“Даже самое уродливое и страшное животное – как и уродливый, страшный человек – не бывает совсем лишено каких-то пусть самых маленьких привлекательных черт”
Дж. Дарелл
Что должны знать:
- особенности внешнего и внутреннего строения ящерицы в связи с наземным образом жизни;
- усложнение строения внешних систем;
- значение пресмыкающихся в природе, хозяйственной деятельности человека. Основные меры охраны.
Что должны уметь:
- узнавать изучаемых животных в природе;
- сравнивать изучаемых животных;
- соблюдать правила поведения в природе;
- использовать рисунки и текст учебника.
Ход работы
1. Подготовка к активному восприятию новой темы.
В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух лёгкий. Дошли до Красногорского рудника. Обошёл парень горку с другой стороны и видит – ящерок тут несчислено. И все разные. Одни, например, зелёные, другие голубые, которые в синь впадают, а то, как глина, либо песок с золотистыми крапинками. Одни как стекло, либо слюда блестит, а другие как трава поблекшая, а которые узорами изукрашены.
П. Бажов “Малахитовая шкатулка”
Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, к какому классу относится ящерица?”
2. Изучение нового материала.
Объявляется тема и задачи урока.
Пресмыкающихся животных образно называют “дети солнца”. Не случайно. Большинство видов распространено в жарких областях. В нашей стране встречается 145-150 видов пресмыкающихся, распространённых там, где много светит солнце, где тепло.
Вопрос учителя: почему так называется, класс пресмыкающиеся?
По ходу на доске создаётся опорная схема:
Хамелеоны на территории нашей страны не встречаются, а вот ящерицами и змеями нам предстоит познакомиться. Слово ящерица в русском языке очень древнее. Ящерица происходит от слова “ящер”. А что значит ящер?
Одни учёные считают, что оно происходило от слова “скра” - означает в древнерусском языке “шкура”. Может быть в народе подметили, что эти существа линяют. Есть и другое объяснение: в древнерусском языке было слово “астр” - быстрый. Подходит и то и другое. Одна из них так и называется прыткая ящерица.
Вопрос учителя: где обитает прыткая ящерица?
В связи с жизнью на суше у ящерицы должны произойти изменения. Но какие?
Учитель предлагает учащимся заняться исследовательской работой на основании учебника, таблицы.
Система | Изменения у земноводных | Изменения у пресмыкающихся |
1. скелет | ||
2. дыхание | ||
3. кровеносная система | ||
4. нервная система | ||
5. способ размножения |
Проведя данную работу, учащиеся выяснили особенности внутреннего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.
Организуется обсуждение с учащимися внешних особенностей, связанных с наземным образом жизни:
- сухая кожа
- роговые чешуйки
- линька
- подвижная шея
- веки
- коготки на пальцах
Загадка:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах
Удрала, а хвост в руках.
Вопрос учителя: о каком процессе идёт речь в загадке? (регенерация)
Учащимся предлагается вспомнить данный процесс и выяснить каково значение регенерации в жизни пресмыкающихся.
Перекличка чешуйчатых:
1. Хамелеон.
Африка и Мадагаскар - главная арена жизни хамелеонов. Живут хамелеоны на низкорослых деревьях и кустах, но больше на земле: прячутся в норах грызунов и сами их роют. Самки откладывают яйца на ветки и листья. Из яиц вылезают хамелеончики: 4-5 см от носа до конца хвостика, но уже умеют “стрелять” языком, правда, с промахами. Передвигаются хамелеоны медленно с резвостью улитки. У этой удивительной ящерицы глаза вращаются независимо друг от друга и в немалых пределах: на 180° в горизонтальной плоскости и на 90° по вертикали. На конце языка имеется присоска. Крупные хамелеоны способны выбрасывать свой язык на 30 см от своего носа. Хамелеоны способны менять свою внешность. Замечено, что она меняется в зависимости от t, влажности, света. В гневе или страхе хамелеон темнеет, шипит, пугает игрой красок, а уже потом в дело пускает зубы.
2. Веретеница.
Безногая ящерица, длина туловища которой до 26 см. Окраска взрослых особей чаще бронзовая. От змей отличается наличием подвижных век, отверстия уха, ломким хвостом. Отсутствие ног – единственное её сходство со змеёй. Веретеница, как и все ящерицы, питаются слизнями, гусеницами. Весной активна днём, летом – в сумерках.
3. Кобра.
Самая крупная в мире ядовитая змея – Королевская кобра, длина которой достигает 5 м. Яд этой кобры нейротоксического действия, поражает нервную систему. В самую жару кобра заползает на деревья, чтобы охладиться. Зимует в норах. Кусая, яда вспрыскивается вчетверо больше, чем обычная кобра. Человек может умереть и через 15 минут. Кобра поднимается над землёй на 1 метр, раздувает шею, но не так широко и кругло, как обычная кобра и громко шипит. Вздыбившись, стоять может минутами, шею не изгибает и не качает туда-сюда, как Очковая змея. Когда поблизости у неё гнездо, а там яйца, она кидается и кусает всякого, кто приблизится. Кормится Королевская кобра почти только змеями, иногда атакуют и глотают некрупных варанов.
Вопрос учителя: обитают ли пресмыкающиеся в нашей области?
Сообщение учащегося: “Пресмыкающиеся Пензенской области”
Просмотр кинофильма “Многообразие чешуйчатых”
3. Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания (устно). Вопросы:
- С какой особенностью строения тела связано название класса пресмыкающиеся?
- Где происходит оплодотворение пресмыкающихся?
- Чем отличаются яйца пресмыкающихся от икры рыб, земноводных?
- Где вырабатывается яд у змей?
- Чем покрыто тело пресмыкающихся и с чем связана их линька?
- “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
- Веретеницы, как и змеи, не имеют ног. Тело змеевидное. Несмотря на это, веретеницу относят к ящерицам. Почему?
- Ящерицы, змеи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут вертеть головой?
Организуйте работу по группам
1 группа:
Змеи могут проглотить крупную добычу. Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?
2 группа:
Прыткая и живородящая ящерицы будучи схваченными хищниками за хвост, обламывают его и таким образом спасаются от гибели. Могут ли они в случае опасности обламывать хвост уж или гадюка. Ответ поясните.
3 группа:
Можно ли по внешнему виду отличить гадюку от ужа?
4 группа:
Если вашего друга укусит ядовитая змея. Ваша первая помощь, которую вы окажете другу?
5 группа:
Разработайте простые меры предосторожности от змеиных укусов.
4. Заключение
Прослушивание звукового письма “Обращение пресмыкающихся к ребятам”.