Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом учебника.
Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой.
На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя.
Читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:
- умением желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
- знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
- умением найти нужную книгу и освоить ее содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом.
Сейчас, в век техники, дети стали меньше читать. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры-приставки. Родители жалуются, что ребенка трудно заставить читать. Я предлагаю детям для самостоятельного чтения книги. Но раз задала читать, то надо проверить. А как? Составляю кроссворды или викторины по прочитанным произведениям. Так как слова-ответы берутся из всего произведения, то сразу видно, кто из детей дочитал книгу до конца. Ученики стали читать книги и с удовольствием ждут дня, когда проводится урок внеклассного чтения, и предстоит работа с кроссвордами. Что это дает? Дети более внимательно стали прочитывать произведение, у них появляется интерес к большим произведениям, повышается техника чтения.
На уроке внеклассного чтения дети читают отрывки к иллюстрациям, пересказывают наиболее понравившиеся фрагменты, дают характеристики героям.
Итак, источниками повышения эффективности урока являются: интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей, учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений и навыков, своевременный активный отдых на уроке.
«Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах»,- считает Татьяна Молчанова, учитель средней школы №19 из города Старый Оскал Белгородской области, которая также применяет на уроках внеклассного чтения кроссворды.
Далее я предлагаю конспект урока внеклассного чтения.
«Где, что, как и почему?»
Книги Юрия Дмитриева о природе
Цели:
- расширить знания детей о жизни и творчестве Ю.Дмитриева;
- прививать любовь и интерес к природе, к чтению;
- развивать память, речь, мышление.
Подготовка к уроку: прочитать рассказы Ю.Дмитриева из цикла «Сказки про Мушонка и его друзей», «Обыкновенные чудеса».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка темы урока.
- Поэты и писатели обладают редким даром – не только видеть и чувствовать красоту окружающего мира, но и уметь донести эту красоту до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждый куст, каждое дерево рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, волшебную страну.
Сегодня мы будем читать замечательные рассказы детского писателя Юрия Дмитриева.
III. Вводная беседа об авторе.
- Юрий Дмитриев написал много книг для детей о живой природе. В 1976 году вышла его энциклопедическая книга «Большая книга леса». Эта книга о лесе и о каждом его обитателе. В ней вы найдете и рассказы, и сказки, и очерки, и маленькие заметки.
Книги Юрия Дмитриева воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что нас окружает.
Юрий Дмитриев пишет о защите природы, о сохранении мира на земле. Таковы все его произведения: и повесть «Необыкновенный охотник», посвященная замечательному немецкому ученому и писателю Альфреду Брему, и книга «Земля у нас только одна» - проникнутая призывом сохранить прекрасный мир природы, мир, без которого не может быть жизни на земле.
Мысль об охране и защите природы проходит и через все пять книг издания, которое называется «Соседи по планете». Это книги о насекомых и пресмыкающихся, о земноводных и птицах, млекопитающих, а главное - о людях, открывающих, изучающих, спасающих наших соседей по планете.
IV. Работа по произведениям (вопросы и задания по домашнему чтению).
- Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Сказки про Мушонка и его друзей».
- Понравились вам эти рассказы-сказки?
- Начинаем заполнение кроссворда.
- Отгадайте загадку: «Сидит в траве пушистый комочек – ушки прижал, глазками из стороны в сторону поводит и не шевелится?» (Зайчишка).
- Из какого рассказа этот герой? («Незнакомец на полянке»).
- Что нового узнали, прочитав этот рассказ? (Маленькие зайчата три дня после рождения не умеют ни бегать, ни прыгать. Им надо обязательно в это время сидеть тихо и не шевелиться. Тогда волк и лисица не увидят и не учуют зайчонка, даже если близко подойдут. Потому что пахучие следы у зайцев остаются, когда они бегают. А если заяц сидит смирно – запаха нет никакого.)
4. Кто знал, куда делся зайчик? (Шмель).
- И куда же делся зайчик? (Подрос и убежал: у него теперь быстрые ноги.)
2. Кто без крыльев летает? (Паучок).
6. При помощи чего летал паучишка? (Паутинки).
- Прочитайте, как паучишка летал.
- Может ли паучишка прилететь обратно? Почему?
(Нет. Взлететь-то может, а где сядет – не знает.)
5. Что делали жуки на старом дубе? (Спорили).
- О чем спорили? (Какой жук лучше.)
- Какие жуки участвовали в споре? (Жук-носорог, жук-олень, жук-слоник, майский жук, жук-бронзовка.)
- Что узнали интересного о жуках? Расскажите о достоинствах каждого жука.
- Какой жук не участвовал в споре? (Навозный жук.)
- Почему? (Ему нечем похвастаться.)
- Почему все лесные жители, увидав его или услыхав его жужжание, радуются? (Он – добрый вестник. Если летает над тропинками, над дорожками и полянками – значит, будет хорошая погода. А спрячется в норку – жди дождя.)
1. Какой цветок Мушонок назвал синим шалашиком? (Колокольчик).
- Кто помог Мушонку найти синий шалашик? (Бабочка.)
- Нужны ли родители мушатам? Почему? (Они могут летать, едва появляются на свет.)
- Почему колокольчик назван добрым цветком? (Всех пускал к себе синий шалашик.)
3. Кто по воде не бегает, а катается? (Водомерка).
- Из какого рассказа этот герой? ( Рассказ «Как Мушонок ноги выбирал».)
- Найдите в тексте и прочитайте, как передвигается по воде водомерка.
- Как описывает ноги жука-плавунца Юрий Дмитриев?
- Какие ноги у стрекозы? А зачем они такие? (Для того чтобы в воздухе легче было ловить всяких мух и комаров.)
- Что нового узнали о ногах кузнечика? Жука-жужелицы? Пчелы?
- Что приснилось Мушонку?
- Почему Мушонок решил, что его ноги самые лучшие?
- Какое слово было спрятано? (Чудеса.)
- Что обозначает слово «чудеса»?
- Где встретилось это слово? (Рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Обыкновенные чудеса»: «Тайна березок», «Бархатная дорожка., «Елкины иголки», «След белого человека., «Зеленое и желтое».)
Физкультминутка
- Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Обыкновенные чудеса». О каких чудесах говорит автор?
- Назовите главных героев рассказа «Тайна березок».
- Найдите в тексте и прочитайте, какие сравнения использует автор, описывая семена березок.
- Как вы думаете, в чем главная мысль этого рассказа?
- Какую тайну раскрывает Аленка в рассказе «Бархатная дорожка»?
- Почему зеленую дорожку автор называет «бархатной»?
- Какую тайну про елку узнала Аленка в рассказе «Елкины иголки»?
- Как автор рисует времена года? Какие краски дает он каждому сезону?
- Какое растение индейцы назвали «след белого человека»? (Подорожник)
- В рассказе «След белого человека» найдите и прочитайте, что автор говорит о подорожнике.
- Почему подорожник растет только у дороги?
- Почему это растение индейцы называют «следом белого человека»?
- Найдите в тексте и прочитайте, как расселяются растения.
- Кто помогает семенам путешествовать?
- Как автор объясняет Аленке, почему осенью листья на деревьях становятся желтыми?
- Какие сравнения использует автор в этом рассказе?
- Почему, несмотря на то, что листья пожелтели, и наступила осень, настроение в этом рассказе жизнеутверждающее?
V. Работа с выставкой книг.
Книги Ю. Дмитриева: «Большая книга леса», «Здравствуй, белка!», «Как живешь, крокодил?», «Необыкновенный охотник», «Человек и животные».
- Природа на протяжении всей истории человечества была основным источником существования людей. И люди эксплуатировали ее, не задумываясь ни о чем. И даже с гордостью объявляли себя завоевателями, покорителями природы. В течение долгого времени люди жили не в содружестве с природой, а как бы в постоянной борьбе с ней, не понимая, что природные богатства могут истощиться. И только недавно поняли: с природой не воевать надо, не покорять ее, а дружить с ней и беречь ее. Много бед натворили люди на нашей планете своими непродуманными действиями.
Вот об этом пишет Юрий Дмитриев. Его книги воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что тебя окружает.
Конечно, человек не может обойтись без всего того, что дает ему природа. И именно поэтому с природой надо заключить союз. Но, чтобы такой союз заключить, надо знать характеры и привычки обитателей природы, своих союзников: изучать их жизнь, много путешествовать и читать, встречаться с опытными, бывалыми людьми, надо быть добрым и терпеливым.
Юрий Дмитриев любит своих героев, ему симпатично все живое, окружающее его. И он убежден: каждый человек не только может, но и должен относиться к окружающему миру природы с интересом и уважением. Надо обязательно понимать роль и место животных и растений в жизни нашей планеты и, конечно, роль каждого растения и каждого животного, которых ты часто встречаешь, потому что в природе нет мелочей, из мелочей складывается главное. И еще Юрий Дмитриев хочет, чтобы люди не были только пассивными созерцателями, всем своим творчеством он призывает к активно-бережному отношению к природе.
- Сегодня на нашей выставке представлена книга рассказов Юрия Дмитриева под общим названием «Таинственный ночной гость». Это рассказы о животных, которые попадали в беду и обращались за помощью к человеку. (Рассматривание книги и иллюстраций).
- Из этой книги я хотела вам почитать первый рассказ, который называется, как и вся книга, «Таинственный ночной гость». Это история о маленькой синичке, которая, замерзая, обратилась за помощью к человеку. (Чтение рассказа учителем).
- Понравился вам этот рассказ? Скажите, какое настроение хотел передать автор? Какая главная мысль его рассказа?
- Мы с вами закончили чтение рассказов о природе Юрия Дмитриева. Думаю, что они вам понравились. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь к этому автору и самостоятельно прочитаете его добрые, смешные, грустные истории про животных, которые живут на нашей планете.
VI. Итог урока.
- Урок я хочу закончить словами Мушонка: «До чего же интересно жить в лесу!» Так и живет Мушонок – уже большой стал, а все не перестает удивляться лесным чудесам».
VII. Домашнее задание.
Кроссворд
Литература:
1. Молчанова Т. Уроки внеклассного чтения. Газета «Начальная школа». – М.: Издательский дом «Первое сентября», №41, ноябрь, 2003.