Дорога знаний начинается со школы. Школа не только открывает ребятам тайны природы, но и учит их мыслить, активно жить, работать, творить, познавать окружающий мир. А радость познаний – одна из самых высоких радостей человека.
Каждый из вас, ребята, знает, что колоссальные возможности открываются перед человеком, если он максимально использует заложенные в нем природные данные. Конечно, чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет в развитии своей личности.
Необходимо помнить, что начать работу над собой и добиться больших результатов никогда не поздно. Таланты, способности могут проявляться и в юношеском, и даже зрелом возрасте. Это должно служить стимулом для самосовершенствования и тем, у которых в детстве не проявлялись выдающиеся способности. Вспомним Ч.Дарвина. Отец считал его бездарным. Однако благодаря упорству, настойчивости, целеустремленности Дарвин создал труд о происхождении видов, который принес ему мировую славу.
Выдающийся ученый А. Эйнштейн в детстве не проявлял способностей к физике и математике. Его дядя часто повторял: “Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь”. И он добился признания – весь мир восхищается теорией относительности, созданной им.
Видимо, во многом прав естествоиспытатель Эдисон, утверждавший, что гений – это на 1 % – вдохновение и на 99% – потение.
Для полного раскрытия своих творческих способностей человеку необходимы по крайней мере три условия:
- Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности.
- Он должен захотеть развивать эти возможности и способности.
- Человек должен обладать стойким характером и достаточно развитыми волевыми качествами, необходимыми для претворения в жизнь своих жизненных планов.
Сейчас, ребята, мы приглашаем Вас принять участие в путешествии в замечательную, удивительную страну знаний.
В путешествии принимают участие три команды. Каждая команда проходит через следующие станции:
- Смекалистая
- Поле чудес
- Занимательная
- Музыкальная
- Поздравительная.
Начнем наше путешествие. На игровое поле приглашается команда “Дружные ребята”.
Станция “Смекалистая”
- Про каких животных можно сказать, что они “вылезают из кожи вон”? (Про змей).
- Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал).
- Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет, между днями еще две ночи).
- У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер? (Одна).
- Хозяйка несла в корзине сто яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного, все разбились).
- Что легче: килограмм железа или килограмм пуха? (Вес одинаков).
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).
Станция “Поле чудес”
“Это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно”. Что это?
в | о | л | я |
О. Бальзак писал: “...не существует больших талантов без большой воли. Эти две силы – близнецы необходимы для сооружения громадного здания славы... Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые она подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает”.
Станция “Занимательная”
Задание. В кружки сверху вниз надо вписать буквы, из которых составляются названия самых распространенных наук.
Ответ: физика, ботаника, математика, астрономия, химия, литература, история, филология, биология, география.
Станция “Музыкальная”
Команда выступает с любым музыкальным номером.
Приглашается следующая команда “Движение вперед!”
Станция “Смекалистая”
- Какой город летает? (Орел).
- Почему Сена во Франции не горит? (Это река).
- Назовите самою длинную реку в мире? (Нил).
- Умеют ли слоны плавать? (Умеют).
- Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько всего человек? (Трое).
- Четыре яйца сварились за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? (за четыре минуты).
- Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище по головному убору (Красная Шапочка).
Станция “Поле чудес”
Бывает и так, что, поставив цель и приняв какое-то решение, человек не сразу приступает к его выполнению. Тогда цель превращается лишь в намерение. Однако у таких людей дальше намерений дело не идет. Невыполненное решение еще больше расслабляет волю, мешает достижению цели. Что это?
с | л | а | б | о | в | о | л | и | е |
Н. Заболоцкий
“Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!”
Станция “Занимательная”
Представьте, что этот кубик мы сначала окрасим, а потом распилим на двадцать семь маленьких кубиков. У скольких кубиков окажутся окрашенными три грани? Две? Одна? А сколько получится кубиков совсем неокрашенных?
Ответ: три грани – у восьми кубиков, две – у двенадцати, одна – у шести. Совсем не окрашен один кубик.
Станция “Музыкальная”
Команда выступает с музыкальным номером.
Приглашается команда “Отважные”.
Станция “Смекалистая”
- Летели три страуса, охотник убил одного. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
- Назовите самою многоводную реку? (Амазонка).
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “ц”).
- Когда гусь стоит на двух ногах, он весит четыре кг. Сколько он будет весить, когда встанет на одну ногу? (четыре кг).
- У двух братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (Трое).
- Когда козе исполнилось семь лет, что будет с ней дальше? (Восьмой пойдет).
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка).
Станция “Поле чудес”
Управлять своими чувствами, поступками, поведением можно используя ЧТО?
с | а | м | о | п | р | и | к | а | з |
Самоприказ – приказ самому себе. Это действенный прием, позволяющий не терять самообладания и управлять собой даже в самых экстремальных условиях.
Самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях.
По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять трудную работу.
Каждый ли может овладеть самоприказом? Безусловно, каждый. Предлагаем использовать правила:
- Учись управлять собой.
- Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание – будь сам инициативен, действуй по собственному почину.
- Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказывать.
- Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.
- Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, и, прежде всего, недостатки своего характера.
Многие мыслители утверждали: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет Вас”.
Станция “Занимательная”
Цифры 2, 6, 10, 14, 30, 38, 42 разместите в кружках так, чтобы суммы чисел по каждой прямой были одинаковыми.
Ответ: 6-10-38; 14-10-30; 42-10-2.
Станция “Музыкальная”
Команда выступает с подготовленным музыкальным номером.
Ребятам-болельщикам предлагаем принять участие в станции “Поле чудес”.
Английская поэтесса К. Бови очень образно заметила: “Язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать?”
д | о | б | р | о | т | а |
“Против всего можно устоять, но не против доброты”, – утверждал Ж.-Ж. Руссо.
Станция “Поздравительная” (общая для всех команд)
Задание. Каждая команда сочиняет и оформляет на ватмане творческое поздравление другой команде (в стихах, шутках, песнях).
Жюри подводит итоги. Награждение команд.
Зачитывается отрывок из сочинения школьницы “Здравствуй, урок!”:
“Можешь сказать мне, сколько цветов имеет радуга? Семь? Ошибаешься. Радуга имеет около 10 тыс. цветов. Я пока не знаю все, еще не видела их, но верю, что все они красивые, удивительно красивые.
Радуга – это ты, урок!
Когда после дождя на небе появляется радуга, ребята моего двора с восторгом встречают ее, любуются ею. Но исчезает она незаметно. “Так сразу? Как же она растворилась в небе?!” – удивляемся мы и с нетерпением ждем ее нового появления. Вот точно также и с тобой, урок!
Придешь к нам в класс, удивишь нас своими красками, поиграешь с нами и покинешь нас, оставив нам стихи, рассказы, сказки, уравнения, русские слова, песни. И еще самое главное – ты оставляешь нам дружбу”.