Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений.
Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации).
Место урока: 4-5 урок по теме “Создание презентаций” в 10-11 классе.
Технология: обучающая, проблемная.
Формы и методы, применяемые на уроке:
Формы:
- групповая,
- парная,
- фронтальная,
- индивидуальная.
Методы:
- наглядный,
- вербальный,
- практический,
- проблемно-поисковый,
Понятия: презентация, слайд, мультимедийные объекты, анимация, демонстрация.
Оборудование:
- компьютерный класс, оснащенный современной техникой, видеопроектор, экран, (интерактивная доска);
- на компьютерах установлена операционная система Windows XP (или другая) и пакет Microsoft Office;
- оборудование доски (тема урока, домашнее задание, новые термины);
- презентации к уроку;
- кроссворд, (приложение 1);
- раздаточный материал: инструкции к работе, карточки для групповой работы, домашнее задание;
- дискеты с домашним заданием;
Цели урока:
образовательные и развивающие:
1) конкретизировать понятие “анимация”, показать на конкретном примере применение анимации в презентации, организовать деятельность учащихся по овладению навыком настройки анимации в презентации;
2) способствовать формированию следующих компетенций учащихся:
- применение современных компьютерных технологий в практической деятельности;
- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию;
- самостоятельно ставить и пытаться разрешить проблемы;
- оперировать понятиями, изученными на уроке;
- осваивать технологию сотрудничества, методы групповой, парной и проектной работы;
3) способствовать развитию, у учащихся, творческого мышления, также формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий в практической и проектной деятельности;
воспитательные:
- воспитание информационной культуры учащихся;
- создание обстановки доверия, заинтересованности, активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.
План урока
I. Организационный момент.
- постановка целей урока;
- актуализация знаний.
II. Фронтальный опрос.
Устный опрос учащихся, проверка домашнего задания.
III. Работа в группах.
Решение кроссворда.
IV. Изучение нового материала.
Просмотр обучающей презентации 1, просмотр презентации 2 с обсуждением.
V. Задавание домашнего задания.
VI. Непосредственная практическая работа над проектом с компьютером.
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока.
Подготовительный этап.
В начале изучения темы “Создание презентаций” перед учащимися была поставлена проблема: создать презентацию к какому-нибудь предметному уроку.
Конкретную тематику проекта учащиеся выбрали самостоятельно исходя из собственных интересов, увлечений и возможностей.
В течение трех уроков они работали над созданием презентации по своей теме: планировали презентацию, выбирали оформление презентации и слайдов, заносили текст на слайды, вставляли в презентацию графические объекты, таблицы, рисунки, сканированные изображения и другое.
На этом занятии учащиеся должны овладеть умением настраивать анимацию в презентации ко всем используемым объектам.
Учащимся будет предложено доработать свои проекты в течение двух – трех уроков, после чего будет проводиться урок по защите проектов.
Ход урока
I. Организационный момент.
постановка целей урока, актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать на уроке вас, а так же наших уважаемых гостей!
Наш сегодняшний урок проходит в рамках изучения темы “Создание презентаций”. Каждый из вас работает над собственным проектом по созданию презентации к конкретному, выбранному вами уроку. Тему урока вы узнаете, если выполните следующее задание: решить анаграммы (в словах изменен порядок букв).
Какие слова зашифрованы?
- енпязтцеира (презентация),
- янтдмиосреац (демонстрация),
- манцииая (анимация).
Учитель: Итак, тема нашего урока – “Настройка анимации в презентации”. Мы должны познакомиться с понятием анимации, узнать, как настраивать анимацию на слайдах и применить полученные знания на практике при разработке своего проекта.
Домашнее задание: п. 8.3. из учебника Угринович Н.Д. “Информатика и информационные технологии 10 – 11 класс”.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, повторим материал предыдущих занятий.
II. Фронтальный опрос.
Учитель: Что такое презентация?
Ученик: Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты.
Учитель: Что можно получить в результате подготовки презентации?
Ученик: В результате подготовки презентации можно получить:
- печатный документ для раздачи присутствующим;
- кальки для кодоскопа;
- слайды для слайдоскопа;
- страницы заметок;
- презентацию в электронном виде.
Учитель: Что такое слайд?
Ученик: Слайд – это фрагмент презентации, в пределах которого производится работа над объектами презентации.
Учитель: Что такое мультимедиа технология в презентации?
Ученик: Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации в презентации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Учитель: Перечислите этапы создания презентации.
Ученик: 1 этап – планирование;
2 этап – выбор оформления и создание фона слайдов;
3 этап – создание текста на слайдах;
4 этап – вставка графических объектов, рисунков, таблиц и диаграмм;
5 этап – вставка звука и видеоклипов в презентацию;
6 этап - настройка анимации, 7 этап – демонстрация презентации.
III. Работа в группах.
Учитель: Прошу вас разделиться на группы. Каждой группе предлагаю выполнить следующее задание: решить кроссворд по изученной ранее теме. (Приложение 1).
Проверка кроссворда, выставление оценок в группе (с учетом устных ответов учащихся).
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Теперь мы переходим непосредственно к теме нашего урока – настройке анимации. Предлагаю посмотреть обучающую презентацию, которая поможет вам в дальнейшей работе.
Просмотр презентации (сопровождается объяснением учителя). (Приложение 2).
Учитель: К этой презентации прилагается инструкция по настройке анимации в презентации, которой вы можете пользоваться. (Приложение 4).
При использовании анимации на слайдах следует обращать внимание и на эстетическое оформление. Просмотрите следующую презентацию и отметьте все недочеты, допущенные при выборе настроек анимации.
Просмотр презентации. (Приложение 3).
Обсуждение.
Учитель: Какие недочеты вы заметили при просмотре этой презентации?
Ученик: Перечисляют недочеты.
Учитель: Делаем вывод: при настройке анимации надо учитывать следующие требования (изложены в инструкции):
- порядок следования объектов (заголовок, подзаголовок, графический объект, текст);
- одна анимация не должна перекрывать другую;
- текст должен быть читаемым;
- изображение на слайдах должно быть отчетливым и простым;
- при использовании анимации избегайте затягивания, в результате которого снижается интерес к демонстрации.
V. Домашнее задание.
Дополнительно к теоретической части домашнего задания, которое учащиеся уже получили, им предлагается выполнить практическую часть: настроить анимацию к презентации, которую учащиеся обсудили с учетом всех замечаний. (Домашнее задание с презентацией раздается на дискетах, задание на листках). (Приложение 5).
VI. Практическая работа над проектом за компьютером.
Учитель: Прежде чем перейти к выполнению практической части, вспомним, как правильно работать за компьютером.
Ученик:
- сидеть надо так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь можно было пользоваться клавиатурой и воспринимать информацию, передаваемую на экран монитора;
- работать за компьютером надо на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь;
- ученикам, имеющим очки для постоянного ношения, - в очках.
Учитель: Переходим к практической работе с компьютером. Откройте свои презентации и настройте анимацию на готовых слайдах с учетом всего вышесказанного. В своей работе используйте инструкцию по настройке анимации.
В ходе работы необходимо провести гимнастику для глаз.
Во время работы над проектом учитель наблюдает за работой учащихся, корректирует и направляет их деятельность, одновременно оценивая уровень применения полученных знаний.
VII. Рефлексия, (2 мин).
Учащимся раздаются карточки (приложение 4), в которых они заполняют первый столбец терминами по теме урока, после чего обмениваются карточками с соседом по парте, который должен записать определения к этим терминам. Вновь обмен карточками и проверка заполнения учащимися самостоятельно.
VIII. Подведение итогов урока, (3 мин).
Учитель: В процессе работы над проектом вы получили оценки. С учетом оценок за групповую работу с кроссвордом, за устные ответы и практическую часть вы получаете следующие оценки (учитель называет оценки за урок).
А сейчас я предлагаю вам посмотреть наиболее удачную, на мой взгляд, презентацию с настроенной анимацией. (Просмотр презентации одного из учеников.)
Всем спасибо за урок, до свидания!