Цель классного руководителя:
- Воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
(ребенок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь повышать свой образовательный уровень, конструктивно взаимодействовать с социумом).
В начале учебного года в 6-м классе совместно со школьным психологом было проведено социометрическое исследование, в результате которого была выявлена следующая картина: в классе присутствуют две устойчивые группы, причем обе положительные, но постоянно конкурирующие между собой, что нередко приводит к конфликтным ситуациям в классе. Кроме того, в классе были выявлены два человека, так называемые «отверженные».
Выявляя причины этой ситуации, были проведены методики:
1. На определение привлекательности для школьника группы одноклассников.
2. На определения психологического комфорта в классном коллективе.
/В.П.Сергеева «Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы», Москва, УЦ «Перспектива»/.
Результаты этих исследований показали, что отверженные дети, по мнению одноклассников, безответственно относятся к учебным и внеклассным делам, их мало волнуют успехи класса и ситуативно оказывают помощь.
Результаты данного исследования, которое проводилось в течение трех лет, приведены в таблице.
Таблица 1
Результат |
|||
6 класс |
7 класс |
8 класс |
|
Лидеры |
2 |
2 |
4 |
Отверженные |
3 |
2 |
1 + 1 (вновь пришедший) |
Устойчивые группы |
2 |
2 |
1 |
Классным руководителем были выявлен ряд противоречий: между учениками внутри групп, между отдельными группами, между лидерами, между учащимися класса и «отверженными». Для разрешения противоречий были намечены пути их разрешения.
Пути разрешения противоречий:
1. Индивидуальные консультации со специалистами (психолог, социолог, сотрудники ЦСПСД) для детей, родителей и учителей предметников.
2. Отслеживание применения рекомендаций специалистов всеми участниками образовательного процесса через карту проблемного ребенка.
3. Привлечение к самоуправлению через разовые поручения.
4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через сотрудничество классного руководителя с «партнерами».
Партнеры классного руководителя.
Взаимодействие классного руководителя с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.
ЦСПСД (центр социальной помощи семье и детям) - проведение родительских собраний, индивидуальные собеседования с детьми, их родителями, с учителями-предметниками.
Инспекция по делам несовершеннолетних, СПС (социально-психологическая служба) в школе - работа с детьми, имеющими отклонение в поведении, проведение различных исследований, рекомендации взрослым, окружающим ребенка и отслеживание результатов совместно с классным руководителем.
Управляющий совет, родительский комитет – индивидуальная работа с детьми и родителями, учителями – предметниками.
Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТ), экскурсионное бюро, детско-юношеская спортивная школа –экскурсии, походы, соревнования, секции.
И это можно увидеть в результатах учебных достижений класса и участия в мероприятиях различного уровня.
Результаты учебных достижений класса
Талица 2
2004-05 (5 кл.) 25чел. |
% |
2005-06 (6 кл.) 25чел |
% |
2006-07 (7 кл.) 25 чел. |
% |
|
Успеваемость |
24 |
95,8 |
25 |
100 |
25 |
100 |
«отличники» |
3 |
12 |
3 |
12 |
2 |
8 |
«ударники» |
9 |
36 |
9 |
36 |
11 |
44 |
Средний балл |
3,97 |
4,1 |
4,13 |
Результаты участия в мероприятиях, направленных на сплочение коллектива.
Таблица 3
Год |
Название мероприятия |
Цель |
Результат |
Кол-во учеников |
2005 |
«Я не мыслю себя без Сибири» (метод. проект) |
1. Изучение истории края. |
2-е место |
19 |
2006 |
«Презентация наших достижений» (школьный проект) |
1. Формирование благоприятного нравственно- психологического
климата. |
1-е место |
22 |
2007 |
«Презентация наших достижений» (школьный проект) |
1-е место |
24 |
|
2007 |
«Движение – это здоровье» (совместный проект педколледжа и школы) |
1. Популяризация здорового образа жизни. |
1-е место |
27 |
Всего в 6 классе было 25, в 8 - 28 человек, 2 человека на индивидуальном обучении. При этом, как видно из таблицы, по мере возможности и состоянию здоровья они стараются быть с одноклассниками.
В классе один ученик состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
В класс он пришел из другой школы, и. как видно из таблицы 2, был неуспевающим. В данный момент успевает, повторных приводов в инспекцию не имеет.
В течение 6 и 7 классов оформляли портфолио класса, затем его электронный вариант использовали при защите в школьном проекте «Презентация наших достижений», где занимали 1-е места, (см. таблицу 3). В 8 классе вышли на оформление портфолио каждого ученика.
Важнейшим показателем работы классного руководителя, считаю занятость учащихся во внеурочное время, где также наблюдается позитивная динамика.
Таблица 4
6 класс |
7 класс |
8 класс |
|
Спортивные, туристические секции |
13 |
16 |
21 |
Художественно – эстетические школы, кружки. |
4 |
8 |
8 |
Военно-патриотические клубы. |
0 |
2 |
2 |
Предметные кружки, факультативы. |
12 |
16 |
18 |
Показанные результаты позволяют говорить о динамике количественного состава и сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.