Урок по вводному курсу истории и обществознания в 3-м классе по теме "Москва златоглавая"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;
  • установление последовательности строительства Москвы;
  • учить применять знания, полученные из различных источников информации.

Оборудование:

  • презентация в Rower Point “Москва златоглавая”,
  • учебник “Моё Отечество”, 3 кл., Д. Д. Данилов,
  • рабочая тетрадь к учебнику “Моё Отечество”,
  • картины А. Васнецова “Москва белокаменная”, “Постройка Кремля Юрием Долгоруким”, “Московский Кремль при Иване III”, “Московский Кремль при Иване Калите”.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Расскажите о жизни крестьян, бояр и дворян в Московском государстве.
  2. Как выглядели города Московского государства и их жители?
  3. Объясните, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания.
  4. Что вы узнали о том, как трудились и отдыхали крестьяне, горожане, дворяне и бояре Московского государства.

2. Актуализация опорных знаний.

Определите, о каком городе идёт речь?

“…Вокруг города росли еловые, сосновые и дубовые леса. Рядом протекали две реки. В тёплые месяцы по ним плавали на лодках и кораблях, а зимой ездили на санях по ровному гладкому льду. Немало есть догадок о происхождении названия города, но большинство учёных сходятся на том, что назван он по имени реки, протекающей рядом.” (Г. Москва).

Вопросы к фронтальной беседе (слайд 1 “Москва златоглавая”):

  1. Какой год считается годом основания Москвы? (1147)
  2. Почему Москва получила такое название?
  3. Почему для строительства Москвы было выбрано именно это место?
  4. Кто из князей считается основателем Москвы?
  5. Почему князя Юрия Владимировича называли Долгоруким?

Какое слово лишнее?

А) Святослав, Дмитрий Донской, Юрий Долгорукий.

Б) Сосновый бор, парк, Кремль.

Работа с пословицами и поговорками (слайд 2 ).

  1. Москва не сразу строилась.
  2. Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

3. Постановка проблемной ситуации.

Объясните значение поговорок (слайд 3):

  1. Кремль – сердце Москвы.
  2. Москва – всем городам мать.
  3. Кто побывал в Москве, тот знает Россию.

Послушайте стихотворение:

Столица – мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

Так о чем же нам могла бы рассказать столица?

4. Совместное открытие нового знания.

1). Слайд 3.

- Так выглядит Москва сегодня.

2). Слайд 4 (“Начало работ в Кремле”).

- А так она выглядела в далеком прошлом.

3). Рассказ учителя.

Много времени прошло с тех пор, как в 1147 году князь Юрий Долгорукий приглашал князя Святослава в новый город Москов. Под самыми важными документами нашего времени стоят слова “Москва. Кремль”. Еще много раз нам придется говорить о Москве, Кремле. О том, как город рос, как в городе строились храмы, соборы, памятники. О то, как из простого маленького города он стал самым главным городом страны.

Одним из самых красивых сооружений города, расположенным в самом центре, является Кремль. Построил его Юрий Долгорукий через девять лет после основания Москвы. Были эти стены деревянными. Укрепил их Юрий Долгорукий глубоким рвом и земляным валом. (Слайд 4). Первые стены под воздействием дождя и снега долго продержаться не смогли. И в 1339 году Иван Калита отстроил стены и башни Кремля из дуба. Почему? Дуб – более прочное дерево. Он меньше подвержен гниению.

Но уже через 28 лет (1367 г.) Дмитрий Донской облюбовал для кремлевских стен белый известняк, что имелся в московской земле. Стали Кремль называть Белокаменным. (Слайд 5 “Московский Кремль ХIV века”).

Когда же в 15 веке Москва стала столицей русского государства, великий князь Иван 3 пригласил русских мастеров, чтобы сделать Кремль, да и Москву, прекрасными и торжественными. В это время и были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича и знаменитые кремлевские соборы. Новый кирпичный Кремль строился более 10 лет. Его башни и стены сохранились до сих пор. (Слайд 6 “Московский Кремль при Иване III”).

4). Работа с текстом учебника (комментированное чтение – стр. 15–16 до основной мысли).

- Так почему же Кремль называют “сердцем Москвы”? (Это центр столицы России ещё со времен Московского государства).

5. Первичное закрепление и расширение нового знания.

1). Беседа.

- О чем могут нам рассказать постройки, расположенные в Кремле? (Дворцы и храмы могут рассказать о жизни великих государей Московского государства).

Загадка:

Народные пословицы говорят о Москве тех времен не только хорошее, вот, например, “На Москву идти – голову нести” и “Близ царя – близ смерти”. Чтобы понять их смысл, давайте мысленно перенесемся на Соборную площадь Кремля и прочитаем фрагменты разговора Анюты и Илюши.

2). Комментированное чтение и просмотр слайдов 7, 8, 9, 10, 11.

А) Фрагмент “Колокольня Иван Великий” (слайд 7 “Колокольня Иван Великий”):

- Какую роль выполняла в Москве эта колокольня?

Б) Фрагмент “Успенский собор и венчание на царство Ивана Грозного” (слайд 8 “Успенский собор Московского Кремля”.):

- Какую роль выполнял в Кремле Успенский собор?

- Память каких событий хранят его стены?

- Что значит выражение “венчаться на царство”?

Глава русской церкви надел на голову молодого царя (Ивану 4 было 16 лет) шапку Мономаха. Это головной убор, отороченный дорогим мехом, увенчанный крестом, украшенным золотом и драгоценными камнями. Согласно одной из легенд, считалось, что досталась она Руси в наследство от императора Византии. Им венчались на царство все московские великие князья и цари до Петра 1. В руки молодому царю дали символы власти: державу – шар, опоясанный драгоценными камнями и бриллиантами, и скипетр – богато украшенный посох. (Слайд 9 “Царь Иван Васильевич Грозный”).

В) Фрагменты “Злодеяния Ивана Грозного” и “Собор Василия Блаженного”:

- Почему подданные называли царя “грозным”?

Дополнительная информация:

Детство царя Ивана Васильевича было тяжелым. Еще ребенком он потерял отца и мать, остался сиротой. Рос он в обстановке насилия и равнодушия, без семейного тепла и ласки, все время чувствуя себя лишним и заброшенным. Это развило в нем худшие черты характера: чрезмерную подозрительность, злобность, нерешительность.

Иван 4 привык думать, что он окружен только врагами, никому не доверял, боялся измены. Правитель государства, наделенный такими качествами, принес много бед стране и ее народу.

За время своего царствования Иван 4 совершил много таких поступков, которые “сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений”, - так оценил его деятельность русский ученый-историк В.О. Ключевский.

Но при Иване 4 появился новый единый свод законов. В Москве стал действовать Печатный двор – первая русская типография. Появилось стрелецкое войско. Стрельцы несли государеву службу, за что получали жалование. Создание стрелецкого войска усиливало государство.

В царствование Ивана 4 страна значительно расширилась на Востоке. Русские войска совершили поход на Казанское ханство. Казань считалась неприступной крепостью на Волге. Русские войска осадили город. В честь взятия Казани царь повелел в Москве на площади перед Кремлем поставить храм с восемью куполами. (Слайды 10 “Строительство храма Василия Блаженного”, 11 “Храм Василия Блаженного”). А мастера Постник и Барма сделали по своему: восемь главок, словно сестры, в ярком хороводе сбегаются к главной, самой большой – девятой. Каждый купол этой церкви неповторим. Внутри стены расписаны диковинными травами и цветами. Собор так украсил площадь, что ее стали называть Красной, т.е. красивой. Гордость нашей культуры, храм Василия Блаженного до сих пор радует глаз каждого, приходящего на Красную площадь.

Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда.

- Как теперь вы объясните значение пословиц “На Москву идти – голову нести”, “Близ царя – близ смерти”?

Г). Фрагмент “Благовещенский и Архангельский соборы”:

- Какая роль была отведена этим соборам в Московском Кремле?

6. Закрепление и повторение изученного материала.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 38, 39 – стр.21)

2. Расположите картины А. Васнецова в хронологической последовательности. Обоснуйте правильность своих действий.

“Москва белокаменная”, “Постройка Кремля Юрием Долгоруким”, “Московский Кремль при Иване III”, “Московский Кремль при Иване Калите”.

7. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было интересным на уроке?

- Что хотелось бы узнать ещё?

8. Домашнее задание: в учебнике стр. 15 – 19, прочитать, подготовить ответы на вопросы, в тетради - № 40, 41, стр. 22.

Литература

  1. Данилов Д.Д., Гребенюк Л. И., Кузнецова С. С., Сафиуллина Н. Г. Моё Отечество. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2002.
  2. Данилов Д. Д. Окружающий мир. Вводный курс истории и обществознания. Моё Отечество. 3 класс. Часть 2. – М.: Баласс, 2005.
  3. Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 – ем классе: Методическое пособие для учителей начальных классов. – Волгоград.: изд. “Братья Гринины”, 2000.
  4. Лебедева И. М., Ермолаева Л. К., Разбегаева Л. П. История Отечества. Начальный курс. – С.-П.: изд. “Утро”, 1996.
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (Электрон. ресурс). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2007.