Время и его измерение

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Дать представление о времени; познакомить с единицами измерения времени; учить определять время по часам и называть в зависимости от времени суток.
  2. Развивать произвольное внимание через объяснение; математическую речь через рассуждение.
  3. Воспитывать стремление экономить время, тратить его с пользой.

Оборудование: карточки с примерами; карточки со словами: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век; песочные часы; макеты часов; костюм «Минутки»; мультимедийное оборудование (м/м).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

(Бой Курантов)

- Что это за звон?

Куранты – старинное название башенных часов. Такие часы находятся на Спасской башне Московского Кремля.

Почему они сегодня пробили на нашем уроке, я думаю, вы сами обо всём догадаетесь.

- Урок сегодня необычный. А каким вы хотите, чтобы получился урок?

(интересным, загадочным, с трудностями)

- А вы мне поможете провести такой урок?

2. Актуализация знаний.

- Начнём урок с игры «Пересадки».

Правило игры: правильно ответив на вопрос, пересесть на освободившееся место. Первый пересаживается на место отсутствующего ученика или дополнительный стул.

- Сколько времён года вы знаете?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько месяцев содержит каждое время года?

- С какого месяца начинается год?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько дней в трёх неделях?

- Какой по счёту в году месяц май?

- Сколько дней в декабре?

- Сколько ясных дней было в декабре, если пасмурных и с переменной облачностью было 24 дня?

- Назовите одним словом: ночь, утро, день, вечер.

- Когда сутки короче: зимой или летом?

О какой величине шла речь?

Верно ли, что во всех вопросах говорится о времени?

Назовите тему нашего урока.

Правильно. Сегодня мы будем говорить о времени и о единицах его измерения. Будем учиться определять время по часам и называть в зависимости от времени суток.

Откройте тетради. Запишите число… Классная работа.

3. Работа над темой.

а) Единицы измерения.

- Назовите известные вам единицы времени (названия единиц прикрепляются на доску).

- Назовите единицы времени в порядке их возрастания.

секунда (сек.)
минута (мин)
час (ч)
сутки (сут.)
неделя (нед.)
месяц (мес.)
год (г.)
век (в)

- А сейчас предлагаю заполнить таблицу. Если неуверенны, заполните пропуски карандашом. Запишите свои варианты в тетрадь.

1мин = …сек.
1ч = …мин
1сут. = …ч
1нед = …сут.
1г. = …мес.
1в. = …лет

Проверка. Появляется таблица на м/м

- Эти знания вам необходимы для решения задач, для выражения времени в разных единицах измерения.

б) Работа над задачей.

Предлагаю решить задачу.

Винни-Пух был приглашён в гости к Ослику. 15 мин он добирался до домика Пятачка, 10 мин уплетал за обе щёки мёд, 5 мин рассматривал пустой горшочек, 10 мин советовался с мудрой Совой и 20 мин брёл с другом к жилищу Иа. Сколько времени потратил Винни-Пух, чтобы добраться до домика Ослика?

(Рисунок на м/м)

- Чтобы узнать, сколько потратил Вини-Пух времени, что необходимо сделать?

- Запишите решение в тетрадь.

15+10+5+10+20=60 мин

- Назовите ответ.

- Можно выразить в часах?

в) Воспитательный момент: о бережном отношении ко времени.

- Ребята, тратил ли, Вини-Пух, время напрасно?

- А вы когда-нибудь задумывались, сколько стоит 1 минута?

(Появляется девочка в костюме «Минутки»)

Я весёлая «Минутка».
Я на месте не сижу.
А что делается в мире
За минуту расскажу.

А вы знаете, что каждую минуту на заводе холодильников выходит более ста новеньких.

На кондитерской фабрике, только в одном карамельном цехе за 1 мин выпускают 78 кг конфет.

Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит один новенький автомобиль.

Ой, минутка пролетела.
Я спешу, а вы за дело!

- Спасибо «Минутка» за полезную информацию.

(«Минутка» уходит)

- Вот почему люди стараются экономить каждую минуту. Ведь каждая сэкономленная минута – это хлеб, молоко, новые книжки, телевизоры, автомобили.

- А у нас на уроке?

Новые знания!

- Что можете сделать за минуту вы?

Предлагаю вам за минуту решить примеры.

г) Закрепление знаний таблицы умножения.

Примеры на карточках. Переворачиваю песочные часы.

2 х 8 6 х 4
4 х 7 36: 6
12: 3 9 х 2
20: 4 5 х 7
3 х 6 7 х 3

- Кто успел решить все примеры?

Самопроверка. Ответы на м/м.

- Кто не сделал ошибок? Я за вас очень рада. Знание таблицы умножения очень важные знания в математике.

Физминутка.

Медленно стрелки
Обходят циферблат.
Быстро, как белки
Колёсики стучат.
В каждой минутке
По 60 секунд.
Бегут, бегут минутки
Играют и поют

д) История часов.

- Ребята, что за прибор мне помог отмерить 1 минуту времени, когда вы решали примеры?

Песочные часы.

- Это одни из первых старинных часов, которые дожили и до наших дней.

- А какие часы были самыми первыми?

Солнечные.

- В устройстве они были очень просты. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась и по её положению люди определяли время дня.

Но можно ли было по солнечным часам всегда узнавать время? Помимо песочных и солнечных часов использовали свечные, фитильные, водяные. Но все эти часы были неудобны, поскольку требовалось периодически заполнять сосуды водой и не забывать переворачивать колбочку с песком.

Самые первые механические часы с циферблатом и стрелками люди придумали около тысячи лет назад.

Нам сегодня трудно представить, что когда-то у людей не было часов. Сейчас без часов нам не обойтись, они с нами повсюду. Одни на стене, другие на столе, третьи в кармане, четвёртые на руке.

Одни круглые, другие квадратные. Есть часы величиной с горошину, а есть, что и в кармане не увезёшь.

Почти у всех часов есть циферблат и стрелки. Хотя теперь всё чаще появляются часы без циферблата и стрелок. Вместо них окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры, показывающие часы, минуты, секунды.

Демонстрация часов на м/м.

Нынче хронометр кажется старцем
Всюду часы электронные с кварцем.
И всё же, хоть время несётся стремительно,
Над прошлым не смейся,
Ведь всё относительно.

е) Работа с часами.

- Ребята, а вы умеете определять время по часам?

(Макет часов)

- Как называется маленькая стрелка?

Часовая.

Она проходит от одной цифры до другой за 1 час.

- Большая стрелка?

Минутная.

Она проходит от одной маленькой чёрточки до другой за 1 минуту.

- Какое время показывают часы? 2часа.

- А какое это время суток день или ночь? Новые сутки начинаются с полуночи. Сутки – отрезок времени с полуночи до полуночи.

- Как ты назовёшь это время, если посмотреть на часы днём?

Установите на своих макетах 9 часов. Покажите.

- Как назовёте это время, если посмотреть на часы вечером? 9 часов вечера, 21 час.

Установите 6 часов 30 мин. Покажите.

- Назовите вечернее время. 6ч 30мин, полседьмого вечера, 18ч 30мин.

Установите 3ч 10мин. Покажите.

- Назовите дневное время. 3ч 10мин дня, 10мин четвёртого, 15ч 10мин.

ё) Работа по учебнику.

С 133 №306 учебник И. И. Аргинская Математика 2 класс

4. Итог урока

- Получился у нас урок таким, каким мы его планировали?

Рефлексия: Ладони вверх, руки перед собой. Мысленно положите все знания, которые ты сегодня принёс с собой в левую руку, а всё, что узнал сегодня – в правую. Соедини руки одним хлопком, сказав при этом: «Да!»

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того, какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт,
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Я. Маршак

Берегите время, не тратьте его напрасно.

Заполняйте свои минуты и часы добрыми и умными делами.