Введение.
Я работаю учителем с 1992 года. Работу свою люблю и уважаю. С удовольствием интересуюсь новинками и с радостью многое беру для себя. Работа с родителями, она увлекательна. Каждый родитель, который чувствует к себе внимание со стороны учителя, который видит отношение к своему ребёнку, он становится помощником. В таком коллективе одно удовольствие работать. Мне очень хочется поделиться своим опытом работы с родителями. Буду рада, если кому-то он пригодится.
Глава 1. «С чего всё начиналось?».
Проучив детей месяц, присматриваюсь к ним. Они в свою очередь за это время знакомятся друг с другом. У ребят начинают появляться общие интересы, симпатии, они начинают дружить. Именно в это время, на одном из классных часов, происходит деление детей на группы по интересам. Затем эти группы мы называем бригадами. Как это происходит? В каждом классе работают секции. Вот и мой класс не исключение. Определившись с интересами детей, я задаю вопрос; кто хочет заниматься спортивными делами в классе, а следить за чистотой и порядком в классе, а отвечать за наши комнатные растения, а быть классными художниками? Таким образом, без моего вмешательства дети сами делятся по интересам. В каждой бригаде, получается, по 6-7 человек. Затем дети выбирают бригадира. Объясняю, что бригадир- это тот человек, которому вы доверяете, и которого вы будете слушать. У нас 4 бригады и 4 бригадира. После того, как известны бригадира, дети выбирают лидера.
На первом родительском собрании знакомлю родителей с созданными бригадами, объявляю бригадиров и называю лидера. А дальше говорю о том, что эти бригады работают и среди родителей. И тот родитель, у кого ребёнок является бригадиром, он входит в состав родительского комитета. А тот родитель, у кого ребёнок является лидером, он становится председателем родительского комитета.
После выборов начинается активная работа и детьми, и с родителями. Приглашаю родительский комитет. Начинаю рассказывать о том, что какая будет жизнь нашего класса, во многом будет зависеть от них. Говорю, что два мероприятия: «23 Февраля и 8 Марта» проводить буду я. А ещё 4 мероприятия будет проводить каждая бригада. Следовательно, сейчас вам необходимо выбрать по 1 мероприятию. Предоставляю вниманию родителей различные сценарии, предлагаю осенью провести праздник «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ», зимой «НОВЫЙ ГОД». Как правило, родители включаются в работу, и каждый бригадир выбирает для своей бригады по мероприятию.
Первое мероприятие: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». Вечером приглашаю родителей для того, чтобы распределить обязанности между всеми. Из всех сценариев выбираем тот, который ближе нашим деткам. Одни родители между собой распределяют роли. Другие берут на себя оформление класса. Третьи будут заниматься чаепитием. Стараемся, чтобы на мероприятии выступил каждый ребёнок. Перед мероприятием, ответственная бригада, приходит раньше. Они расставляют столы, накрывают. После мероприятия, ответственная бригада, наводит порядок. Все родители к выполнению своих обязанностей подходят очень серьёзно. Оттого, наверное, в классе единый, сплочённый коллектив. Это коллектив родителей, которые стремятся только к лучшему для своих детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
Подробнее остановлюсь на мероприятии: «Новый год». За месяц до проведения, собираемся с родителями для обсуждения всех интересующих нас вопросов. В этом году - это были родители 4 бригады. Распределили обязанности, определились с собираемой суммой на подарки и на чаепитие, стали дружно работать. Одни поехали покупать подарки, другие взяли на себя ответственность готовить всё на чаепитие, третьи занялись оформлением класса, четвёртые устанавливали ёлочку, остальные отвечали за порядок в кабинете. Хочется отметить всех родителей, так как все к заданию подошли с большой ответственностью и энтузиазмом. Сценарий писали сами, тем самым, преподнеся мне сюрприз. До начала мероприятия я ход праздника не знала. Мне это был самый настоящий подарок, родители сделали всё сами. Праздник прошёл: на высоком уровне! (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
Что касается пап моих учеников, то они молодцы! Помогают всегда с удовольствием. С радостью принимают самое активное участие в том или ином мероприятии. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)
Все поездки, встречи, праздники обсуждаются с родительским комитетом. Затем бригадира по цепочке обзванивают свою бригаду, доводят до сведения то или иное решение. Перед окончанием учебного года в классе проходят перевыборы. Бригадир выбирает достойную себе замену, а лидер себе. Таким образом, эти перевыборы касаются и родителей. На последнем родительском собрании озвучиваются результаты выборов. На следующий учебный год работа начинается с начала. Хочется отметить, что мероприятия, которые бригада уже проводила, не повторяются. Бригадир выбирает другое.
Если подвести итог, то можно сказать следующее: родители моего класса заинтересованы в том, чтобы их дети и увидели, и узнали как можно больше нового. С этой целью мы часто посещаем различные выставки. Недавно родителями была организована экскурсия по нашему МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ. Ребята увидели, как и где шьют костюмы для артистов, как их гримируют, увидели оркестровую яму, получили колоссальное удовольствие от общения с этими удивительными людьми. Хочется добавить, что все мероприятия снимаются на видео камеру. У нас есть классный диск и альбом с фотографиями, который регулярно пополняется. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)
Глава 2. «Единство семьи и школы».
Я всегда говорю своим ученикам и их родителям о том, что наш класс- это одна большая дружная семья. Очень хочется, чтобы в этой семье царили понимание, тактичность, общий успех. В своей работе упор делаю на сплочение родителей в единомышленников. Поэтому моя задача заключается в следующем: создать союз учителя, родителей и ребёнка. Пусть в этой большой семье каждый найдёт себя и занятие по душе. Со своей стороны стараюсь, чтобы каждый мой ученик шёл в школу с радостью, создаю в классе тёплую, доброжелательную обстановку, в которой интересно и увлекательно учиться.
Одной из форм работы с родителями является проведение родительских собраний. К подготовке отношусь очень серьёзно. Считаю, что ругать родителей при всех не стоит, никогда этого не делаю. Может быть, поэтому на собрания приходят 20 человек из 27, а остальные отсутствуют по уважительной причине. На следующий день приходят обязательно.
С первого класса веду тетрадь родительских собраний. В ней записывается ход собрания, решения, также встречи родительского комитета, различные беседы. На одном из первых собраний знакомлю родителей с УСТАВОМ ШКОЛЫ, обращаю внимание на пункт, в котором говорится о правах родителей, а также их обязанности. Говорю о том, что надо быть взаимно вежливыми, и если по причине прийти на собрание не получается, следует предупредить. У каждого ребёнка есть своя папка, которая пополняется и ведётся постоянно. В ней находятся: техника чтения, первые письменные работы, тесты, то есть идёт диагностика. На собрании папки выдаю родителям, когда стали ставить отметки, то раздаю ведомость успеваемости. Поэтому, каждый родитель видит успехи своего ребёнка. Говорю общие результаты, веду обучение того, как правильно следует объяснять ту или иную тему, даю различные памятки, приглашаю психолога. Думаю, что мои родители на собрания ходят с удовольствием, не боятся того, что их при всех поругают. Веду индивидуальную работу с каждым родителем, приглашая в школу. С глазу на глаз обсуждаем любой вопрос и вместе находим решение.
Так как мои родители хорошо знакомы друг с другом, то на собрании они часто рассаживаются по бригадам для обсуждения того или иного вопроса. Например, перед собранием, тема которого была «Какие качества я хочу воспитать в своём ребёнке?». На одном из уроков мои ученики письменно отвечали на вопрос: «Какие качества я хочу в себе воспитать?» Просмотрев работы детей, и пригласив на собрание психолога школы, в очень интересном обсуждении мы провели собрание. Итог подвели сразу. Выяснилось, что мнения детей и их родителей совпадают. На каждом собрании стараюсь затронуть и потом обсудить ту или иную ситуацию. Хочу отметить, что родители с удовольствием высказывают свою точку зрения, прислушиваются к другим.
Заключение
За то время, пока мы вместе, единой и дружной семьёй мой класс назвать можно. И когда приходит время выпуска из начальной школы, стараюсь в стихотворной форме подвести итог, сказать заключительное слово.
Всё приходит и когда-то уходит,
Как первый учитель и первый урок.
Многое в жизни мимо проходит,
А многое толкает вперёд.
Мы печалимся и веселимся,
Обманываемся, но любим опять.
Жизнь - интересная штука,
Главное, никогда не унывать.
Идите вперёд ребята,
Стремитесь высоких вершин достать.
Учитесь и опять учитесь,
Вам в жизни нужно многое узнать.
Будьте вежливы и терпимы,
К себе, а также к другим.
Улыбайтесь, не грустите,
Помните, что завтра новый день.
За чёрной полосой,
Всегда наступит белая.
Знайте об этом всегда!
Поставьте цель
И станьте первыми,
А также хозяином
В судьбе своей.
Спасибо за глаза с искринкой,
За ласковый и звонкий смех.
Родителям тоже спасибо
За поддержку, понимание и общий успех.
Желаю всем добра и света,
Будьте в ладу самим с собой.
И пусть все звёзды, которые горят на небе
Всегда освещают наш путь земной.
Литература:
1. «Семья: 500 вопросов и ответов». Ред.-сост. Л. В. ПРОШИНА.- М. : Мысль, 1992.
2. «Новые родительские собрания: 1-4 классы». Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2006.
3. «Организация и содержание воспитательного процесса в школе». Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис - пресс, 2006.
4. «Справочник классного руководителя. 1-4 классы». Под редакцией И. С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007.
5. «Внеклассные мероприятия: 3 класс». Автор составитель: О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая, Л. П. Барылкина, Т. И. Цыбина. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.
6. «Большая книга игр и развлечений для детей и родителей». Авторы: Т. Я. Кедрина, П. И. Гелазония. – М.: Педагогика - ПРЕСС, 1992.