Ситуационный классный час "Дружба – это…"

Разделы: Начальная школа


Цель: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.

На доске:

1. Цитаты:

«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб».
Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».
Джон Ивлин.

«Дружба – … это бескорыстная стойкая приязнь».
В.И. Даль.

2. На обратной стороне доски:

Законы дружбы:

  • Не оставляй друга в беде.
  • Тебе не безразлично, какой твой друг.
  • Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
  • Дружба испытывается в беде и опасности.
    В.А. Сухомлинский

На столах:

  1. Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
  2. Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).

Ход классного часа

Этапы Содержание
I. Приветствие. Звучит аудиозапись песни о дружбе.

- Ребята, давайте поздороваемся со всеми, кто пришёл к нам на классный час.

II. Информация. (в круге) - Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. Прочитайте название темы на доске. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
Ш. «Я – позиция». Причина «я – позиция». (в круге) 1) Продолжите мою фразу: «Дружба – это…»

(дети передают друг другу карандаш)

- Готовясь к классному часу я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие.

«Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин.

2) Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените?

(дети передают друг другу карандаш)

- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

IV. «Я – позиция» и общественно-значимая норма. (в группе) - Прошу сесть в группы.

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

(Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь»)

Круговая дискуссия.

2) Возьмите конверт №2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

-Как бы поступил настоящий друг.

Ситуация: Твой друг получает плохие отметки и родители тебе запрещают с ним дружить.

Круговая дискуссия.

3) А теперь послушайте отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

(читают Миронова Настя, Тимофеева Вера, Огородников Вова).

4) Составление «Правил дружбы».

- Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали стих. о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

(Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.)

Круговая дискуссия.

- А теперь послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский.

  • Не оставляй друга в беде.
  • Тебе не безразлично, какой твой друг.
  • Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
  • Дружба испытывается в беде и опасности.
    В.А. Сухомлинский

- Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам.

- В ходе подготовки к классному часу мы писали сочинение на тему «Мой друг». На стенде я поместила самые лучшие из них. По окончании вы можете подойти и прочитать их.

V. Рефлексия. (в круге) - Прошу вернуться ко мне в круг.

1) Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

*Дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться.

VI. Свободный выбор. (в круге) - Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание «Правил дружбы». Актив класса сгруппирует все ваши предложения, а редколлегия оформит их для классного уголка.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.