Урок-путешествие по стране "Кислоты"

Разделы: Химия


№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
  Девиз урока: Кто ищет, тот всегда найдет.

Цели урока.

  1. Образовательная - расширить понятие о кислотах и их свойствах.
  2. Развивающая - уметь находить общее в указанных веществах, отличия и особенности.
  3. Воспитательная - показать могущество человека над природой и правильное ее использование.

Реактивы и оборудование: опорная схема “Классификация кислот”, пузырьки с кислотами, формулы- карточки, индикаторы, щелочи, цинк, пробирки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Представим себе, что мы с вами путешественники, которые попадают в страну кислот. Со страной кислот у нас была небольшая встреча, и мы кое-что про эту страну уже знаем. Итак, что мы знаем о стране кислот?

 
УЭ-1 Среди перечисленных веществ найдите формулы кислот, назовите их и проставьте валентности кислотных остатков.

H2O, CuO, Cu(OH)2 , HCl, AlCl3, H2SO4 , HNO3, ZnSO4 , H2CO3, Na3PO4 , H3PO4 , H2S, HF, H2SiO3, H2SO3.

Работаем индивидуально.

(1 балл)

  1) Ответьте на вопросы:
  • Какие вещества называются кислотами?
  • Что общего во всех этих формулах?
  • Как определяется валентность кислотного остатка?
  • Чем отличаются эти вещества друг от друга?
Работаем в парах.

(2 балла)

  Какие бывают кислоты?

Опорная схема: “Классификация кислот”.

3) А знаете ли вы кислоты, которые встречаются в природе?( ученики рассказывают о молочной, яблочной, щавелевой, муравьиной кислот)

Работа у доски со схемой №1

Работаем в группах.

(1 балл)

  Что мы знаем о физических свойствах кислот?

Какую технику безопасности необходимо соблюдать при работе с кислотами и щелочами?

Вспомни и расскажи. Работаем в группах.

(2 балла)

УЭ-2

Исследовательская часть

 
Опыт 1. К нам в школу недавно поступили вещества из неизвестной страны, но при перевозке надпись стёрлась, но мы предполагаем, что это – кислоты. Как это проверить? Работаем в парах

(1 балл)

Опыт 2.

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

А с какими веществами могут реагировать кислоты?

Вывод: Кислоты взаимодействуют:

А)....;

Б)....;

В)....;

Г)....;

Д).....

Работаем в парах.

Выполни, напиши уравнения реакций, проставь валентности кислотного остатка и запиши выводы в тетрадь.

(5 баллов)

  “Расшифруй сказку”

“Дружили Соляная кислота и Щелочь-Гидроксид Натрия. Однажды Соляная кислота пригласила в гости подругу. Щелочь одела своё фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.

- Давай, поможем им – сказала Кислота и сразу задумалась.- А как?

- Я знаю, как им помочь!-воскликнула Щелочь.- Объединим мою ОН-группу и твой водород.

С удовольствием согласилась Кислота. Вода- эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек”.

Работаем индивидуально.

Запиши содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назови тип реакций.

(2 балла)

УЭ-3 Заключительная часть урока.  
А)

Б)

В стране кислот обнаружена рукопись, где стояли какие-то знаки и черточки:

= CrO4; = S; - MnO4; -Br; = SO4; -F; ? PO4; ?AsO4.

Что бы это значило?

А ещё у нас заблудились вещества.

Fe +…—> FeCl2 + H2^

Fe2O3 + HCl —> …+…

Ag + HCl —> …+…

KOH +…—> KCl + H2O

Работаем индивидуально.

За каждое правильно выполненное упражнение – 0,5 баллов, всего – 4 балла.

Работаем в парах.

Восстановите по химической дорожке недостающие вещества в уравнениях.

За каждое правильно написанное уравнение 0,5 б

УЭ-4

УЭ-5

Итоги урока.

Какая тема была сегодня на уроке?

Чему учились на уроке?

К какому выводу пришли?

Как оцениваете свою работу?

Давайте подсчитаем количество баллов, которые вы получили за урок и выставим себе оценку. Молодцы!

Задание на дом: § 16.

Осуществи следующие превращения:

P —> P2O5 —> H3PO4 —> Na3PO4

Всего на

“5”-20баллов

“4”-16 баллов

“3”-12 баллов

“2”-6 баллов