Учебно-исследовательская проектная деятельность как форма внеклассной работы по химии. Из опыта работы

Разделы: Химия


Метод учебного проекта становится все более популярным в современной школе. Особенно удачно он вписывается в систему естественно-научного образования, где учащиеся имеют возможность применить полученные в школе теоретические знания по химии, биологии, экологии, на практике, в процессе выполнения социально значимого учебного исследования.

Интегрированный химико-экологический курс “Вода. Жесткость воды” разработан и апробирован на базе факультатива по химии нашей школы.

Методики просты в исполнении.

Исследовательские проекты школьников, выполненные в процессе работы по данному курсу, были представлены на экологических научно-практических конференциях школьников Южного Подмосковья “Экополис – город будущего” в 2005-2007 г.г., Всероссийских фестивалях, в частности, фестивале исследовательских и творческих работ школьников “Портфолио 2005-2006, 2006-2007”, и Международных экологических форумах, таких, как “Зеленая планета” в 2006 г., где были награждены Дипломами участников и Лауреатов.

Нам хочется поделиться накопленным позитивным опытом в использовании такого метода, как учебно-исследовательский проект, мы представляем разработку одного из факультативных занятий и мультимедийную презентацию к нему.

Занятие было показано на городском Фестивале увлекательной науки, техники и культуры 3-4 января 2008г. Занятие освещалось в эфире Пущинского телевидения и в газете “Пущинская среда”.

Тема занятия: Определение общей жесткости водопроводной водыи исследование эффективности методов снижения общей жесткости.

Цель занятия: Определить общую жесткости водопроводной воды и исследовать эффективность методов снижения общей жесткости.

Задачи:

Экспериментальные

  1. Ознакомиться по литературным источникам с характеристикой качества питьевой воды “Общая жёсткость”;
  2. Определить экспериментально общую жесткость водопроводной, профильтрованной, вымороженной, прокипяченной воды. По соответствующим таблицам жесткости воды определить, к какому типу относятся исследуемые образцы;

Учебные

  1. По соответствующим нормативам ГОСТ определить физиологическую безопасность исследуемых образцов воды (соответствие оптимальному физиологическому уровню, ПДК – предельно допустимым концентрациям, директивным уровням ПДК);
  2. Сделать вывод о необходимости снижения содержания гидрокарбонатов кальция и магния в питьевой воде;
  3. Выяснить причину высокого содержания гидрокарбонатов кальция и магния в воде.
  4. Определить экспериментально общую жесткость воды после фильтрования бытовым фильтром, кипячения, вымораживания.
  5. Сделать вывод об эффективности снижения содержания гидрокарбонатов кальция и магния в воде различными методами.
  6. Сделать вывод об оптимальном методе снижения общей жесткости.
  7. Развитие аналитического мышления в ходе планирования и осуществления эксперимента.

Воспитательные

  1. Обучение умению работы в группах для достижения общей цели
  2. Формирование ситуации успеха и взаимопомощи у учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент, цели, задачи.

2. Теоретическая часть. Вода. Значение в жизни человека, показатели качества пресной воды, общая жесткость воды, ГОСТ. Мультимедиа презентация.

3. Экспериментальная часть. Правила ТБ. Работа в группах. Определение общей жесткости воды в образцах “Водопроводная вода”, “Вода после фильтрования”, “Вода после вымораживания”, “Вода после кипячения”.

4. Оформление результатов эксперимента: познакомиться с протоколом занятия, пояснить ход эксперимента, химическую сущность процесса. Оформление протоколов экспериментов. Определить степень снижения общей жесткости воды после кипячения, вымораживания и фильтрования. Составить диаграмму по полученным результатам, с помощью цветной бумаги на ватмане со шкалой “%” отобразить результаты экспериментов.

5. Выводы. Сделать выводы и записать их в протокол. Сделать рекомендации и записать их в протокол.

6. Итоги занятия

7. Оценка занятия

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕЙ ЖЕСТКОСТИ ВОДЫ

РЕАКТИВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ЖЕСТКОСТИ ВОДЫ

  1. Раствор ЭДТА (Трилон – Б) 0,1 н
  2. Аммиачный буфер: 2% по NH4Cl и 2% по NH3
  3. Индикатор эриохром черный – Т 0,5%

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ЖЕСТКОСТИ ВОДЫ

В 100 мл воды добавить 5 мл аммиачного буфера, 3-4 капли раствора индикатора, перемешать. Титровать раствором ЭДТА при перемешивании до изменения цвета индикатора.

ВЫЧИСЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

,

где Жо – общая жесткость воды в мг-экв/л;

а – расход ЭДТА в мл;

К – коэффициент нормальности раствора ЭДТА;

N – номинальная нормальность раствора ЭДТА;

V – объем пробы воды в мл.

Если для анализа взято 100 мл воды и К = 1, то при нормальности раствора ЭДТА 0,1 , V ЭДТА = Жо.

ХИМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

В щелочной среде (которая создаётся смесью аммиака и хлорида аммония) ЭДТА образует с кальцием и магнием прочное комплексное соединение, причём, поскольку соединение с кальцием прочнее, он связывается в первую очередь. Эриохром чёрный – Т образует с магнием розовое комплексное соединение. Когда весь магний связывается с ЭДТА, высвобождается свободный индикатор синего цвета.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕТНАЛЬНОЕ

  1. Образец тестируемой воды
  2. Колба 150мл
  3. Стеклянная палочка
  4. Цилиндр 100мл
  5. Пробирка с аммиачным буфером
  6. Шприц для титрования с раствором ЭДТА
  7. Штатив для пробирок
  8. Флакон с красителем

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

  1. Оборудование для мультимедийной презентации
  2. Ватман
  3. Цветная бумага
  4. Набор канцелярских принадлежностей

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА

  1. ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛА ТБ.
  2. Отмерить 100 мл исследуемой воды мерным цилиндром;
  3. Перенести воду в колбу
  4. Добавить 5 мл буфера из пробирки
  5. Перемешать стеклянной палочкой
  6. Добавить индикатор до розового окрашивания раствора
  7. Оттитровать раствором ЭДТА из шприца до синего окрашивания. Впрыскивать понемногу!
  8. Отметить объем ЭДТА, затраченный на титрование
  9. Записать результат в протокол.
  10. Сделать столбики для диаграмм, приняв общую жесткость водопроводной воды за 100 %, рассчитав % снижения жесткости каждым методом очистки. Прикрепить столбики на ватман.
  11. Написать выводы.
  12. Подписать протокол.

ПРОТОКОЛ ОПЫТА

№ п/п Задание Результат
1 Определить общую жесткость (водопроводной, профильтрованной, вымороженной, прокипяченной ) воды  
2 Рассчитать снижение общей жесткости после фильтрования, кипячения или вымораживания.  
3 Проиллюстрировать результаты графически: на листе ватмана с помощью столбиков из цветной бумаги  
4. Сделать выводы.

Какова жесткость водопроводной воды в Пущино?

К какой категории жесткости относится эта вода?

Соответствует ли оптимальной физиологической норме?

Превышает ли жесткость водопроводной воды в г. Пущино ПДК и директивную ПДК?

Какова жесткость воды после кипячения, фильтрования и вымораживания?

Снижают ли использованные приемы жесткость воды? На сколько процентов снижается жесткость воды при кипячении, фильтровании и вымораживании?

Какой из исследованных методов наиболее эффективно снижает жесткость?

Какой из способов снижения общей жесткости воды наиболее физиологичен?

Каковы Ваши рекомендации по снижению жесткости используемой дома воды?

 

Дата:     Подпись:

ОЦЕНКА ЗАНЯТИЯ

Для того, чтобы повысить эффективность проведения подобных научно-познавательных мероприятий, просим Вас оценить наше занятие по следующим пунктам:

Поставьте “+” в соответствующей графе

№ п/п Критерий оценки ДА НЕТ
1 Тема занятия актуальна для жителей нашего города    
2 Методики, используемые на занятии легки и доступны    
3 Получена новая информация    
4 Было интересно    
5 При скоординированной работе в группе цель достигается быстрее    

ЛИТЕРАТУРА

  1. ГОСТ 2874 – 82 “Питьевая вода”.
  2. Жилин Д.М. Школьная экспедиционная лаборатория для анализа природных вод. Руководство пользователя. Материалы Всероссийской научно – практической конференции “Человек на Земле”. Пущино, 2003.
  3. Кручилина М.Е., Александрова М.М., Кручилина Е.Ю. Химический анализ качества водных сред в центрах школьного экологического мониторинга. М. Некоммерческое партнерство “Содействие химическому и экологическому образованию”, 2003.
  4. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”. 1995.
  5. Шретер В. Химия. Справочник. М. “Химия”. 1989.