Анализ деятельности классного руководителя

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель классного руководителя:

  • Воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.

(ребенок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь повышать свой образовательный уровень, конструктивно взаимодействовать с социумом).

В начале учебного года в 6-м классе совместно со школьным психологом было проведено социометрическое исследование, в результате которого была выявлена следующая картина: в классе присутствуют две устойчивые группы, причем обе положительные, но постоянно конкурирующие между собой, что нередко приводит к конфликтным ситуациям в классе. Кроме того, в классе были выявлены два человека, так называемые «отверженные».

Выявляя причины этой ситуации, были проведены методики:

1. На определение привлекательности для школьника группы одноклассников.
2. На определения психологического комфорта в классном коллективе.

/В.П.Сергеева «Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы», Москва, УЦ «Перспектива»/.

Результаты этих исследований показали, что отверженные дети, по мнению одноклассников, безответственно относятся к учебным и внеклассным делам, их мало волнуют успехи класса и ситуативно оказывают помощь.

Результаты данного исследования, которое проводилось в течение трех лет, приведены в таблице.

Таблица 1

 

Результат

6 класс

7 класс

8 класс

Лидеры

2

2

4

Отверженные

3

2

1 + 1 (вновь пришедший)

Устойчивые группы

2

2

1

Классным руководителем были выявлен ряд противоречий: между учениками внутри групп, между отдельными группами, между лидерами, между учащимися класса и «отверженными». Для разрешения противоречий были намечены пути их разрешения.

Пути разрешения противоречий:

1. Индивидуальные консультации со специалистами (психолог, социолог, сотрудники ЦСПСД) для детей, родителей и учителей предметников.
2. Отслеживание применения рекомендаций специалистов всеми участниками образовательного процесса через карту проблемного ребенка.
3. Привлечение к самоуправлению через разовые поручения.
4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через сотрудничество классного руководителя с «партнерами».

Партнеры классного руководителя.

Взаимодействие классного руководителя с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.

ЦСПСД (центр социальной помощи семье и детям) - проведение родительских собраний, индивидуальные собеседования с детьми, их родителями, с учителями-предметниками.

Инспекция по делам несовершеннолетних, СПС (социально-психологическая служба) в школе - работа с детьми, имеющими отклонение в поведении, проведение различных исследований, рекомендации взрослым, окружающим ребенка и отслеживание результатов совместно с классным руководителем.

Управляющий совет, родительский комитет – индивидуальная работа с детьми и родителями, учителями – предметниками.

Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТ), экскурсионное бюро, детско-юношеская спортивная школа –экскурсии, походы, соревнования, секции.

И это можно увидеть в результатах учебных достижений класса и участия в мероприятиях различного уровня.

Результаты учебных достижений класса

Талица 2

2004-05 (5 кл.) 25чел.

%

2005-06 (6 кл.) 25чел

%

2006-07 (7 кл.) 25 чел.

%

Успеваемость

24

95,8

25

100

25

100

«отличники»

3

12

3

12

2

8

«ударники»

9

36

9

36

11

44

Средний балл

3,97

4,1

4,13

Результаты участия в мероприятиях, направленных на сплочение коллектива.

Таблица 3

Год

Название мероприятия

Цель

Результат

Кол-во учеников

2005

«Я не мыслю себя без Сибири» (метод. проект)

1. Изучение истории края.
2. Воспитание любви к малой Родине.

2-е место

19

2006

«Презентация наших достижений» (школьный проект)

1. Формирование благоприятного нравственно- психологического климата.
2. Создание условий для успешного самоутверждения каждого ученика
3. Развитие детского самоуправления

1-е место

22

2007

«Презентация наших достижений» (школьный проект)

1-е место

24

2007

«Движение – это здоровье» (совместный проект педколледжа и школы)

1. Популяризация здорового образа жизни.
2. Воспитание чувства ответственности, взаимоподдержки, гордости.

1-е место

27

Всего в 6 классе было 25, в 8 - 28 человек, 2 человека на индивидуальном обучении. При этом, как видно из таблицы, по мере возможности и состоянию здоровья они стараются быть с одноклассниками.

В классе один ученик состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

В класс он пришел из другой школы, и. как видно из таблицы 2, был неуспевающим. В данный момент успевает, повторных приводов в инспекцию не имеет.

В течение 6 и 7 классов оформляли портфолио класса, затем его электронный вариант использовали при защите в школьном проекте «Презентация наших достижений», где занимали 1-е места, (см. таблицу 3). В 8 классе вышли на оформление портфолио каждого ученика.

Важнейшим показателем работы классного руководителя, считаю занятость учащихся во внеурочное время, где также наблюдается позитивная динамика.

Таблица 4

 

6 класс

7 класс

8 класс

Спортивные, туристические секции

13

16

21

Художественно – эстетические школы, кружки.

4

8

8

Военно-патриотические клубы.

0

2

2

Предметные кружки, факультативы.

12

16

18

Показанные результаты позволяют говорить о динамике количественного состава и сплоченности коллектива, о системе работы классного руководителя по достижению поставленной цели.