Путешествие по острову Имя существительное (повторение изученного об имени существительном)

Разделы: Русский язык


Цель:

  • систематизация и обобщение знаний учащихся о морфологических признаках имени существительного;
  • развитие умений правильно определять морфологические признаки имени существительного, правильно писать и употреблять имена существительные во множественном числе;
  • развитие умений применять правила написания О-Е после шипящих и Ц, И-Е в безударных падежных окончаниях имени существительного;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку и его богатствам;
  • воспитывать чувства патриотизма, а также уважение к матери и близким.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование:

Эпиграф к уроку:

Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего.

К.Д.Ушинский.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

Определение темы и цели урока.

По слогам твердим едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту… –
Так предлагают нам поэты
Задуматься о том, что говорим
О том, что сказано впервые,
О том, что помним, любим и храним.
Важный день сегодня и урок.
Цель наша – повторить, узнать и вспомнить,
А так же обобщить, запомнить, как стишок
Все правила о главной части речи –
Имени существительном.
Вместе сядем в катер, соберём рюкзак.
Карта, компас, лупа – как любой моряк –
Знания в багаж, почтовых голубей…
Пусть нам завидует Джек Воробей!..
У каждого из нас маршрутный лист,
На станциях нас ждут задания.
Должны мы остров сей пройти
И разгадать загаданное таяние.
Сей остров - Имя существительное -
Полон чудес, прекрасных тайн и муз
Пираты даже норовились заглянуть
А едем мы! Ну что, ребята, в путь?!

II. Синтаксическая пятиминутка. «Синтаксический причал». (см. Приложение 4)

Синтаксический причал
Нас непременно повстречал,
Задание припас для нас –
Должны исполнить в тот же час!
Маршрутный лист, перо в руке –
Работа синтаксическая.
Выполняем, но при этом –
Настроение лирическое.

Предложение.

В мамином сердце всегда горит любовь к малышу.

Вопрос 1.

Внимание ваше обращено
На предложение, в котором
Какой части речи особо полно?
Скажем?! Попробуем?!

(Имени существительного.)

Вопрос 2.

Чем в предложении чаще всего
Может быть существительное?
На этот причала вопрос
Ответьте незамедлительно!

(В предложении имя существительное чаще всего может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством; реже, сказуемым.)

Вопрос 3.

У причала неожиданно для нас
|Кто-то вот ещё припас задание –
Определить основу грамматическую,
Поставить и объяснить знаки препинания.

Мама – самое первое слово.

Мать – это чудо мира.

III. Повторение морфологических признаков имени существительного.

«Холмы Одушевлённости». (см. Приложение 5)

Вопрос 4.

Синтаксический причал покинув,
Выполнив задачи без ошибок,
Ждёт нас увлекательное путешествие
По острову удач, пятёрок и улыбок.
Маршрутный лист подсказывает нам
О том, что подошли к холмам,
Одушевлённости которых есть названье
И в них таится острова заданье.
Задание холмы дают такое –
И так же, как причал – двойное –
Назовите признаки морфологические
Имени существительного.

(Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, а также собственными и нарицательными.)

Задание второе у холмов. Вот его суть –
Имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые
В тексте найти и подчеркнуть.

Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Н. Рыленков.

«Дорога Любопытных». (см. Приложение 6)

Мы вышли на дорогу Любопытных.
Задание. Даны слова:
Орёл, серёжка, огонёк –
Составим словосочетания.

(Золотая серёжка, приветливый Серёжка; двуглавый орёл, древний Орёл, быстроходный «Орёл»; яркий огонёк, интересный «Огонёк».)

III. Правописание имён существительных.

«Дерево Вопроса». (см. Приложение 7)

Дорога Любопытных привела
Нас к сказочному дереву Вопроса,
Загадочная надпись на котором:
«Как изменяются сущ. имена?»

(Имена существительные изменяются по падежам и числам. Относятся к женскому, мужскому и среднему роду.)

Вопрос 5.

У древа острова не только каверзный вопрос,
Но и заданьице такое,
Что экипажу нашему задуматься всерьёз…
А дело, вот какое:
Даны слова, а нужно подчеркнуть лишь те,
Которым свойство быть в единственном числе,
И только! Только множественном быть!

Только мн.ч.: крестьянство, молоко, каникулы;

Только ед.ч.: очки, оттепель, рельс, ворота.

«Мыс Рода и Склонения». (см. Приложение 8)

Посидев под деревом Вопроса,
С лёгкостию выполнив заданья,
Подошли мы к мысу острова,
С весьма правописным названьем.
«Мыс Рода и Склонения» пред нами,
Вся красота природы на виду,
Маршрутный лист не потеряли.
Передохнули. Я задание прочту:
«Определить склонение и род
У данных существительных,
А так же придумать словосочетания
С зависимым прилагательным».

Женщина – милая женщина (ж.р., I скл.);

Картофель – крупный картофель (м. р., II скл.);

Рояль – белый рояль (м.р., II скл.);

Кофе – молотый кофе (м.р., II скл.);

Здоровье – крепкое здоровье (с.р., II скл.)

IV. Физминунка - «Источник здоровья». (см. Приложение 9)

Прошли пять станций мы,
Преодолели все преграды,
Отметили на карте сложный путь,
С которого нельзя никак свернуть.
Здоровье – это главное для человека.
На рынке, в магазине не купить.
Оно дороже золота, алмазов.
Мы каждый день обязаны здоровье укрепить.
«А что для вас здоровье на уроке?» -
Спросит пришелец с Марса иль с Луны.
Конечно, физминутка! Что ж ещё?!
Ведь это и пришельцы знать должны!

Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики,
Прыг-скок, прыг-скок –
Прискакали на лужок.

V. Повторение правописания имен существительных.

«Река Правописания». (см. Приложение 10)

Источник здоровья привёл нас к реке
С брегами отлогими… Прелесть!
Заданье такое: существительные поставить в том падеже,
Какого требует предлог. Прелесть!
На этом заданию не конец,
Его продолженье такое:
Выделить окончание,
Определить склонение и падеж.

К (гостиница) – к гостинице (I скл., Д.п.);

На (площадь) – на площади (III скл., П.п.);

У (избушка) – у избушки (I скл., Р.п.);

В (Россия) – в России (ж.р, В.п., на -ия);

К (матушка) – к матушке (I скл., Д.п.)

«Город Ь» (см. Приложение 11)

На этой безумно красивой реке
Стоит чудный град, где отныне
Растут дивны ягоды, пихты и пальмы,
Где всё фантастично едино.
Шумный город Ь –
Жители весёлые, умные,
Ждали они нас семь дней уже,
Приготовили задания трудные.
Гостеприимные, но строгие,
Без рифм и песен,
Без стихоплетства весело живётся,
Читаю в прозе, всё как есьм:

«Подберите к словам синонимы – имена существительные
с основой на шипящую. Немедля объясните написание
или отсутствие Ь на конце слов.
С уважением, жители Великого града Мягкости»

(Безветрие – тишь, доктор – врач, неправда – ложь, друг – товарищ.)

Ещё одно задание такое –
Есть перфокарта. В ней
Необходимо выяснить ли нужен
Знак мягкости в написанных словах.

(Свалилась с плеч, зелёный хвощ, золотой луч, послушная дочь, много луж, горечь обиды, мамина брошь).

«Поляна Ударений». (см. Приложение 12)

Неугомонный мегаполис,
Как хорошо, но шумно в нём.
Мы вышли за врата и очутились
В чуть «жуткой» тишине, безмолвии таком…
Поляна Ударений! Что за чудо?!
Как мило, трепетно кругом,
Но даже здесь мы не сложили карту,
Она подскажет нам задание потом.
Вопрос: Правописание, каких букв непременно
Всё в окончании имён,
Зависит от поляны... Ой! О чем я?
От постановки ударений в нём?

(Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Под ударением пишем букву О, а в безударном положении – Е).

Теорию вы знаете отлично!
А практику? – докажете сейчас.
Слова даны. Найдите только лишнее,
Условно подчеркните и выбор свой скорее объясните.

(Ключом, плащом, ножом, столицей, мячом, малышом, силачом, лучом).

«Гора Всезнаек». (см. Приложение 13)

В одно мгновенье мы с вами предстали
Пред сей горой, названье ей дано –
«Гора Всезнаек». Почему? Вопрос?
«…она является итогом
всех ваших крепких знаний на пути»
На эту гору просто все обязаны взойти!
И доказать могущество умений
Всей ловкости родного языка.
Дано предложение лирическое.
Произвести выделенного слова
Разбор морфологический.

По тому, как человек относится к матери, определяют, каков он.(произвести морфологический разбор выделенного существительного, «К матери»).

I К матери (к кому?) – существительное.

II Н.ф. – мать; одуш., нариц., ж.р., III скл., в Д.п., в ед.ч.

III Относится (к кому?) к матери.

«Озеро Души». (см. Приложение 14)

Наша дорога подходит к концу,
На станции самой последней,
На карте отмечена точка пути.
Внимание! Всё, что мы с вами прошли!
Теперь мы сможем без лести сказать,
Кто был самым умным? Отменно!
Кто не боялся все заданья выполнять?
Безукоризненно на вопросы отвечать? –
5 «А» - непременно! (см. Приложение 15)
Подсчитайте баллы, не спешите.
Вы старательно трудились - это так.
Но осталась станция Души…
«Озеро Души». Вперёд, моряк!
Выполняя все заданья на пути,
Вам встречалось близкое, родное –
Мама, Мамочка, Мамуля -
Это слово может мир спасти.
Как ёмко, как прекрасно это слово!
Сколько же тепла оно таит?!
Это древнее святое слово,
Этим словом каждый дорожит,
Маму нам беречь и защищать,
Холить и лелеять мамы руки,
Мамочку должны мы уважать,
Вырастем – не надо забывать,
Маме нужно счастие дарить,
В любой день и час её любить.
Посвятите маме те слова,
Что вы прям сейчас сказать хотите:
Матушка…Мамуля… Просто Мама…
Искренне скажите – подарите…

VI. Итог урока.

Путь пройден. Тайна разгадана.
Путешествие удалось.
Всё собрано. Вещи уложены,
Чтоб завтра нам всё же пришлось…
Пришлось и хотелось увидеться
В Великой стране Языка!