Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения подростков.
Задачи:
- формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу;
- формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
- формирование классного коллектива.
Оборудование: компьютер, проектор экран.
На доске эпиграф:
Гордость людей низких состоит в том, чтобы
постоянно говорить о самом себе, людей же
высших - чтобы вовсе о себе не говорить.Вольтер.
Ход занятия
1. На экране мультимедийная презентация с фотографиями классного коллектива.
Учитель:
- Что вы испытываете, глядя на эти фотографии?
- А есть ли чувство гордости за наш коллектив?
- Сегодня мы поговорим о том, чем же может гордиться человек, чем гордитесь вы.
- Тема часа общения: “Я горжусь собой”.
Начинаем его с традиционного солнышка. (Приложение 1)
2. Понятие “ГОРДОСТЬ”.
Зачитывается эпиграф.
Учитель:
- Мы же сегодня поговорим о гордости, чтобы разобраться в этом чувстве.
- Что такое гордость? (Ответы детей).
- Послушаем, как же толкуется это слово в словарях. (Учащиеся зачитывают толкование слова “гордый” в разных словарях).
Словарь Даля.
ГОРДЫЙ - гордынный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордость, гордыня, горделивость - женское качество. Гордым быть, глупым слыть. Гордым бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Быть гордым - кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться; тщеславиться; ставить себе что-либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным. Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся, куда годимся? Гордый - гордыбака, фордыбака, бахвал, самохвал и наглец.
Учитель:
- Значит ГОРДИТЬСЯ – это плохо? (Ответы детей).
Словарь Ожегова
ГОРДЫЙ:
- Исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходство. Гордый человек. Гордый взгляд.
- Заключающий в себе нечто возвышенное, высокое. Гордые мечты.
- Испытывающий чувство гордости (во 2 знач.). Гордиться успехом.
- Чересчур самоуверенный, надменный, самолюбивый. Обиделся на замечание: какой гордый!
Словарь Ушакова.
ГОРДЫЙ:
- Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство.
- Высокомерный, презрительно относящийся к другим.
- Торжественно-важный, величавый.
Учитель:
- Какие однокоренные слова к слову ГОРДЫЙ вы услышали? (Гордый, гордячка, горделивый, возгордиться, горжусь, гордыня). Слова выписываются на доску.
- Все ли они обозначают близкие друг другу значения?
- Разделите их на две группы. (Ответы детей). По какому критерию вы их разделили? (Скорее всего, в одну группу попадут слова “гордый”, “горжусь”; в другую “гордячка”, “гордыня” и т.д.).
- Послушаем, что об этом говорил Отец Александр Мень. (Учащийся зачитывает его высказывания).
- Гордость может быть нормальной, но гордыня — это плохо.
- Если мать гордится успехами своего сына, это нормальная гордость. А гордыня — это самомнение и ложное самоутверждение.
- Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня.
- Гордыня слышит только самое себя. Гордыня замкнута в себе, она, как говорится, пожирает самое себя, живет в своем мире, в своей тюрьме.
- Крайняя форма гордыни — это уже мания величия и душевная болезнь. В зачатке это находится в сердце каждого человека, когда наше «Я» выпирает и занимает неподобающее место.
3. Заполнение “Звёздных тетрадей”. (Приложение 1)
Учитель:
- Чем можно гордиться?
- Учащиеся называют, всё записывается на доске.
- А чем гордитесь вы?
В “Звёздных тетрадях” дети заполняют страницу “Я горжусь…”.
4. Самопрезентация.
Учащиеся (по желанию) рассказывают, чем они гордятся (возможно представление заранее подготовленных проектов само- и взаимопрезентаций: фото, газета “Расскажу о подруге (друге)” и т.д.).
Учитель:
От чего зависит, будете вы гордиться собой или нет:
- от меня самого,
- от других людей,
- от везения,
- всего понемногу. (Ответы детей).
5. Заполнение “Звёздных тетрадей”.
Учитель:
- Как вы думаете, всегда ли достижение успеха в чём-либо влечет за собой чувство гордости? (Нет.) Приведите примеры (в случае затруднения, учитель приводит пример сам).
- Заполним страницу “Мне хотелось бы добиться успеха в …”, но впишем туда тот успех, которым могли бы гордиться и вы сами, и ваши родные.
По желанию зачитывается несколько записей.
6. Ролевая игра.
Учащиеся “превращаются” в своих мам, пап, бабушек, дедушек и говорят, чем они гордятся в своём сыне (дочери), внуке (внучке).
7. Упражнение “Имена”.
Учитель:
Имена есть у всех нас. У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям дают двойные и тройные имена, считается, что так у ребенка будет больше ангелов-хранителей.
Объединитесь в пары и дайте характеристику имени своего партнера. Постарайтесь, чтобы прозвучали характеристики, которыми человек может гордиться.
Например:
- Т – тактичная.
- А – активная.
- Т – требовательная.
- Ь.
- Я – яркая.
- Н – настойчивая.
- А – аккуратная.
Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях. На работу в парах дается 1-2 минуты. (Можно заслушать несколько характеристик).
8. Итог часа общения.
Учитель:
- Давайте подведем итог нашего разговора. Что из него врезалось в память и останется там надолго? (Ответы детей).
-Мне бы хотелось, чтобы я, как классный руководитель, всегда испытывала только чувство гордости за вас.
9. Рефлексия.
Зачитывается солнышко.