Цели урока:
- Стимулировать познавательную активность школьников через повышение эрудиции и развитие интереса к изучению предметов естественно-научного цикла, как дисциплин формирующих целостную картину восприятия окружающего мира.
- Расширить представления учащихся о распространённости химических элементов и формах существования материи.
- Привлечь внимание к глобальным экологическим проблемам.
- Познакомить с рядом профессий.
- Показать значимость химических знаний в современном обществе.
Оборудование и материалы:
- Интерактивная доска или компьютер с проектором и экраном. Набор слайдов о профессиях, связанных с исследованием Земли и космоса; видеофильм или набор слайдов о планетах и звёздах (можно из видеоматериалов по астрономии). Комплект для музыкального сопровождения (компакт-диски с записями «космических» композиций групп «ППК», «Enigma», «Space»).
- Периодическая система Менделеева (на стене и на столах учащихся). Круговые диаграммы, отражающие элементный состав атмосферы и литосферы Земли, а также распространённость химических элементов во Вселенной.
- Коллекции минералов; нефти, угля и продуктов их переработки; пластмасс и волокон.
- Комплект реактивов и химической посуды для демонстрации качественных реакций.
- Листы ватмана, краски, цветные фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага и картинки для вырезания (на столах учащихся).
- Красочный эпиграф к уроку.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
«Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок и эпиграфом к нему я взяла слова из знаменитой сказки Памелы Трэверс «Мери Поппинс»: «Зверь и птица, звёзды и камень – все мы одно, все одно…» Почему? Надеюсь, что в конце занятия вы мне сами ответите на этот вопрос. Но для этого нам с вами предстоит вспомнить всё, что вам уже известно о химических элементах и формах их существования; пополнить и расширить свои знания об окружающем нас мире. Мы будем обсуждать серьёзные экологические проблемы. А также говорить о необыкновенных и интереснейших профессиях, требующих глубокого знания химии и о важности химических знаний в современном обществе.
Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по нашей Вселенной, а собирательный образ того, о чём вы узнаете, изобразить в творческом конспекте (всё необходимое для его создания каждый «экипаж» найдёт на своём столе).
Представь: мы в звездолёте и за облака взлетели!
Не дотянется рука те расстоянья вечные измерить!
И трудно нам представить и поверить,
Что к звёздам держим путь!
Но нужно нам узнать, проверить
Как этот мир устроен? Что Вселенной суть?
2. Что мы знаем о Вселенной?
На этом этапе урока идёт демонстрация видеофрагмента с музыкальным оформлением. Просмотр сопровождается беседой о Вселенной, нашей Галактике, звёздах («белых карликах» и «красных гигантах»), планетах, кометах и метеоритах. По ходу обсуждения учащиеся рисуют, а также вырезают и размещают на ватмане аппликацию всего того, о чём идёт речь (работают в группах по 3-4 человека).
В завершение работы на этом этапе учитель подчёркивает обширность и многообразие окружающего нас мира, изначальную потребность его исследования и познания и звучит стихотворение Е. Ефимовского «Демокрит»:
«Можно плыть по реке, и парить в облаках
И шагать по земле, увязая в песках,
Но сгущается пар, застывает река,
А твердейшая бронза порою мягка.
Птица в небе парит и в песок упадёт,
И травой прорастёт, – рассуждал Демокрит. –
Видно, чем-то похожа на камень вода.
И в далёком родстве светлячок и звезда.
Что всё это роднит: облака и гранит,
Человека и звёзды и птиц?
Сложен мир. Сложен мир из мельчайших частиц» –
Так считал древний грек Демокрит.
3. Химические элементы во Вселенной. Спектральный анализ, как инструмент исследования окружающего мира.
На этом этапе учитель знакомит учащихся с современными представлениями и некоторыми методами исследования Вселенной, сопровождая свой рассказ демонстрацией слайдов или фоторепродукций под музыку. Учащиеся же тем временем продолжают работу в группах над составлением творческого конспекта:
- наносят знаки наиболее распространённых химических элементов, обнаруженных на Солнце (всего их более 60), а также химических элементов, найденных на звёздах и в межзвёздном пространстве;
- составляют ряд распространённости химических элементов во Вселенной и размещают его в верхней части листа ватмана.
Кроме того, учитель даёт краткую информацию о плазме, суть которой сводится к постановке вопроса: «Плазма – это четвёртое агрегатное состояние вещества или необычное состояние материи?». Целью является побуждение учащихся к размышлениям и дальнейшему самостоятельному поиску.
4. Химические элементы на планетах Солнечной системы.
На этом этапе урока учащиеся выступают с подготовленными сообщениями по следующим темам:
«Планеты-гиганты и близкие к Земле по размерам. Исследования атмосферного состава планет»; «Метеориты, как образцы состава и строения космических тел»; «Теория единого происхождения метеоритов и Земли».
В это же время учащиеся продолжают пополнять информацией свой творческий конспект: наносят сведения об атмосферном составе планет нашей системы и температурных условиях на них. Опираясь на полученную информацию, обсуждается возможность существования жизни на других планетах Солнечной системы.
5. Химические элементы на нашей планете.
Учитель демонстрирует слайды фотографий нашей Земли из космоса, задаёт вопрос: «Почему на фотографиях наша Земля голубая?» и, таким образом, подводит к разговору об одном из самых распространённых веществ на Земле – воде. Один из учащихся выступает с сообщением «Самое необыкновенное обыкновенное вещество» (о некоторых уникальных свойствах воды и её роли на нашей планете).
Звучит стихотворение Е. Ефимовского:
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома лёгких взяла Водорода,
Добавила атом один Кислорода,
И получилась частица Воды.
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород, как ни странно
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения.
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Следующие сообщения учащихся: «Распространённость химических элементов на Земле, состав её атмосферы и литосферы», «Озоновый пояс Земли и его влияние на жизнь на нашей планете». Они сопровождаются знакомством с образцами минералов, содержащих наиболее распространённые на Земле химические элементы и коллекциями нефти, угля и продуктов их переработки; а также изучением круговых диаграмм, отражающих элементный состав атмосферы и литосферы нашей планеты. Одновременно идёт повторение и обобщение знаний об основных формах существования химических элементов и явлении аллотропии. Всё это даёт материал для дальнейшего заполнения творческого конспекта: учащиеся составляют ряд распространённости химических элементов на Земле и размещают его в нижней части листа ватмана.
6. Исследование космоса и проблемы экологии.
Сообщения учащихся «Озоновые дыры» и «Проблемы утилизации космического мусора», должны послужить толчком для небольшой дискуссии, связанной с обсуждением более рачительного отношения к окружающему нас миру.
Завершает этот этап урока стихотворение Е. Ефимовского:
Мы – частица Вселенной. Живём или нет –
Для Вселенной, конечно же, то равнозначно.
Триллионы веков, триллионы планет…
И Земля, словно выплеск как случай удачный.
И возникли случайно песок и трава,
Ящер, зверь, наконец, человек первобытный.
И случайно сказал кто-то первый слова.
И случайно огонь раздобыл любопытный.
И возникли случайно рода, племена,
Что друг с другом веками сражались отчаянно.
Появились рабы… дальше город, страна…
Появилась наука. Сказала она:
Что творится вокруг – далеко не случайно!
Не случайно нас в люди выводит прогресс.
Не случайно стремимся мы в звёздные дали.
Не случайно вокруг гибнут реки и лес.
Не случайно мы страшную бомбу создали.
Мы – частица Вселенной. Живём или нет –
Для Вселенной бескрайней итог равнозначный.
Но для нас, для землян, нет больше планет!
Мир спасти от СЛУЧАЙНОСТИ – наша задача!
7. «Парад» химических профессий, связанных с исследованиями космоса и нашей планеты.
Учитель комментирует просмотр слайдов о профессиях, связанных с такими направлениями как астрохимия, геохимия, химия воды и атмосферы, экология; а также созданием специальных материалов для строительства летательных аппаратов, точных приборов, специальной пищи и одежды для космонавтов, сложнейших технических устройств, для исследования ближних и дальних космических объектов. Учащиеся знакомятся с коллекциями пластмасс и волокон.
8. Значимость химических знаний в жизни современного человека.
На данном этапе урока речь идёт о химическом исследовании элементного состава как основе изучения любого объекта. При этом учитель проводит ряд качественных реакций, а учащиеся сами определяют, на наличие какого химического элемента указывает та или иная из них. Обсуждаются широкие возможности химического анализа, используемые человеком в медицинской диагностике, криминалистике, при контроле качества товаров и пищевых продуктов и др., а также при создании новых лекарств и уникальных материалов.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий!
Вокруг себя творит он мир живой –
Познай его, входи, смотри и трогай!
Учитель возвращается к эпиграфу, обсуждается его уместность.
Завершается этот этап урока обсуждением значения Периодического закона Менделеева и стихотворением Е. Ефимовского:
Весь мир большой от «А» до «Я»,
Земля и небо, ты и я,
Трава, песок и снегопад,
И ядер атомных распад,
И солнца свет, и блеск Луны
В Таблице той заключены.
И сложность в ней, и простота,
Вселенной нашей красота.
9. Выставка творческих конспектов.
На магнитных досках размещаются выполненные работы. Учащиеся обмениваются мнениями по каждой из них, оценивают работу друг друга на уроке, отмечают наиболее удачные и интересные выступления, высказывают своё впечатление об уроке в целом (как по содержанию, так и по форме проведения) и свои пожелания.
Завершаются этот этап и урок обсуждением роли творчества в жизни каждого из нас. И здесь логично будет использовать стихотворение Е.Ефимовского:
Что есть человек?
Он только частица,
Только атом в громадной природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем частице гордиться вроде.
Когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете,
И в эти часы, и в минуты эти
Он равен всей бесконечной Вселенной.
10. Домашнее задание.
Подготовить творческий комментарий (рисунки, стихотворение, сказку, сценарий фильма и др.) в качестве защиты выполненной на уроке работы.