Цель:
- Дать представление о времени; познакомить с единицами измерения времени; учить определять время по часам и называть в зависимости от времени суток.
- Развивать произвольное внимание через объяснение; математическую речь через рассуждение.
- Воспитывать стремление экономить время, тратить его с пользой.
Оборудование: карточки с примерами; карточки со словами: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век; песочные часы; макеты часов; костюм «Минутки»; мультимедийное оборудование (м/м).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
(Бой Курантов)
- Что это за звон?
Куранты – старинное название башенных часов. Такие часы находятся на Спасской башне Московского Кремля.
Почему они сегодня пробили на нашем уроке, я думаю, вы сами обо всём догадаетесь.
- Урок сегодня необычный. А каким вы хотите, чтобы получился урок?
(интересным, загадочным, с трудностями)
- А вы мне поможете провести такой урок?
2. Актуализация знаний.
- Начнём урок с игры «Пересадки».
Правило игры: правильно ответив на вопрос, пересесть на освободившееся место. Первый пересаживается на место отсутствующего ученика или дополнительный стул.
- Сколько времён года вы знаете?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев содержит каждое время года?
- С какого месяца начинается год?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько дней в трёх неделях?
- Какой по счёту в году месяц май?
- Сколько дней в декабре?
- Сколько ясных дней было в декабре, если пасмурных и с переменной облачностью было 24 дня?
- Назовите одним словом: ночь, утро, день, вечер.
- Когда сутки короче: зимой или летом?
О какой величине шла речь?
Верно ли, что во всех вопросах говорится о времени?
Назовите тему нашего урока.
Правильно. Сегодня мы будем говорить о времени и о единицах его измерения. Будем учиться определять время по часам и называть в зависимости от времени суток.
Откройте тетради. Запишите число… Классная работа.
3. Работа над темой.
а) Единицы измерения.
- Назовите известные вам единицы времени (названия единиц прикрепляются на доску).
- Назовите единицы времени в порядке их возрастания.
секунда (сек.)
минута (мин)
час (ч)
сутки (сут.)
неделя (нед.)
месяц (мес.)
год (г.)
век (в)
- А сейчас предлагаю заполнить таблицу. Если неуверенны, заполните пропуски карандашом. Запишите свои варианты в тетрадь.
1мин = …сек.
1ч = …мин
1сут. = …ч
1нед = …сут.
1г. = …мес.
1в. = …лет
Проверка. Появляется таблица на м/м
- Эти знания вам необходимы для решения задач, для выражения времени в разных единицах измерения.
б) Работа над задачей.
Предлагаю решить задачу.
Винни-Пух был приглашён в гости к Ослику. 15 мин он добирался до домика Пятачка, 10 мин уплетал за обе щёки мёд, 5 мин рассматривал пустой горшочек, 10 мин советовался с мудрой Совой и 20 мин брёл с другом к жилищу Иа. Сколько времени потратил Винни-Пух, чтобы добраться до домика Ослика?
(Рисунок на м/м)
- Чтобы узнать, сколько потратил Вини-Пух времени, что необходимо сделать?
- Запишите решение в тетрадь.
15+10+5+10+20=60 мин
- Назовите ответ.
- Можно выразить в часах?
в) Воспитательный момент: о бережном отношении ко времени.
- Ребята, тратил ли, Вини-Пух, время напрасно?
- А вы когда-нибудь задумывались, сколько стоит 1 минута?
(Появляется девочка в костюме «Минутки»)
Я весёлая «Минутка».
Я на месте не сижу.
А что делается в мире
За минуту расскажу.
А вы знаете, что каждую минуту на заводе холодильников выходит более ста новеньких.
На кондитерской фабрике, только в одном карамельном цехе за 1 мин выпускают 78 кг конфет.
Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит один новенький автомобиль.
Ой, минутка пролетела.
Я спешу, а вы за дело!
- Спасибо «Минутка» за полезную информацию.
(«Минутка» уходит)
- Вот почему люди стараются экономить каждую минуту. Ведь каждая сэкономленная минута – это хлеб, молоко, новые книжки, телевизоры, автомобили.
- А у нас на уроке?
Новые знания!
- Что можете сделать за минуту вы?
Предлагаю вам за минуту решить примеры.
г) Закрепление знаний таблицы умножения.
Примеры на карточках. Переворачиваю песочные часы.
2 х 8 | 6 х 4 |
4 х 7 | 36: 6 |
12: 3 | 9 х 2 |
20: 4 | 5 х 7 |
3 х 6 | 7 х 3 |
- Кто успел решить все примеры?
Самопроверка. Ответы на м/м.
- Кто не сделал ошибок? Я за вас очень рада. Знание таблицы умножения очень важные знания в математике.
Физминутка.
Медленно стрелки
Обходят циферблат.
Быстро, как белки
Колёсики стучат.
В каждой минутке
По 60 секунд.
Бегут, бегут минутки
Играют и поют
д) История часов.
- Ребята, что за прибор мне помог отмерить 1 минуту времени, когда вы решали примеры?
Песочные часы.
- Это одни из первых старинных часов, которые дожили и до наших дней.
- А какие часы были самыми первыми?
Солнечные.
- В устройстве они были очень просты. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась и по её положению люди определяли время дня.
Но можно ли было по солнечным часам всегда узнавать время? Помимо песочных и солнечных часов использовали свечные, фитильные, водяные. Но все эти часы были неудобны, поскольку требовалось периодически заполнять сосуды водой и не забывать переворачивать колбочку с песком.
Самые первые механические часы с циферблатом и стрелками люди придумали около тысячи лет назад.
Нам сегодня трудно представить, что когда-то у людей не было часов. Сейчас без часов нам не обойтись, они с нами повсюду. Одни на стене, другие на столе, третьи в кармане, четвёртые на руке.
Одни круглые, другие квадратные. Есть часы величиной с горошину, а есть, что и в кармане не увезёшь.
Почти у всех часов есть циферблат и стрелки. Хотя теперь всё чаще появляются часы без циферблата и стрелок. Вместо них окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры, показывающие часы, минуты, секунды.
Демонстрация часов на м/м.
Нынче хронометр кажется старцем
Всюду часы электронные с кварцем.
И всё же, хоть время несётся стремительно,
Над прошлым не смейся,
Ведь всё относительно.
е) Работа с часами.
- Ребята, а вы умеете определять время по часам?
(Макет часов)
- Как называется маленькая стрелка?
Часовая.
Она проходит от одной цифры до другой за 1 час.
- Большая стрелка?
Минутная.
Она проходит от одной маленькой чёрточки до другой за 1 минуту.
- Какое время показывают часы? 2часа.
- А какое это время суток день или ночь? Новые сутки начинаются с полуночи. Сутки – отрезок времени с полуночи до полуночи.
- Как ты назовёшь это время, если посмотреть на часы днём?
Установите на своих макетах 9 часов. Покажите.
- Как назовёте это время, если посмотреть на часы вечером? 9 часов вечера, 21 час.
Установите 6 часов 30 мин. Покажите.
- Назовите вечернее время. 6ч 30мин, полседьмого вечера, 18ч 30мин.
Установите 3ч 10мин. Покажите.
- Назовите дневное время. 3ч 10мин дня, 10мин четвёртого, 15ч 10мин.
ё) Работа по учебнику.
С 133 №306 учебник И. И. Аргинская Математика 2 класс
4. Итог урока
- Получился у нас урок таким, каким мы его планировали?
Рефлексия: Ладони вверх, руки перед собой. Мысленно положите все знания, которые ты сегодня принёс с собой в левую руку, а всё, что узнал сегодня – в правую. Соедини руки одним хлопком, сказав при этом: «Да!»
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того, какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт,
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Я. Маршак
Берегите время, не тратьте его напрасно.
Заполняйте свои минуты и часы добрыми и умными делами.