Создание адаптивной образовательной системы

Разделы: Начальная школа


Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начинающего столетия. В соответствии с идеями, царящими в обществе XXI века, истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.

В общеобразовательных школах учатся и перспективные и обычные дети, а также нуждающиеся в специализированной помощи. Современная традиционная школа достаточно успешно обучает и воспитывает детей. Но мало учитывает то, что каждый ребёнок индивидуальная и неповторимая личность.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Воплотить в жизнь данную стратегию позволяет адаптивная школа – школа для всех учащихся с разными уровнями способностей. Такая школа призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения, исходя из своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей.

Что же такое адаптивная система, адаптивная школа? Николай Петрович Капустин, доцент московского педагогического университета, определил адаптивную образовательную систему, как систему способную помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии со своими природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная образовательная система выводит ребёнка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям.

Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.

Реализация инновационного проекта по теме «Создание адаптивной образовательной системы в школе творческого развития личности» в нашей школе началась с 1997 года.

В сентябре 2003-2004 учебном году я приняла 1 класс в количестве 12 человек. На момент поступления в школу диагностические исследования показали, что с высоким уровнем школьной зрелости детей не было, 75% учащихся поступили с низким уровнем, 25% со средним.

У учащихся были очень слабо сформированы сенсомоторные навыки, учащиеся не ориентировались на листе бумаги, во времени, в пространстве. Начальное обучение, речь детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Одной из важных задач для начального звена является работа по формированию каллиграфически правильного письма, т.к. сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Кроме того, в процессе работы формируется внимание, глазомер ребёнка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.

11 учащимся необходима была логопедическая помощь. При медицинском осмотре всего лишь 5 человек были признаны практически здоровыми и определены в первую группу, остальные отнесены по состоянию здоровья ко второй группе, т.к. у них обнаружены различные заболевания.

По результатам диагностики были выявлены основные проблемы класса:

  • низкий уровень готовности к обучению школе у большинства учащихся;
  • недостаточный уровень сформированности психических процессов, сенсомоторных навыков;
  • слабая сформированность эмоционально-волевой сферы;
  • обострение межличностных отношений.

Исходя из проблем класса, были поставлена цель опытно-экспериментальной работы: создание условий для развития познавательных психических процессов, укрепления эмоционально-волевой сферы, повышения уровня социальной активности, оптимизации межличностных отношений.

Была сформулирована гипотеза:

Если:

  • включать детей в адаптивные занятия по психологическому развитию, групповые и индивидуальные логопедические, занятия лечебной физкультурой, творческие мастерские;
  • применять на уроках специальные упражнения на развитие речи, памяти, логического мышления, воображения;
  • использовать технологию рефлексивного воспитания Н.П.Капустина,

то произойдет оптимизация психического развития учащихся, будет повышаться умственное развитие, повысится успешность обучения, снизится школьная тревожность, сохранятся показатели здоровья, повысится конструктивность межличностных отношений.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Найти теоретическое обоснование выдвинутой гипотезе.
  3. Разработать методику проведения исследования.
  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

В ходе ОЭР совместно с класс-командой были определены механизмы (средства) реализации экспериментальной цели:

  1. Адаптивные занятия по расписанию (уроки).
  2. Технология рефлексивного воспитания Н.П.Капустина.
  3. Взаимодействие с соц.педагогами, психологом, логопедом, педагогами –предметниками.
  4. Разные организационные формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, коллективная.
  5. Включение учащихся в систему дополнительного образования.

Задачи экспериментальной работы решались через урочную деятельность, внеклассную работу в тесном взаимодействии с класс-командой: педагогами-предметниками, педагогами дополнительного образования, фельдшером, логопедом, психологом и в зависимости от проблем класса наша совместная деятельность обсуждалась на лабораториях адаптации, при необходимости корректировалась. (Приложение 1, Слайд 2)

Для достижения поставленных целей мы использовали разные организационные формы работы с детьми: групповые, в минигруппах, в парах, индивидуальные.

Все учащиеся посещали адаптивные занятия по психологическому развитию, уроки творческого мышления, проводимые психологом. В результате коррекции, развития и формирования психических процессов речи, внимания, эмоций, памяти, восприятия, процессов саморегуляции создавалась базовая предпосылка для полноценного участия данных процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. На занятиях психологом создавались условия для формирования психических новообразований у детей:

  • произвольности в психомоторной и интеллектуальной деятельности;
  • внутреннего плана действий;
  • рефлексии.

Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания (классное собрание «планирование коллективных дел», ситуационный классный час, тематический классный час, классное собрание «подведение итогов») помогало формировать у детей навыки самоуправления, чувства ответственности, инициативности, давали возможность планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияли на сплочение классного коллектива.

Проводились тематические и ситуационные классные часы по темам:

  • Поведение на перемене.
  • Домашние задания и как мы к ним относимся.
  • Правила, обязательные для всех.
  • О взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
  • Поговорим о доброте.
  • Всегда ли я хороший.
  • Просто так.
  • Будь всегда опрятным, аккуратным, организованным.
  • Друг в беде не бросит.
  • Друг – это тот, кто….
  • Вредные привычки.
  • Бранные слова. Что это?
  • Ищу друга.
  • Учимся слушать другу друга.
  • Кем быть?

Я учитывала, что большинство учащихся класса не инициативны, зажаты. Поэтому совместно с класс-командой включали их во все общешкольные мероприятия. Благодаря этому - дети стали дружнее, улучшились межличностные отношения.

Творческие мастерские дети выбирали по интересам: 5 человек выбрали изостудию, 7 человек хореографию, весь класс посещал занятия лечебной физкультурой. В течение 4х лет обучения дети посещали творческие мастерские, изостудию. Через художественно-конструкторскую деятельность развивали творческое воображение, пространственное мышление, сенсомоторные навыки. Учителя дополнительного образования учитывали и развивали индивидуальные способности к различным видам деятельности.

В решении проблемы слабого речевого развития логопеду принадлежала ведущая роль. Логопед консультировала родителей, педагогов по проблемам каждого ребёнка.

7 учащихся (более 50% класса) посещали в I – II классах занятия логопеда по следующим проблемам: общее недоразвитие речи - 3 ученика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 2 ученика, фонематическое недоразвитие - 2 ученика. К концу обучения II класса количество детей, посещающих логопедические занятия, уменьшилось, их устная и письменная речь стала лучше. В III-IV классах с проблемой фонетико-фонематическое недоразвитие речи осталось 3 учащихся, так как их речевые проблемы с трудом поддавались коррекции.

В решении экспериментальных задач мне помогло применение следующих приемов:

  • оказание активизирующей и организующей, стимулирующей помощи учащимся, введение речевых установок, предваряющих действие, составление плана действий;
  • использование карты наблюдений за динамикой развития ребёнка;
  • анализ и использование диагностики психолога при отборе учебного материала, при планировании индивидуальной работы на уроке;
  • выявление проблем интеллектуального и личностного развития через различные методы педагогической диагностики, основным из которых является наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов детской деятельности (поделок, рисунков, тетрадей);
  • участие в работе городской проблемной лаборатории классов компенсирующего обучения и коррекционно-развивающего обучения).

Для каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей, уровня развития и личностных проблем, составила индивидуальный маршрут обучения и развития. (Презентация 1, Слайд 3-4). При составлении я учитывала пожелания родителей, загруженность ребёнка во внеурочное время, желания и интересы самого ребёнка.

При переходе в подростковый возраст у учащихся стало наблюдаться явное снижение интереса к процессу обучения. Появились такие симптомы, как отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе. Вновь прибывшие учащиеся испытывали трудности в общении, что привело к снижению показателей межличностных отношений.

Исходя из данных проблем, проводила внеклассные занятия по темам:

  • Барьеры общения.
  • Обиды.
  • Ищу друга.
  • Привычки:
  • Настоящая дружба.
  • Мостики дружбы.

В системе через индивидуальные беседы, направленные на повышение у детей самооценки, уверенности в себе, оказывала помощь детям, испытывающим трудности в общении.

С целью сплочения классного коллектива применяла технологию коллективно-творческих дел, основанную на сотрудничестве детей и родителей. В совместных делах активное участие принимали родители учащихся.

Школьный психолог по моим запросам и собственной инициативе знакомила родителей с результатами диагностических обследования детей, выступала перед родителями с беседами, проводила тренинговые занятия, групповые и индивидуальные консультации на темы воспитания, общения детей и взрослых.

В данной таблице представлены некоторые темы наших совместных психолого-педагогических собраний:

Темы родительских собраний Форма проведения
  1. Школьная дезадаптация. Как ее преодолеть.
  2. Режим первоклассника.
  3. Как развить внимание и память?
  4. Родители и дети. Ты меня понимаешь?
  1. Беседа.
  2. Работа в группах.
  3. Лекция.
  4. Круглый стол.
  1. Проблемы в учении.
  2. Взаимоотношения «Родитель-ребенок».
  1. Круглый стол.
  2. Круглый стол.
  1. Если бы я был взрослым (сочинения детей).
  2. Переходный возраст.
  1. Круглый стол.
  2. Лекция.

Об эффективности деятельности класс-команды можно сделать вывод по результатам диагностики на конец учебного года. (Приложение 1, Слайд 5-9).

  1. Выросли показатели психических процессов.
  2. Снизилась тревожность.
  3. Улучшились показатели школьной мотивации.

К окончанию 4 класса учащиеся стали более активны в жизни класса и школы, стали проявлять инициативу, активность на уроках, на занятиях у психолога, стали чувствовать себя более уверенно, в чем немалая заслуга всей класс-команды.