Судьба природы – наша судьба. Это не пустая фраза, не лозунг. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Успех в решении задач экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Помочь задуматься над взаимоотношениями природы и общества, призван курс «ЭКОЛОГИЯ». В основе преподавания любого предмета должна лежать проблема, а тем более в преподавании экологии, которая представляет собой науку о проблемах. В основу экологического образования легли следующие проблемы:
- защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
- сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ;
- охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека;
- преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.
В преподавании экологии использую методы различных уровней сложности. Например, эвристическую беседу планирую таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предыдущего. Приведу фрагмент эвристической беседы при изучении темы «Городская экосистема».
Учитель: Что называют экосистемой?
Учащиеся: Экосистема – это совокупность организма и среды его обитания.
Учитель: Приведите примеры экосистем.
Учащиеся: Лес, луг, поле, река.
Учитель: Каких типов бывают экосистемы. Примеры.
Учащиеся: Экосистемы бывают естественные и искусственные. Например, лес – естественная экосистема, а поле – искусственная.
Учитель: Тема нашего урока « Городская экосистема». К какому типу она относится? Почему?
Учащиеся: Город – это искусственная экосистема, потому что ее создал человек.
Учитель: Что представляет собой современный город? Доклады учащихся.
Учитель: Что входит в состав экосистем?
Учащиеся: Растения и животные.
Учитель: Где в городах встречаются растения?
Учащиеся: Лесопарки, парки, сады, газоны, скверы.
Учитель: Главное назначение растений в городе?
Учащиеся: Газообмен, декоративная функция.
Учитель: Где и какие в городе встречаются животные?
Учащиеся: Птицы, грызуны, насекомые, домашние животные, санитары, особая группа – спутники человека.
Учитель: Напомните главный закон экологии.
Учащиеся: Равновесие.
Учитель: Может ли природа сама поддерживать экологическое равновесие в городской экосистеме?
Учащиеся: Нет. Экологическое равновесие должен регулировать человек.
Учитель: Это главная особенность городской экосистемы. Человек регулирует:
- продукты питания, сырье, отходы, выбросы;
- размеры самой экосистемы.
Эвристическая беседа стимулирует у ребят активный интерес к изучаемому материалу, обучает последовательности в поиске решения проблемы.
Исследовательский метод. Ставлю проблемные задачи, а учащиеся решают их самостоятельно. Использую на обобщающих уроках, когда учащиеся получили определенную сумму знаний. В качестве примера приведу вопросы школьной игры «Что? Где? Когда?»
- Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
- Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
- Может ли природа быть учителем?
- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?
- Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
- Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?
- Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные домики?
При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности.
Высший уровень проблемного обучения представляет собой поисковый метод. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку проблем и их решение. Задачи учителя в этом случае – нацелить школьников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную активность. В ходе поискового обучения и формируется творческое мышление. Примером частично – поискового метода может служить фрагмент урока «Экологические связи».
Учитель: Вернемся к пищевым цепям. Выделите из пищевой сети одну цепь.
Ученики:
ЛИСА
ЗАЯЦ
РАСТЕНИЯ
Учитель: Как вы считаете, достаточно ли зайцу, одного растения, чтобы прокормиться?
Ученики: Нет, растений должно быть больше, чем зайцев.
Учитель: А чтобы насытиться и прокормиться лисе достаточно одного зайца?
Ученики: Нет, зайцев должно быть больше, чем лис.
Учитель: На что похожа наша схема?
Ученики: На пирамиду.
Учитель: А так как у нас урок экологии, то и пирамида будет называться «экологической». Сделайте самостоятельно вывод по экологической пирамиде.
Ученики: Растений должно быть больше, чем растительноядных животных, а растительноядных животных должно быть меньше, чем растений, но больше, чем хищников.
Учитель: Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
Уроки были разнообразны: они проводились в классе, на природе, уроки-экскурсии, заочные путешествия, практические уроки и домашние работы. Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры. Разнообразны были методы, приемы и средства обучения. На уроках дети читали стихи, рассказы, сказки разных авторов и сочиняли свои.
Ведущий метод при изучении нового материала – моделирование: создание графических и динамических схем и таблиц, отражающих те или иные явления. Моделирование помогает сформировать у учащихся представление об экологических связях.
Для усвоения правил поведения в природе использовала природоохранные знаки, которые изготовила с детьми на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. Уроки часто начинала с красивой музыки, стихотворения, рассказа, беседы, используя ТСО. Все это рождало у детей интерес и любовь к природе. Часть уроков были в форме заочных путешествий и экскурсий. Дети выступали в роли путешественников, врачей, геологов. Важной работой считаю поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы. Дети находят книги и статьи, по которым готовят сообщение, которое заслушивают на уроке, обсуждаем, проводим дискуссии и практически решаем посильные проблемы. Решать проблемы экологии помогали работы творческого характера, в частности сочинения на темы, вытекающие из программы: о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и о будущем планеты.
Отношение к окружающей среде – сплав знаний, чувств и действий. Это сложное образование, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Так, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка) содействуют художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности, умению выражать свое личное отношение к природе творческими средствами. На уроках окружающего мира у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы, воздействующем на нее с учетом познанных законов и закономерностей. Экологическая направленность этого курса позволяет учителю формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению, готовить к активным действиям по его охране и обогащению. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов (ресурсов) в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. Уроки физической культуры используются для того, чтобы закрепить полученные на уроках окружающего мира знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов, сформировать у детей гигиенические умения и навыки. А на занятиях по математике вопросы взаимодействия человека (общества) с окружающей средой находят отражения в текстовых задачах, используемых для работы по раскрытию вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и преумножения природных богатств. Для примера приведу конспект урока математики во 2 классе.
Тема «Случаи сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава числа», построенного на основе эколого-природоведческого материала.
Цели:
Познакомить со случаями сложения и вычитания, основанными на знании десятичного состава числа.
Закрепить знания таблицы сложения и вычитания в пределах 20, умение решать задачи известных типов и состав чисел до 20.
Расширить кругозор детей, пополнить запас экологических знаний.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядность: Магнитофон; фонограммы: «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Белочка», «Синяя песня»; карточки с буквами и цифрами; картинки: поезд, солнышко, дым; монеты, индивидуальные светофоры, геометрические фигуры, подставная доска, магнитная доска и магниты, картины: «Птичья столовая» и «Белки у гнезда».
Ход урока
I. Звучит фонограмма «Вместе весело шагать». Наш урок я неслучайно начала песней В.Я. Шаинского. Мы отправляемся путешествовать. Во время поездки мы повторим таблицу сложения, состав числа до 20, научимся решать новые примеры и узнаем еще много интересного. А куда мы поедем, догадаетесь, решив примеры, приготовленные для УСТНОГО СЧЕТА.
8+8=16 (к) | 12-8=4 (л) | 12-10=2 (ю) | 6+5=11(о) | 9+5=14 (м) | 13-7=6 (с) |
15-8=7 (н) | 12-7=5 (е) | 10+2=12 (р) | 12-2=10 (а) | 11-8=3 (В) |
Примеры решают, по очереди выходя к доске, весь класс сигналит светофорами. Решая примеры, дети переворачивают номера вагонов, соответствующие ответам, открываются буквы.
Открылась надпись: В лесном краю.
–Как вы уже догадались, мы поедем на сказочном поезде, но прежде надо заплатить за проезд.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
а) монеты: 50 копеек, 1 копейка. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: 50+1=51 51-1=50 51-50=1
в) У доски – дети:
20+5=25 | 50+2=52 |
25-5=20 | 52-2=50 |
25-20=5 | 52-50=2 |
- Что нам пришлось вспомнить, решая эти примеры? (Десятичный состав числа)
III. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ. Пока мы считали деньги, наш паровоз так надымил, что стало трудно дышать и солнышко нахмурилось. Как помочь солнышку?
1. Решим УСТНЫЕ ЗАДАЧИ, написанные на колечках дыма, воздух очистится и солнышко улыбнется.
1) Одна сова за ночь съела 7 мышей, а другая 8. На сколько больше мышей съела первая сова, чем вторая? (Справка: за год сова уничтожает 10 000 мышей, сберегая 20 т зерна, которое эти мыши могли бы съесть.)
2) Семья больших синиц за лето обслуживает 4 десятка яблонь, оберегая их от вредителей. Сколько десятков яблонь будут охранять 2 семьи синиц? (Справка: за день дятел уничтожает 750-900 короедов, кукушка – 40 гусениц, 40 кузнечиков, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернолеток).
- Вот и заулыбалось солнышко. А мы поехали дальше.
Музыкальная физ. пауза «Голубой вагон».
2. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ. Приехали. Пройдемся пешком. Как ведут себя в лесу?
(Дети вспоминают правила поведения в лесу). В чем польза леса? (Ответы детей).
Справка: ель живет 1200 лет, сосна – 600 лет, береза – 250 лет, рябина – 80 лет.
-Летом птицы помогали нам и деревьям. А зимой им самим нужна помощь. Как же помочь птицам? ( Развесить кормушки)
№2 с. 56 Картина «Птичья столовая».
Было - 6 синиц.
11 птиц
Прилетело - ?
- Что известно? (Было – 6, стало –11)
- Что надо узнать? (Сколько прилетело?)
- Выбираем действие. (Вычитание)
- Запишите решение и ответ. (Один ученик работает на подставной доске. Проверка)
3. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. Вставьте нужные знаки в неравенства. Идем дальше, а я продолжаю рассказывать вам о лесе и его обитателях:
а) Осина за сутки поглощает 66 литров воды, а береза – 60 литров. 66…60
б) Еж живет 10 лет, а заяц 8 лет. 10…8
в) Ворона живет 70 лет, а сорока 25 лет. 70…25
4. СОСТАВ ЧИСЛА 15. Картина «Белки у гнезда». Сучья пронумерованы.
- А кто это прыгает по веткам? Белки не могут попасть в свое гнездо. По каким сучьям они должны прыгать, чтоб добраться до гнезда?
Музыкальная физминутка «Белочка». Белки рады. Отдохнем вместе с ними.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Многие отдыхающие не берегут лес, бросают мусор. Нам встретилась замусоренная поляна. Поможем лесу, уберем мусор. Каждый будет работать самостоятельно. Если понадобится помощь – зовите. Сначала вспомните, при каком действии результат называется суммой? (Сложение) разностью? (Вычитание)
1 вариант: Выписать из № 4 с.56 суммы, найти их значения.
2 вариант: Выписать разности, найти их значения.
(Взаимопроверка, оценки друг другу карандашом. Проверка с подставной доской).
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Пора возвращаться.
- Где побывали? Кого встретили? Что нового узнали? Чему новому научились?
V*. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Давайте на прощание построим из геометрических фигур кормушку и птичку пригласим.
На магнитной доске из геометрических фигур строят кормушку.
-Какие фигуры использовали? Каких фигур было больше?
-Садимся в поезд. Путешествие закончилось. (Благодарю детей, ставлю оценки за урок).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с.56 № 1, 3.
Звучит «Синяя песня».
УРОК ОКОНЧЕН.
На всех своих уроках стараюсь:
усилить целенаправленность (четкая постановка целей),
усилить информативность обучения,
усилить мотивацию обучения,
вводить активные формы работы учителя и учащихся,
работать с учебной книгой.
Внеклассная работа. Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Учитывая личный опыт, уровень экологической культуры, возрастные особенности учащихся, составляю план мероприятий, куда включаю познавательные мероприятия.
Познавательные мероприятия по форме разделяю:
Групповые формы работы. Встречи со специалистами: работниками С/Х, инспекторами СЭС, «Музей природы на столе», экскурсии в природу, на производство. Просмотр диафильмов. Диспуты «Охрана природы в нашей стране»; дискуссии: «Нужны ли заповедники?»
Массовые формы работы. День птиц, Неделя леса. День экологических знаний. День Земли. Колокола тревоги.
Игровые формы работы. КВН, «Счастливый случай», «Что, где, когда?», деловые и ролевые игры (научная конференция, ученый совет, экспедиции).
Исследовательская работа. «Изучение воздействия человека на природу». В качестве примера позднее приведу фрагмент занятия «Мир вокруг нас», где исследуется деятельность человека и ее последствия.
Практические мероприятия. Подкормка животных, изготовление кормушек, борьба с мусором, работа на пришкольном участке.
Просветительские мероприятия. Оформлены стенды «Экология», «Красная книга», «Зеленые лекарства», «Природа и мы»; книжка – раскладушка «Знакомьтесь, экология». Радиопередачи. Выставки рисунков, работ из природного и бросового материала.
Фрагмент внеклассного занятия «Мир вокруг нас»
II часть. Раздаются сигналы SOS.
Земля: Я – Земля, я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети…Сил моих все меньше и меньше…
Ведущий: Земля, неужели ты можешь погибнуть?
Земля: У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и себя. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Я верю в ваши силы, ум и добрые сердца…
Ведущий: Земля, скажи, что мы должны сделать? (Пауза)… Молчит! Может быть, у нее уже не осталось сил, чтобы говорить с нами? Надо действовать самим.
Прислушайтесь, что сказала нам Земля, проложите дорогу к спасению… Где же эта дорога?
Класс делится на группы, каждая из которых получает задания:
Задание №1. Показать на динамической схеме, что произойдет, если:
Группа «А»: человек срубит все деревья в лесу?
Группа «Б»: люди будут мыть автомобили в лесу?
Группа «В»: люди осушат болота?
Задание №2. Разобрать поступившие жалобы от обитателей садов, лесов, огородов. Назвать жалобщика, решить, обоснована она или нет.
Группа «А»: «Ох, и не любят же меня люди! Голос мой им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?»
Ответ: Это сова. С1964 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето уничтожает 1000 полевок, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Группа «Б»: « На земном шаре нет, пожалуй, такого существа о котором рассказывают столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Обижают нас часто». Ответ: летучая мышь.
Группа «В»: «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в стороны, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
Задание №3:
Группа «А»: Защита запрещающего знака.
Группа «Б»: Защита предупреждающего знака.
Группа «В»: Расшифровка предложенных знаков.
В перерывах между заданиями проводятся:
песенная перекличка (песни о природе, растениях, животных)
конкурсы художников
конкурсы пословиц и поговорок о природе.
III часть. В заключении формулируются стихотворные правила поведения в природе:
Как пойдете вы в поход,
Помните, ребята,
Не разоряйте птичьих гнезд,
Стреляя из рогаток.
Консервных банок целый склад
В лесу не надо оставлять,
А надобно сейчас понять
Свалить все в кучу, закопать.
И муравейники в лесу
Вам трогать не пристало,
Ведь не хотите же всерьез,
Чтоб хуже людям стало.
Зимой, когда за окнами пурга,
Когда все мерзнут в холода,
Подумайте о птицах.
Добро сердец ваших потом
Воздастся вам сторицей.
Для этого нам надо постараться
Не забывать и выполнять
Все правила, придуманные нами
Начнем, друзья, сначала сами.
Единство человека с природой… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? По мнению В.И. Вернадского, «никогда человек не имел такого влияния на окружающую природу, как теперь, никогда это влияние не было так сильно и так разнообразно. Человек настоящего времени представляет собой геологическую силу»…
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.
Младшие школьники находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных экологических понятий. Чтобы научить ребенка сопереживать и размышлять, мы, педагоги, должны приложить все силы и использовать все доступные способы и методы. В противном случае сбудутся слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».