Подходы к организации мониторинга в системе "Учитель – ученик" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Поддержать интерес к учению каждого ученика нелегко, а учитель несет ответственность за качество обученности каждого ученика. Поэтому проблема мониторинга актуальна для системы “Учитель-ученик” в начальной школе.

Мониторинг позволяет управлять процессом учебной деятельности.

Цель мониторинга учителя - сопроводить ученика в развитии.

Что можно развивать?

  1. Познавательный интерес;
  2. Мотивацию усвоения;
  3. Способности;
  4. Совершенствование ЗУН.

Хорошо организованный мониторинг дает высокий уровень развития всех компонентов. Можно и нужно изучать все. Но я покажу только один аспект своей работы: как я организую процесс отслеживания качества обучения.

Объектом мониторинга является ученик, а предмет – это уровень обученности ученика.

Достичь высокого качества обучения можно только при четком выделении учебных задач на год, полугодие, триместр или четверть, месяц, неделю, урок, а также на определенную тему.

Итак. Первое, что я делаю в начале учебного года, – это анализирую содержание программы. Устанавливаю, что должны знать и уметь учащиеся на конец года. Это может быть конец первого, второго, третьего класса и окончание начальной школы. Рассматриваются все предметы. По каждому предмету распределяю материал по темам.

Например, математика, 2 класс.

I. В начале учебного года определяю модель знаний и умений ученика на конец второго класса по всем предметам. Рассмотрим математику (таблица 1)

Модель знаний и умений Таблица №1

2 класс Математика

Знания Знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления; термины: произведение, значение произведения, множители, частное, значение частного, делимое, делитель.

Таблица умножения и особые случаи умножения и деления.

Порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной ступени и разных ступеней.

Свойства окружности, радиуса и диаметра.

Соотношения между единицами измерения длины, массы, площади.

Единица измерения величины углов – градус.

Умения Прочитать, записать, сравнить любое натуральное число в пределах трехзначных чисел и дробные числа.

Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел на основе таблицы умножения.

Находить значения сложных выражений.

Построить прямоугольник, угол, окружность при заданных параметрах.

Определять площадь прямоугольника.

Пользоваться масштабом.

Составлять, преобразовывать задачи.

Выполнять краткую запись.

Решать задачи в 2-3 действия и обосновывать выбор решения.

II. Выделяю ведущие темы. Их шесть:

  • умножение и деление;
  • сложение и вычитание трехзначных чисел;
  • деление с остатком;
  • площадь прямоугольника;
  • внетабличное умножение и деление;
  • дробные числа.

(Программа развивающего обучения Л.В.Занкова)

III. Подбираю задания, составляю контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, вопросники, перечень основных понятий. Можно заранее показать детям и родителям (как цель), к чему они должны подойти к завершающему этапу.

IV. Составляю таблицу учета умений к определенной теме. (Матрицы заготавливаются заранее с помощью родителей).

V. Собираю информацию. После проведения контрольных, проверочных и т.д. работ матрица заполняется (таблица 2)

Таблица 2

Использую свои знаки.

w Работа выполнена без ошибок, оценка “5”, “4”.

v Работа выполнена с ошибками, оценка “3”, “4”.

- Работа не выполнена или много ошибок, оценка “2”.

VII. Анализирую.

Это дает возможность определить степень обученности по предмету в данной теме. Вижу: кто как преуспел, кто что усвоил хорошо, а кто и что недостаточно. В целом по классу и отдельно по каждому ученику хорошо просматривается качество обученности. Анализ заканчивается выяснением причин: почему одни дети справились, а другие не справились с тем или иным заданием.

VIII. Объясняю для себя:

  • может быть низкий или высокий познавательный интерес;
  • или не было достаточной мотивации;
  • каковы учебные возможности;
  • возможны причины, связанные со здоровьем;
  • а может, и моя работа была недостаточно эффективна.

Провожу коррекцию – дорабатываю:

  • пересматриваю тематическое планирование;
  • провожу дифференцирование;
  • использую различные формы: групповые, парные, индивидуальные;
  • возможно, придется объяснить некоторым учащимся тему еще раз;
  • привлекаю родителей.

Словом, работаем…

А через некоторое время провожу повторный контроль. И снова: анализ – выводы – действия. И так от темы к теме.

Таким образом, все этапы мониторинга реализуются (сбор – хранение – распространение – руководство к действию, коррекция и опять по кругу, пока не будет достигнута требуемая степень овладения каждой учебной цели – 85%)

Что это дает?

Систематическое заполнение таких таблиц по предметам, по темам и их анализ дает возможность сопровождать ребенка и управлять развитием его успешности в усвоении знаний и умений.

Эта информация дает ребенку возможность видеть, насколько успешно усваивается им предмет, сравнивать прошлые результаты с настоящими. У ученика начинает формироваться самооценка своих знаний, умений и действий. Интерес к учебному труду повышается, учащиеся активнее работают, внимательнее следят за ответами товарищей, сопереживают, стараются всеми силами преодолеть трудности.

Таблицы доступны родителям. На родительских собраниях в индивидуальных беседах таблицы просматриваются родителями, они видят пробелы своих детей и становятся первыми помощниками, а не просто “назидателями”. В то же время радуются вместе с детьми их успехам, что немало важно для дальнейшего овладения знаниями.

Работа очень кропотливая, трудоемкая, но дающая положительный результат, полезная как для учителя, так и для ученика, и для родителей.

Мониторинг позволяет мне определить уровень обученности детей и эффективность моего преподавания.

Для ученика – это отслеживание его индивидуального продвижения, имеется возможность своевременно получить помощь, не накапливать количество неусвоенного материала.

И самое важное - в работе учителя происходит самоанализ, самооценка и самодиагностика в своей работе.