Цели урока:
Учебная:
- Обобщить и систематизировать материал для подготовки к написанию сочинения-сказки с элементами описания.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении цветочных растений.
Воспитательная: Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Коррекционная: Развивать навыки диалогической и монологической речи.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Технология: Интегрированный (биология, валеология, русский язык).
Оборудование:
1. Иллюстрации с изображением деревьев.
2. Карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной, практической работы.
3. Мозаика “Органы цветочных растений”
4. Муляжи корневых систем.
5. Комнатные растения
6. Упаковки из-под витаминов.
7. Карточки со словами “Здравствуйте” , “Валеология”.
8. Рецепты витаминного чая.
9. Стихотворение “Здравствуйте” В Солоухин.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель русского языка.
Сегодняший урок мы начнём с необычного стихотворения В.Солоухина. Послушайте его и подумайте, о чём оно.
(Ученик читает стихотворение “Здравствуйте!” – см. Приложение).
Что означает слово “Здравствуйте”?
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом “Здравствуйте”)
- Выделите корень в этом слове.
- Подберите к этому слову однокоренные слова. (здоровый, здоровье, поздороваться, поздравление, здравница и др .)
- А какая наука занимается вопросами сохранения здоровья человека? (Валеология)
- (учитель прикрепляет на доску кароточку со словом “Валеология”
- Слово “валеология” происходит от греческого YAIEO - “я здравствую”
3. Учитель биологии.
- А как вы думаете, что влияет на наше здоровье? (спорт, питание, свежий воздух, профилактика заболевания и др.)
- Здоровье человека зависит от здоровья окружающей среды? (да)
- Этим занимается экология.
- Вывод.: Человек и природа тесно связаны и зависят друг от друга.
4. Физминутка – Зарядка. (Проводит ученик 6 класса.)
Во время зарядки учитель биологии раскладывает на парты раздаточный материал (Упаковки от витаминов).
5. Учитель биологии.
- Обратите внимание на ваши столы. Что хранилось в этих упаковках? (витамины)
- Какие бывают витамины? (синтетические и натуральные - природные)
- Какие растения нашего края содержат витамины? (Ребята приводят примеры деревьев,кустарников,цветов и т.д.)
6. Учитель русского языка.
- На иллюстрациях, лежащих на ваших столах, изображены некоторые растения из названных вами. Давайте их рассмотрим. (Иллюстрации берёзы, рябины, черёмухи)
- Какое дерево изображено на вашей иллюстрации?
- В какое время года оно так выглядит?
- Какие стихотворные строки приходят вам на память?
(несколько учеников читают наизусть стихотворения или отрывки из них)
С.Есенин “С добрым утром!”, “Берёза”, “Отговорила роща золотая”,
“Черёмуха”.
- Запишем 5-6 словосочитаний в тетрадь (ученики записывают словосочитания, зачитывают их в слух)
- Образ дерева часто встречается в различных художественных произведениях, в том числе и в сказках. Давайте вспомним такие сказки, в которых дерево или кустарник выступают в роли помощника.
-А какие авторы обращались в своих произведениях к природе?
(Один ученик рассказывает заранее подготовленную сказку Э.Шима “Черёмуха”.
- Чему учит эта сказка? Теперь давайте попробуем составить по одному красивому предложению и запишем его в тетрадь. (зачитывают в слух)
Во время работы учащихся, учитель биологии раздаёт каждому ученику индивидуальный раздаточный материал заранее подготовленный с рецептами биочая, для приготовления которого используются органы растений произрастающих с Сибири. К каждому рецепту прилагается краткая характеристика воздействия биочая на организм человека.
7. Учитель биологии.
- Очень поучительная сказка! И предложения замечательные!
- А из чего состоят ваши предложения? (из слов)
- А растения из чего состоят? (из органов)
- Давайте вспомним эти органы. (Индивидуальная работа с мозаикой, карточками, корневыми системами)
С заданием справились все. А какие органы растений человек использует для укрепления своего здоровья? (Цветы, плоды, корни, листья)
8. Учитель русского языка.
Действительно, растения помогают человеку сохранить здоровье. И мы сегодня не раз об этом говорили. Вашим домашним заданием будет написание на черновике сочинения-сказки о том, как деревья или растения помогли человеку сохранить или поправить своё здоровье. Используйте свои знания о свойствах этих растений и включите для описания те словосочетания и предложения, которые мы сегодня составили.
Учитель биологии.
- А чтобы лучше почувствовать эту помощь, попробуйте заварить витаминный чай по рецепту, который мы вам предлагаем. Этот чай благотворно влияет на органы зрения.
9. Подведение итогов урока.
На парте у каждого ученика 3 карточки с цифрами 5, 4, 3 - учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу и поднять одну из трёх карточек.
Учитель высказывает свое мнение и оценивает работу ученика.
Пояснительная записка.
Преподавание биологии и других предметов а нашей школе-интернате №33 г. Томска ведется дифференцировано. Каждый ребёнок занимается на своем уровне (1, 2 или 3).
Ведется мониторинг учебного процесса. Уровень ребенку определяется в начале учебного года. Учителем-предметником и корректируется в течение всего учебного года.
Одна из активных проблем, решаемых в педагогической мастерской, - это объединение наук для решения общей задачи.
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития
Интеллекта, для того, чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися меж предметных интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также Эмоционально-волевых качеств.
Данная работа представляет собой интегрированный урок биологии, русского языка, экологии., отличающейся компактностью учебной информации ,логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов, большой информативной ёмкостью.
За счёт включения практического компонента занятие предотвращает утомление и перегрузку учащихся, способствует целостному развитию личности.
Используемые на уроке современные технологии и методы позволяют прийти к следующим выводам:
Интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики;
Наиболее продуктивной является интеграция в основе которой лежит творчество учащихся и многообразие методов и приемов, используемых педагогом.