знания в жизни. Вам нужно только правильно ответить на ряд предложенных вопросов и истина откроется перед вами. Поэтому наш с вами урок и называется «Поиск истины» (показ Слайда 1 см. Приложение). Готовы! Тогда вперед!
III. Конкурс-задания.
- Внимание на экран. Перед вами задание № 1 (Слайд 2,3,4,5 см. Приложение)
Вам нужно найти ошибки, которые были допущены на предложенных картинках (см. Рисунки).
Выслушиваются ответы учащихся, учитель анализирует их и делает выводы. Здесь же можно корректировать допущенные ошибки или пробелы. За правильные и интересные ответы выставляются баллы.
Задание № 2.
Ответив на 6 предложенных ниже вопросов и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово. Это слово и будет ответом на второе задание. На первый вопрос отвечает один ученик и листок с ответом передает соседу и так далее (показ Слайда 6,7,8,9,10,11 из Приложения)
Вопросы:
- Назовите состояние вещества, характеризующееся отсутствием своего объема и формы (из ответа взять 3 букву).
- Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (взять из ответа 4 букву).
- Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном (взять из ответа 4 букву).
- Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (взять из ответа 2 букву).
- Линия, по которой двигалось тело (взять из ответа 9 букву).
- Напишите, название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга (взять 8 букву).
Проверяем полученные ответы (Слайд). Газ. Трение. Вода. Инерция. Траектория. Диффузия. Полученное слово - знания. Выставляем баллы.
Задание № 3. (Слайд 13)
Перед вами физические величины объем, скорость, масса, время, сила, длина. Запишите названия приборов, которыми можно их измерить? Ответив на вопрос задания, листок с ответом передай другому.
Проверяем полученные ответы (Слайд 14). Мензурка, спидометр, весы, секундомер, динамометр, линейка. Выставляем баллы.
Задание № 4. (Слайд 15)
Вычислите давление, производимое бруском на стол.
Каждой группе выдается брусок, динамометр, линейка. Учащиеся выполняютзадание.
Проверяем полученный результат (Слайд 16). р=F/S F-находим с помощью динамометра, S бруска - измеряем линейкой. Выставляем баллы.
Задание № 5. А знаете ли вы формулы? (Слайд 17)
Записав требуемую формулу, передай листок соседу. В это время более сильным ученикам предлагается решить задачу. Текст задачи выдается индивидуально.
- Формула для расчета скорости тела при равномерном движении.
- Формула, пользуясь которой определяют работу.
- Формула для нахождения плотности вещества.
- Формула, по которой можно рассчитать массу тела, зная F и g
- Формула для нахождения архимедовой силы.
- Закон Гука.
Задача: Из колодца глубиной 4м насосом выкачано 0,75 м3 воды. Определите:1)массу воды 2) вес воды 3) работу, совершенную при этом.
Проверяем (Слайд 18). 750 кг, 7500Н, 30000Дж. Выставляем баллы.
Релаксация: выполняем ряд упражнений на расслабление и концентрацию внимания. Левая рука напряжена, правая расслаблена и наоборот. Рисуем руками в воздухе ленивые восьмерки (знак бесконечности).
Задание № 6. (Слайд 19)
Какие дрова выгоднее покупать? Кубометр березовых или кубометр сосновых (цена дров одинакова).
Выслушиваются ответы учащихся. Проверяем (Слайд 20). Березовые дрова выгоднее покупать. Выставляем баллы.
Задание № 7. (Слайд 21,22,23)
Узнать ученого-физика и рассказать о нем.
М.В. Ломоносов (1711-1765) Галилео Галилей (1564-1642) Архимед (287-212 до н. э.)
Выслушиваются ответы и краткие интересные сообщения о событиях из жизни ученых, подготовленные учащимися к уроку. Выставляем баллы.
Задание № 8. Это интересно! (Слайд 24)
Краткий обзор интересных фактов, полученных из журналов, справочников, энциклопедий. Выслушиваются сообщения учащихся.
- Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы, действующей на тонну железа, в силу разности их объемов. Следовательно, истинный вес дерева равен 1 тонне плюс архимедова сила дерева; истинный вес железа равен 1 тонне плюс архимедова сила железа.
- Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других свойств жидкостей. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все кроме воды. При температуре от 0 до +40С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При +40С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3.
- В России в 1834 г. отец и сын Черепановы, крепостные горнозаводчика Урала Демидова, построили первый отечественный паровоз. Этот паровоз перевозил руду на территории Нижнетагильского завода по специальной «чугунной дороге». Он развивал скорость 15 км/ч при грузе в 3,5 т.
Поздравляю вас с победой! Вы справились со всеми заданиями, и нашли истину в любом вопросе.
IV. Итог урока.
Урок показал не только ваши знания, но и то, как вы умеете применять их на практике. Что вы умеете мыслить, доказывать свои суждения с помощью фактов и аргументов, что вы очень любознательны и активны. Вы справились с любыми заданиями, и у вас все получилось.
V. Оценка урока.
И последнее задание. На листочке пусть каждый напишет, что дал ему сегодняшний урок, что понравилось или нет.
VI. Выставление оценок за урок.