О некоторых формах работы при обучении лексической стороне иноязычной речи на примере темы "Draussen ist Blaetterfall", 6-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 6


Лексика в системе языковых средств является ведущим компонентом речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Это определяет её важное место при изучении темы. Формирование лексических навыков должно постоянно находиться в поле зрения учителя. Весь процесс овладения новым лексическим материалом можно разложить на следующие действия: презентация, усвоение и применение. Остановимся на каждом этапе работы .

Начальный этап – ознакомление учащихся с новыми лексическими единицами. Есть много способов предъявить учащимся новую лексику: показать картинку и назвать слово; записать слово на доске и дать его перевод; назвать слово в знакомом речевом образце и предложить учащимся догадаться о значении нового слова; попросить учащихся запросить информацию (Was ist das?) Но мне хотелось бы рассказать о другом варианте, когда учащиеся самостоятельно добывают знания. Я уделяю серьёзное внимание учебному словарю, рассматривая его как полезное пособие для изучения и повторения лексики. На начальном этапе работы с лексикой провожу игру со словарём. Называется или записывается слово, нужно найти его в словаре и записать в свой словарик. Кто найдёт первым, получает 2 очка. Набравший 20 и более очков получает оценку. Занимаясь указанным видом работы, учащиеся воспринимают слово на слух, прочитывают его в немецко-русском словаре и записывают его в свой словарик, то есть подключены все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная.

После того как учащиеся познакомились с новой лексикой, им нужно её осмыслить (процесс усвоения). Здесь я начинаю с чтения в разных вариантах. Ведётся активная работа с личным словариком . Учащиеся получают следующие задания:

  • прочитать и выделить буквосочетания и особые буквы, всё подчёркивается в словарике простым карандашом или пастой другого цвета;
  • прочитать слова с переводом;
  • прочитать все существительные;
  • прочитать сложные существительные (разделяются в словарике вертикальной чёрточкой);
  • прочитать существительные мужского (женского, среднего) рода;
  • прочитать международные слова;
  • прочитать глаголы;
  • прочитать глаголы с приставками (отделяемыми, неотделяемыми);
  • прочитать возвратные глаголы;
  • прочитать сильные и слабые глаголы;
  • прочитать прилагательные;
  • прочитать наречия;
  • прочитать словосочетания, назвать из каких частей речи они состоят.

Таким образом, учащиеся много раз прочитывают слова и как бы привыкают к ним. На этапе усвоения новой лексики можно выполнить множество упражнений:

1) “Подпиши картинку!” Учащиеся рисуют картинки (или обводят трафарет) и подписывают их. Кто пишет, тот дважды читает.

2) Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда получает одинаковое количество картинок с кармашками и набор слов на карточках. Задача - правильно разложить карточки. Затем осуществляется взаимопроверка. Учащиеся из противоположной команды достают карточку из кармашка прочитывают его вслух и говорят: “Ja, das stimmt/Nein, das stimmt nicht.” Побеждает та команда, которая подобрала правильно наибольшее количество слов.

3) “Аукцион” Какая команда назовёт большее количество овощей (фруктов)?

4) “Много слов из одного” Учитель называет слово. Из букв входящих в состав данного слова, нужно назвать как можно больше слов по теме.

5) “Продолжи слово!” Учитель или кто-либо из учащихся называет первый слог, нужно закончить слово. За каждый правильный ответ – одно очко. Набравший 10 очков, получает оценку.

6) “Что исчезло?” На доске вывешиваются картинки с изображением овощей, фруктов, птиц. Вызывается ученик, который выполняет роль отрицательного сказочного персонажа (Бабы Яги, Карабаса-Барабаса и т.д). Остальные учащиеся закрывают глаза. Ученик снимает картинку. Нужно определить какая картинка отсутствует.

7) Учащиеся отвечают на вопрос Was ist gruen (rot, gelb u. s. w.)

8) Создаются две команды. Каждая получает карточки со словами и артиклями. Задание – подобрать артикль к каждому слову. Побеждает команда, у которой меньше ошибок.

9) Каждая команда получает набор картинок и три карточки с артиклями (der, die, das) . Задание – подобрать картинки к каждому артиклю.

10) Учащимся предлагаются зарифмовки, нужно назвать отсутствующее слово.

Guten Morgen ruft der Vogel.
Guten Morgen ruft das Kind.
Guten Morgen ruft die Sonne.
Guten Morgen ruft …………
(der Wind)

- Bleib zu Hause , liebes Rind,
Draussen weht kalter……..
(Wind)

- Im Oktober ueberall
schon begint der …….
(Blaetterfall)

- November bringt schlechtes Wetter,
verschwunden sind schon alle ………
(Blaetter)

- Renate mag … …. (Tomate).
Stoffel mag … …. (Kartoffel).
Sabine mag … ….(Birne).
Dietrich mag … …..(Pfirsich).
Marianne mag … ….(Banane).
Ilone mag ……… …(Wassermelone).
Raphael mag …… …(Apfel).
Ljuba mag ……… …(Mohrruebe).
Mirabel mag …… …. (Zwiebel).
Elme mag ……… …..(Pflaume).
Murka mag …… …… (Gurke).

11) Допиши стихи. Выдаются карточки со стихами. Вместо некоторых слов наклеены картинки. Учащиеся должны заменить картинки словами.

12) Со стихотворениями можно выполнить ещё и такое упражнение. Учащимся раздаются маленькие карточки (фамилии подписаны). Учитель читает стихи, ученики должны услышать и записать на карточки слова по теме. Можно также дать задание перевести их на русский язык. Кто запишет (и переведёт) 10 слов и более, получает оценку.

Bunt sind schon die Waelder,
gelb die Stoppelfelder,
und der Herbst beginnt,
rote Blaetter fallen,
graue Nebel wallen,
kuehler weht der Wind.

Es kommt eine Zeit,
Da hat die Sonne
Alle Arbeit getan,
die Aepfel sind rot,
die Birnen sind gelb,
und die Marktfrauen rufen:
“Pflaumen , schoene Pflaumen!”

Komm, lieber Herbst und bringe
uns Astern , Pflaumen , Birnen.
Wir lieben bunte Waelder
Und helfen gern den Eltern
in Gaerten und in Feldern.
Der Herbst ist eine Erntezeit,
zum Ernten sind wir schon bereit.

Das ist der Daumen,
der schuettelt die Pflaumen,
der sammelt sie auf,
der traegt sie heim,
und der Kleinste ist sie ganz allein. и т.д.

13) Ученики делятся на две команды. Каждой команде выдаются карточки, на которых изображены дерево с плодами, звёздочки, цветочки, воздушные шарики. На них написаны буквы. Задание – собрать из этих букв слова.

14) Заполни кроссворд. Все слова заканчиваются на букву “е”.

 

        е
        е
          е
          е
            е
              е
                  е
                      е
                      е

1. Она похожа на лампочку.

2. Он зелёный и в пупырышках.

3. Его любят обезьянки.

4. Этот сеньор красный и толстый.

5. Она синего цвета.

6. Её любят зайчики.

7. Он растёт на гронке.

8. Она жёлтая, круглая или овальная, сладкая как сахар.

9. Он такой же, как зебра, только зелёный.

15) Называется слово в единственном числе – поднимается одна рука, во множественном – две руки.

16) Показываются картинки, на которых изображено много предметов. Проговаривается зарифмовка

“Eins, zwei, drei, vier.
Wieviel …….haben wir?

Учащиеся должны дать ответ во множественном числе.

17) Учащиеся дают ответ на вопрос: Was sind im Garten (Gemuesegarten)?

Последние три упражнения помогают учащимся запомнить существительные во множественном числе.

18) Учащиеся отгадывают загадки, связанные с изучаемой темой.

Faellt vom Himmel, macht dich nass.
Sag mir doch, was ist denn das? (der Regen)

Was haben ein Buch und ein Baum Gemeinsames? (die Blaetter)

Das Feld ist leer und regenschwer,
Die Erde nass. Sag wann ist das? (im Herbst)

Hat keinen Mund und kann doch singen,
Hat keine Fuesse und kann doch springen. (der Wind)

Sie hat sieben Haeute und beisst alle Leute.(dieZwiebel) и т.д.

После того как учащиеся усвоили слова, организуется тренировка в их употреблении. Начинаю с простейших упражнений, а затем задания усложняются.

1) Составь предложения по схеме.

(Die Tomate ist rot.)

2) Игра “Was ist das?” С завязанными глазами, на ощупь ученик должен отгадать и назвать предмет. (Das ist eine Gurke) За каждый правильный ответ – 1 очко. Если ученик добавляет ещё какие-то предложения, он получает дополнительные очки.

3) Игра “Угадай, кто я такой?” Каждый учащийся представляет какой-либо овощ. Он рассказывает о себе. Остальные должны угадать о чём идёт речь и дать ответ(Du bist eine Zwiebel)

4) Учащимся раздаются конверты. В каждом – набор слов. Из этих слов составляется предложение

5) Учитель произносит вслух начало или окончание предложения. Задание – дополнить предложение.

6) Учащиеся садятся вокруг стола, на котором раскладываются карточки с вопросами заполненной стороной вниз. По очереди берут вопросы, читают их вслух и отвечают на них. За правильный ответ – 1 очко.

7) Ещё один вариант игры “Угадай-ка!”. Ученик загадывает какой-либо предмет.Другие участники игры задают ему вопросы ,пытаясь угадать о чём идёт речь . (Ist das ein Gemuese? Ist es dick? Ist es rot? Ist es im Gemuesegarten u. s. w.)

8) Игра “Упрямец“ Учащиеся по очереди выполняют роль упрямца. Показывается картинка и называется предложение, например, Das ist eine Mohrruebe. Упрямец отвечает: “Nein, das ist keine Mohrruebe”.

9) Игра “Корзиночка“. Один ученик вызывается к доске. Ему выдаётся корзиночка с “овощами” и “фруктами”. Остальные учащиеся высказывают свои просьбы: “Gib mir, bitte, dein Apfel! ” или в виде зарифмовки:

Eins, zwei, drei, Birne, Birne, komm heraus!
Hurra! Hurra! Die Birne ist da!

10) Игра “Мы ждём гостей”. Учащиеся выполняют роли сказочных героев, готовятся к приёму гостей, хотят приготовить вкусные блюда (суп, компот, пирог, салат и т. д.)

Они отвечают на вопрос учителя: “Was nimmst du?”

11) Даётся набор слов, из них надо составить предложения, а из предложений – рассказ.

12) “Составь пословицу!” На карточках даются отдельные слова, написан также русский эквивалент пословицы. Задание – собрать пословицу. Например: wie, Ernte, Saat, die, so, die. Что посеешь, то пожнёшь / Wie die Ernte, so die Saat.

Безусловно, при изучении лексики по теме необязательно использовать все предложенные формы работ. Цель данной статьи – предоставить широкий спектр упражнений и дать учителю возможность выбора с учётом особенностей своего класса. Несомненно одно, что применение различных видов деятельности (фронтальная, парная, групповая) и нетрадиционных форм позволяет привлечь к сотрудничеству практически всех учащихся, предотвратить процесс забывания активного словарного запаса, пробудить интерес учащихся к изучаемой теме, а кроме того побуждает учащихся использовать освоенную лексику в речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании.