Нетрадиционные формы художественно-речевого развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Мы живем в такое время, что о чем бы мы ни говорили: об искусстве, науке, промышленности – это все масса проблем. Даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, отрицательные, тревожные явления. И опять же все это обрушивается на эмоциональное развитие ребенка. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость. Мой опыт показал, что дошкольники по-разному относятся к выступлениям - будь-то на занятии, в музыкальном зале или на сцене. Для некоторых детей это связано с огромным нервным напряжением.

Приложение 1.

Л. Фадеева очень точно передала подобное эмоциональное состояние ребенка в своем стихотворении “Первое выступление”.

Стою на сцене, зал затих,
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.

И эта неуверенность, бывает, преследует ребенка длительное время и доставляет ему дискомфорт. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Мой опыт работы показал, что одним из этих направлений является коллективная театрализованная деятельность, а еще конкретнее – использование нетрадиционных форм художественно-речевого развития. Это викторины, игротеки, КВН, словесные игры, презентации (см. приложение №2), конкурсы, познавательные и интеллектуальные программы, фестивали (см. приложения №3), музыкально-литературные композиции, театр моды. Все эти нетрадиционные формы использовались в моей работе и дали неожиданный результат. Все дети хотели участвовать в том или ином мероприятии, не смотря на свою застенчивость или страх.

Основной целью моей работы над нетрадиционными формами художественно-речевого развития является гармонизация отношений детей с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний (см. приложение №4). Она рассчитана на сотворчество педагогов и родителей, которые не разучились играть и фантазировать. Задачи, которые я поставила перед собой при работе над темой “Нетрадиционные формы художественно-речевого развития” таковы:

1. Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, восхищенно, жалобно, тревожно и т.д.) (см приложение №5).

2.Воспитывать в ребенке готовность к творчеству; (см приложение №6).

3.Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях.

4. Формировать четкую, грамотную речь.

5. Интегрировать нетрадиционные формы речевого развития во все виды деятельности (см. приложение №7)

Особое внимание уделяется взаимодействию нашей группы с родителями. Они наши первые помощники. Благодаря родителям у нас в группе работает кружок “Театр для всех”, который побуждает детей к импровизации с использованием доступных как детям, так и взрослым, средств выразительности – мимики, жестов, движений. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги, монологи, проводят игры-драматизации, придумывают вопросы для КВН, для викторин (см. приложение №8). Важнейшим условием успешности использования нетрадиционных форм художественно-речевого развития является организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями. В группе имеется разнообразный дидактический материал: различного вида театры, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д. На любом мероприятии органично сочетаются музыка, танец и речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Общий интерес к делу влияет на построение взаимоотношений между детьми, которые приобретают целенаправленность. Все это вместе создает положительный микроклимат в группе, в отношениях с родителями, педагогами, а самое главное – готовит детей к обучению в школе, помогает адаптироваться в социальном окружении.

Перспективный план по нетрадиционным формам художественно-речевого развития на год в подготовительной группе.

Фото.