Интегрированный урок (биология + химия + экология) по теме "Живой покров Земли"

Разделы: Химия, Биология, Экология


-Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист и ни каменист он-

О. Фокина.

Цель: познакомить ребят с составом, свойствами почвы и удобрениями.

Методы:

1. Словесный (беседа, сообщения учащихся, обсуждение).

2. Наглядный:

  • графическая наглядность (рисунки, таблицы, карта)"
  • предметная наглядность (коллекции, препараты).

3. Практический (исследовательский).

4. Работа с книгой (учебник, научно-популярная литература).

5. Метод информации при помощи ТСО.

6. Учебный спектакль.

Оборудование:

  • ТСО (графопроектор, магнитофон);
  • иллюстрированный материал;
  • лабораторное оборудование (пробирки, предметные стекла, спиртовки, почва, реактивы, хим. стаканы);
  • работы учеников;
  • живые объекты (настой почвы);
  • коллекции удобрений;

Идея проведения урока с ребятами разного возраста зрела давно. Темы: «Почва», «Минеральные удобрения», изучаются в 6 и 9 классах и эти темы наиболее благодатные для интегрированного урока. 9 классы повторяют, а 6 классы вовлекаются в развивающее, углубляющее и опережающее обучение. Девятиклассники не только сами учатся, но и учат шестиклассников. Ребятам были даны опережающие задания.

Задачи урока:

  1. Повторить и углубить знания о свойствах и составе почвы, значение почвы.
  2. Расширить знания об удобрениях «корни почвы», практическим путем доказать качественный анализ наличия К+, РО43-, NН4+ содержащиеся в сложных удобрениях.
  3. Продолжить воспитывать культуру бережного отношения к одной из оболочек Земли – почве.

Учитель: Добрый день! Мы начинаем наш необычный урок.

(стук в дверь и передают пакет-сюрприз)

Что же это такое? Ребята, посмотрите, что там?

- Земля.

Учитель: Отлично. Сегодня мы будем говорить о ней, но не в большом смысле, а об её почвенной оболочке. Тема нашего урока:

Живой покров Земли (почва).

-Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист и ни каменист он-

О. Фокина

Вопрос: Зачем необходимо «лелеять»? Почему? Тем более если он «болотист и каменист».

На сегодняшнем уроке мы попробуем решить эту проблему. Начать урок о почве мы решили с драматического события, которое произошло много лет назад. Небывалая по своей силе засуха поразила одновременно многие страны мира. Тысячи людей умирали от жажды и голода. Особенно много умерло детей. Человек переоценил свои силы, неразумно использовал ресурсы, и, прежде всего почву, от устойчивости, которой зависит жизнь на Земле. Поэтому, чтобы избежать утомления, истощения ее необходимо знать.

- Прежде всего, про четыре узнай Мирозданья начала:

Воздух, огонь, животворная Почвы и влага,
Чьею струею родник бытия создается для смертных.

Так сказал один из мудрецов Древней Греции Эмпедокл.

Но любое знание уходит в глубь веков, например:

Мифы Древней Греции сохранили для нас не только красивые и увлекательные истории, рожденные богатой фантазией её народа, но и результаты внимательного наблюдения за природой. Греки считали почву «способной рождаться», «умирать» и, что самое удивительное - «помнить»: им знакомо было такое явление, как почвенная память. Сейчас посмотрим миф об этих способностях почвы - «умирать», «помнить», «рождаться». Сценка (участвуют учащиеся 6 и 9 классов, Приложение 1).Учитель: Ребята, о каких свойствах почвы говорится в этом мифе?

Ученик: Рождаться, умирать, помнить.

Учитель: Зачем создавались мифы?

Ученик: Передавать будущим поколениям.

Учитель: Но знания как процесс имеют способность накапливаться. Человеком, обобщившим эти знания, является В. В. Докучаев, который у нас в гостях, и мы даем ему слово.

На доске словарь – В. В. Докучаев. Почвоведение. 10 декабря 1883 года. Почва.

На магнитной доске иллюстрация, увеличенная из книги Б. Г. Розанов (Приложение 2).

В. В. Докучаев (ученик 9 класса в мантии и шапочке магистра, ученого).

Докучаев: Днем рождения считается 10 декабря 1883 г., когда я, Василий Васильевич Докучаев, сын сельского священника из деревни Милюково Смоленской губернии, выпускник и магистр Санкт- Петербургского университета.

Учитель: – Став выдающимся русским естествоиспытателем, блестяще защитил докторскую диссертацию в этом университете, совершившую революционный переворот в науке.

Докучаев: Я дал определение почвы, ставшее краеугольным камнем для почвоведения, убедительно показал, что почва- это особое природное тело, такое же самостоятельное, как минералы, растения, животные, вода и воздух.

Учитель: Спасибо уважаемому почвоведу В. В. Докучаеву- основоположнику науки о почве – почвоведению.

Ребята! Вот здесь записано его определение. (На переносной доске).

Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Что такое почва? (по определению Докучаева).
  2. Каким образом она образовалась?

Ответы:

  1. «Почва – естественноисторическое тело,
  2. Образовавшееся путем сложного взаимодействия местного климата, растительности и животных организмов, горных пород, рельефа местности и возраста страны».

Ребята! Но есть ещё одно определение современного выдающегося отечественного почвоведа Бориса Георгиевича Розанова. Но когда я буду говорить его, вы внимательно слушайте и подумайте:

Чем она является для планеты? И какую роль играет?

(Запись на переносной доске). Почва это своеобразная кожа Земли, через которую осуществляется постоянный обмен веществом и энергией между всеми оболочками планеты. (Ответы ребят) (Иллюстрация: «Педосфера в системе земных геосфер»). (Приложение 3) Почва – тоже оболочка – педосфера)

Учитель: Для продолжения урока мы открываем лаборатории. В каждой из них девятиклассники-руководители, ответственные, а шестиклассники работают с ними.

(На столах таблички названной лаборатории. Задания для лабораторий на мониторах компьютеров).

1. Химико-биологическая № 1.

«Состав и значение почвы».

Карточка – задание.

1. Состав почвы

  • песок (стакан, пробирка, вода);
  • глина;
  • воздух (пробирка, вода);
  • вода (нагревание, на ощупь);
  • перегной (нагревание, сгорание веществ, дым);
  • минеральные вещества (фильтрование и выпаривание).

2. Каково значение почвы?

Литература: Розанов стр.18-19; Ботаника стр.33-35.

2. Химико-биологическая № 2.

«Свойства почвы» (цвет, вкус, СО2-поглощает, N2-поставляет, обитатели).

3. Химическая № 1.

«Классификация удобрений»

Литература: Ботаника; Ж.. Биология в шк.№ 3 - 93 стр.18-19.

4. Химическая № 2.

«Качественный анализ питательных элементов, входящих в состав удобрений».

5. Биологическая.

«Влияние питательных элементов N, К, Р на растения».

6. Географическая.

«Виды почв Дальнего Востока» (опережающее задание)

7. Экологическая.

Литература: Розанов стр. 54, 66; Материал школьной экологической конференции).

Задания.

Шестиклассники:

1. Назовите основных врагов почвы:

  • эрозия (водная, ветровая);
  • загрязнение (дать определение и назвать их).

Девятиклассники:

2. Раскрыть загрязнители на примере города:

  • начать с факта по-нашему городу 1992 год;
  • почвы кислые, отсюда растет много хвоща (один из индикаторов определения РН почвы);
  • выпадение «кислотных дождей» - Н24, Н3РО4…, много тяжёлых металлов Рb2+,Нg2+,Со2+,(нефтеперерабатывающий завод) стр.68-69-ГОК (Розанов);
  • еще один из индикаторов нахождения Рb2+ в почве – полынь (серо-синий налет) и Zn2+ (дикая яблоня - яблоня Палласа, накоплениеPb2+ в плодах, ул. Советская; длина хвоинок и толщина стебля (школьная экологическая конференция: радионуклиды - желтеет хвоя – Большехехцирский заповедник);
  • излишняя минерализация (пестициды, гербициды).

3. Что мы можем сделать?

  • вносить органику;
  • менять культуры - севооборот;
  • давать почве отдыхать;
  • известкование;
  • посадка деревьев;
  • укрепление оврагов;
  • известкование кислых почв;
  • пескование глинистых почв.

8. Литературная (опережающее задание).

(дети рассказывают стихи о почве, которые сами сочиняли)

Учитель: На подготовку и заполнение таблицы на доске отводится 7-10 минут.

Отчет лаборатории

1-я лаборатория – опытным путем доказывают состав почвы, а значение почвы из дополнительной литературы.

Состав почвы, значение Свойства почвы Качественный анализ минеральных удобрений Влияние питательных элементов на органы
Песок, глина, воздух, вода, перегной, минеральные вещества.
  1. Обеспечивает жизнь на земле.
  2. Поддерживает постоянное взаимодействие большого и малого веществ на земной поверхности.
  3. Регулирует химический состав атмосферы и гидросферы.
  4. Регулирует биосферные процессы (плотность живых организмов на Земле)
  5. Накопление активного органического вещества гумуса.
  1. Плодородие.
  2. Цвет.
  3. Вкус.
  4. Поглощает СО2 поставляет N2 корням растений.
KCl – хлорид калия

Сl- +Ag+ = AgCl (белый осадок)

а) К+ - на пламя.

б) NH4Cl – хлорид аммония

NH4+ + OH- = NH3 (аммиак)+ H2O

в)Са3(РО4)2 – суперфосфат простой.

РО3-4 + 3Ag+ = Ag3PO4 (желтый осадок).

Азот – усиливает рост стеблей листьев, корней.

Фосфор – ускоряет созревание плодов.

Калий - влияет на рост корней, клубней, луковиц.

На доске словарь: Гумус, Плодородие, Сидераты.

Учитель: Что входит в состав почвы? Чем почва отличается от горных пород?

2-я лаборатория – дают определение плодородию – основное свойство почвы. Гумус – продукт разложения микроорганизмами органических остатков до минеральных веществ.

Ответы ребят:

1. Гумус образуется в почве при разложении бактериями, грибами мёртвых органических остатков, прежде всего растительных, (перегной - отмершие части растений и животных). Он под действием микроорганизмов превращается в гумус, от которого зависит плодородие почвы. Общий запас гумуса в почве на планете (≈1.5*1018г) - это аккумулятор солнечной энергии на поверхности Земли. Без гумуса почва мертва, становится бесплодной. Плодородие определяется наличием такого компонента или фактора, который находится в минимуме или максимуме. (рис. «Бочка плодородия») Приложение 4.

2. Все природные цвета почв создаются сочетаниями определённых веществ: гумус, оксиды марганца, сульфиды металлов - чёрный; белый - известь; кремнезем, глинозем; красный - безводные и маловодные оксиды железа; жёлтый - многоводные оксиды железа, сульфаты железа, голубой - соединения закиси железа; зелёный - минералы оливин, глауконит. По физическим и химическим свойствам - кислые, щелочные, малогумусные, тучные, рыхлые, плотные.

3. Почва часто оказывается настолько вкусной, что некоторые животные употребляют ее в пищу. Олени и лоси во время поста рогов поедают глинистые и солончаковые почвы. Один олень или изюбр может в это время съесть до 5 кг глины! Когда обезьяны в неволе теряют шерсть, им нужно позволить полакомиться глиной (содержит кремний), волосяная защитная рубашка быстро восстанавливается.

4. а) Длительное время считали, что CO2, расходуется в основном на фотосинтез. Выяснилось, что около трети всего CO2 в атмосфере поглощают торфяные почвы.

Учитель: Так можно ли осушать и уничтожать торфяные и болотистые почвы?

б) Раньше считалось, что азот поставляют в основном клубеньковые бактерии, живущие в особых наростах на корнях бобовых растений. Оказалось, что в первую очередь растения поглощают азот, который поступает к корням растений из вторичного органического «сырья» - опавших листьев, остатков погибших организмов. Это сырьё перерабатывается благодаря неустанной, кропотливой работе микроорганизмов почвы.

5. Иллюстрации:

а) Цветной рисунок, приложение 5;

6) 1 см3 почвы = 10.000.000 бактерий; 200.000 простейших; 2 км грибных волокон.

Учитель: Из чего же составлена почва?

Что произойдёт, если погибнет 0.5 га почвы?

Ребята на факультативном занятии приготовили почвенный настой. Если рассматривать его под микроскопом - картина фантастическая: (ТСО - графопроектор, на пленке обитатели почвы).

Масса микроскопических грибов, водорослей, бактерий, амёб, беспорядочно снующих туда и сюда инфузорий; коловратки, арцелы, клещики, стелонихия, дефлюгия.

Группа ребят исполняет песню. (газета «Биология»), (Приложение 6).

Учитель: Так какую роль для почвы играют микроорганизмы, которых вы увидели и о которых услышали? (образуют перегной, гумус)

3-я лаборатория.

1. Ученик: испокон веков человек называл землю кормилицей своей, но ведь и кормилице нужен корм. Выражение «корм для земли» - удобрения. Прислушайтесь, как звучит оно: « У-добр-ение»! Какой корень? - «добр» от слова «добро». И в самом деле, удобряя землю, человек делает её добрее. И земля в ответ на доброту щедро расплачивается высокими урожаями.

2. Схема на доске:

Удобрения

Органические:

Навоз, торф, птичий помет, сапропель, сидераты, зола.

Минеральные:

Азотные, калийные, фосфорные.

И органические и минеральные удобрения содержат элементы азот, калий, фосфор, необходимые растениям, так же, как и человеку, хлеб, мясо, молоко.

3. Морфологическая характеристика минеральных удобрений:

(демонстрация коллекции)

Азотные (мочевина, селитра) - цвет - белый, структура - крупные кристаллы, хорошо растворимы, подкормка. Фосфорные - суперфосфат - цвет - сероватый, структура - порошок или гранулы, плохо растворимые, перед посевом. Калийные (калийная соль, хлорид калия) - цвет - розоватый, кристаллы, хорошая растворимость, подкормка.

4. B современном экологическом земледелии всё большее внимание уделяют сидератам.

Сидераты - это культуры, земная масса которых не вывозится c поля, a запахивается в почву. (Иллюстрация «запахивание органики»), (Приложение 7).

O них знали ещё земледельцы древнего Рима и Древней Греции. В среднем запашка сидератов эквивалентна внесению на гектар 30-50 т. навоза.

Учитель: Что является кормом для земли? Какие удобрения? Что такое сидераты?

4-я лаборатория - отчитываются, как проводили качественный анализ питательных элементов, входящих в состав минеральных удобрений. Демонстрируют пробирки с результатами; уравнения реакций записаны в таблице.

5-я лаборатория - влияние питательных элементов на органы растения.

(Учебник "Биология" 6 класс, "Химия" 9 класс)

(Данные внесены в таблицу)

Учитель: Но если в почву вносить слишком много удобрений, то растительная продукция становится непригодной для человека.

(Стихотворение собственного сочинения ученицы 6«а» класса – Ани Грабельниковой), (Приложение 8).

Учитель: Так, что необходимо знать, чтобы получить хороший урожай и почве не навредить?

Слово 6-й лаборатории - географам.

Учитель: минуточку. Все посмотрите на эту карту «Размещения почв» (цветная иллюстрация из книги Пальмана), (Приложение 9).

Вот территория Дальнего Востока.

Бордовый цвет - горы, чёрный - леса, зелёный - подзолы, синий - тундра.

Учитель: Какого цвета больше всего? (Бордового)

Так много ли пригодных почв? (нет)

Учитель: A сейчас послушаем, что скажут географы.

(на доске большая карта Дальнего Востока)

Ученик: На территории Дальнего Востока несколько видов почв: на севере – тундрово-глеевые, эти почвы мало плодородные, т. к. находятся в зоне вечной мерзлоты и перенасыщены влагой.

В средней части – бурые таежные. Бурые - из-за соединений железа, горно-таежные - малоплодородные из-за выветривания; на юге – подзолистые, названы так, потому, что внешне похожи на золу. Образуются вследствие того, что здесь преобладают хвойные деревья. A в хвоинках содержится креновая кислота. При опаде она вымывается в почву и разрушает плодородный слой, делая её малоплодородной. B долине Амура - бурые лесные, в них слой гумуса больше, чем в других почвах края, т. к. здесь зона смешанных лесов. Эти почвы наиболее плодородны из всех почв Хабаровского края.

Учитель: хорошо. Переходим к отчёту.

Слово 7-я лаборатории – экологам.

Ученик: Минеральный состав почвы накапливается тысячелетиями, а если его уничтожить, то создать его снова человек практически не может, что приводит к превращению продуктивных почв в пустыни или неудобья. (Иллюстрация), (Приложение 10).

Выработанные карьеры забрасываются и зияют открытыми ранами на теле планеты. Вокруг шахт огромные пирамиды пустой породы - они занимают плодородную землю. Вокруг скважин нефтеразработок почва залита нефтью, почвенный покров - безжизненный. Главным врагом почвы является эрозия: разрушение почвы водой – водная, выдувание ветром – ветровая. Водная эрозия двух видов - размыв (овраги) - и смыв (плоскостная) (Иллюстрация - «Поступки и следствия»), (Приложение 11)

Учитель: Причина эрозии? (вырубка лесов)

Ученик: Природная почва - экологически чистая среда, безопасная для обитающих в ней или на ней организмов, включая человека до того момента, пока не загрязнена.

Загрязнение - нарушение экологического соответствия или равновесия из-за поступления в среду каких-то посторонних веществ. (Словарь)

Главные загрязнители - органические и минеральные кислоты (серная, соляная, азотная); тяжёлые металлы (ртуть, кобальт, свинец, цинк, медь и др..); органические ядохимикаты; нитраты; радионуклиды; нефтепродукты.

Способ загрязнения почвы - c атмосферными осадками, пылью, газами, водами, химическими удобрениями, ядохимикатами и т. д.

Ученик: А я расскажу подробнее, как происходит загрязнение почвы.

а) Выпадение кислотных дождей происходит в зонах прилегающих к крупным металлургическим и энергетическим предприятиям. 28 и 31 июля 1992 года в нашем городе наблюдался залповый выброс SО3 и SO2 газов. Сильный дождь, в котором эти газы растворились, превратился в «кислый дождь» и это облако ушло на Амурсталь. Почва насытилась большим количеством H2SO4. У культурных растений на огородах сгорела ботва, у деревьев пожелтели листья. Было оформлено постановление «o наложении штрафа на администрацию завода» и выделены средства на возмещение убытков населению. Отсюда почвы нашего района закислены, o чём свидетельствует произрастание хвоща. Доказательством того, что кислые почвы угнетают растения мы, к школьной экологической конференции, проанализировали размеры хвоинок и толщину ствола деревьев у школы и в парке (хвоинки 6-8 см, ствол 11-15 см).

б) Вокруг промышленных, горнодобывающих предприятий и вдоль автострад - почвы загрязнены тяжёлыми металлами – цинком, свинцом, ртутью. A они имеют свойство накапливаться в органах растений. Пример - яблоня Палласа (дикая яблонька) - в плодах накапливается Рb2+ (который приводит к раковым заболеваниям).

Учитель: Можно ли есть яблочки? (ни в коем случае нельзя)

в) Одна из проблем города и школьной территории - интенсивное зарастание полынью. Ребята, готовясь к школьной экологической конференции, выяснили, что это растение приспособлено к существованию в условиях присутствия в почве катионов цинка и свинца, которые она накапливает. Об этом также свидетельствует серо-синеватый налет. (Экологически чистое расстояние - 30 км от автострады)

г) Особенно опасно загрязнение почв радионуклидами (при авариях, атомных взрывах, при неправильном захоронении отходов), они накапливаются почвами и поступают в растения. У хвойных растений начинают желтеть хвоинки, стебель и хвоя растут медленнее, (так был обнаружен могильник радионуклидов в Больше-Хехцирском заповеднике).

Учитель: Таких примеров можно приводить очень много.

A что можете сделать вы, чтобы сохранить, улучшить этот живой покров Земли?

Ответы учеников:

  • Посадка растений.
  • Вносить органику.
  • Менять культуры - севооборот.
  • Давать почве отдыхать.
  • Известкование кислых почв.
  • Пескование – глинистых почв.
  • Укрепление оврагов.
  • Не жечь костры и листья, т. к. погибнут микроорганизмы, а многие из них уничтожают вредных микроорганизмов.

Учитель: Большое спасибо всем. Из всего услышанного и увиденного сделайте

Вывод.

Так почему необходимо «лелеять болотистый или каменистый лоскут отеческой земли»?

Ответы учеников.

Учитель: Но у нас есть еще литераторы

8-я лаборатория - читают стихи o почве собственного сочинения.

Учитель: Чтобы это значило? (картина, нарисованная ученицей 9 класса - На лугу мирно пасутся коровы).

Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Ответ: Вместе c растениями и микроорганизмами они участвуют в создании самого удивительного на свете полимера - перегноя или гумуса.

Итак, ребята, самое большое экологическое значение имеет соотношение между тем, что нужно, и тем, что можно, т.e. гармония.

Урок окончен, до свидания.

Литература:

  1. Марк Колтун Земля Москва «Мирос», 1994.
  2. В. Пальман Когда шагаешь по траве… Москва «Детскаялитература», 1991.
  3. Б.Г. Розанов Живой покров земли Москва «Педагогика», 1989.
  4. Журнал Биология в школе № 3 – 1993.
  5. Газета Биология, еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №6 1996 Москва учредитель – объединение «Олимп».
  6. Учебник Ботаника 6 класс.
  7. Учебник Химия 9 класс.
  8. Материалы школьной конференции.