Задачи:
- закрепить навыки различия звуков (К, К');
- развивать навыки фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа;
- формировать связную речь на примере словосочетаний и фраз;
- учить согласовывать существительные с прилагательными, глаголами;
- формировать общую и мелкую моторику;
- развивать тактильные, зрительные представления, внимание, мышление, память;
- воспитывать в детях чувства сопереживания, взаимовыручка.
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас на занятии гости. Давайте подарим им свои улыбки и скажем: “Доброе утро”
1. Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяца.
- Правильно ли расставлены осенние месяцы? (нет)
- Расставьте правильно и скажите, почему вы так сделали?
2. Упражнение на развитие мелкой моторики. Покажите на пальцах и скажите какие изменения произошли в природе осенью?
- солнце мало греет, часто прячется за тучи;
- часто идут дожди;
- птицы улетели на юг;
- исчезли насекомые (жучки, бабочки);
- медведь, еж готовятся к зимней спячке;
- заяц, белка меняют свою шубку.
3. Упражнение на дыхание.
Дети рассматривают последний оставшийся листок на дереве и помогают его сдуть (листок оказался волшебным).
- Что же на нем написано?
Есть на свете очень милый,
Очень добрый и игривый,
Чудный человечек.
Он живет в дали от нас
Очень дети любят вас
Часто прилетает
В игры с вами поиграть.
(Дети отгадывают – это Трын-Трынчик).
- А где же сам Трын-Трынчик?
II. Сообщение темы занятия.
1. Релаксационная пауза.
- Ребята, представьте, что мы с вами очутились в лесу на полянке. Закройте глаза, расслабьтесь, что же вы сейчас услышите.
Дети слушают космическую музыку. Затем открывают глаза и видят, что прилетела ракета.
Трын-Трынчик рассказывает детям, что он прилетел к своим друзьям, но не может их найти, так как злая Старуха Буквозуба заколдовала их. Он просит ребят о помощи.
- Ребята, только ваши волшебные знания помогут мне найти друзей.
Ребята соглашаются помочь Трын-Трынчику.
На чем прилетел к нам Трын-Трынчик? – на ракете.
А как еще можно назвать ракету? – космический корабль:
а) С какого звука начинается слово космический корабль – со [К] (характеристика звука, артикуляция звука [К'])
б) Кто назовет братика звука [К] —>[К']. Что общего у них? – согласные, глухие, обозначаются буквой (КА)
А чем отличаются? – один , другой .
3. Замените 1 звук в слове Трын-Трынчик на звук [К].
Трын-Трынчик - Крын-Крынчик
Голова (чья?) - Крын-Крынчиковая
Туловище (чье?) - Крын-Крынчиковое
Ноги (чьи?) - Крын-Крынчиковые
III. Найдите эти звуки среди братьев
В “Пальчиковом бассейне” звуковички спрятали букву, которой на письме обозначаются звуки [К, К']. Оба эти звука живут в одной букве Ка.
а) Сколько букв вы нашли?
- Расскажите о каждой из них.
- Чем они отличаются?
б) Юра, ты птичка, покажи как птичка острым клювом напишет эту букву в воздухе.
в) письмо буквы на руке, спине.
г) выкладывание буквы из палочек.
IV. Ребята, вы не забыли, что нам нужно найти друзей Крын-Крыныча и расколдовать их?
Тогда начинаем колдовать.
а) игра “Наоборот”
ка – кя ко – кё ку – кю ак –акь кы – ки ок – окь
б) Повтори чистоговорку
Ок – ок – ок – мы зашли в лесок.
Олк – олк – олк – по лесу бродит волк.
Айка – айка – айка – под кустом сидит зайка.
Елка – елка – елка – в дупле белка.
Ук – ук – ук – грызет орехи бурундук.
2. А где же мы будем искать диких животных? Почему их так называют – дикими?
а) Дети идут в лес, расчищая дорогу от сухих веток (предупреждение оптической дисграфии)
б) Ребята, в названии каких животных слышится звук [К]?
Назовите животных так, чтобы в их названии тоже слышался звук [К].
в) З.Б.А. слов
Сколько слогов в слове?
Назовите 1, 2 слог…
На который по счету слог падает ударение?
г) Игра “Скажи так”
Медвежья голова и медвежий хвост.
Зайчья голова -….
Лисья …
Кабанья…
Мышиная…
Беличья….
3. Дети слышат мяуканье кота. А это какое животное? Почему? Какой звук слышится в начале слова? [К] – твердый. Назовите кота так, чтобы звук [К] стал мягким. (киска).
а) А как вы думаете, куда сейчас пойдет кот с киской?
Старуха – Буквозуба стерла нижнюю часть слова
б) Что нужно с собой взять, чтобы отправиться в магазин?
Игра “Чудесный мешочек” (в мешочке буквы К, У, М, С, А, дети их наощупь отгадывают, а затем составляют из них слово - сумка)
в) Изограф: А вот и сумка. Покажите буквы из которых нарисована сумка.
4. Игра “Магазин”
Кот выбирает продукты с [К], а киска – с [К']
К: конфеты колбаса
капуста
кабачок
лук
К': килька кекс
кетчуп
кефир
кисель
V. Итог. Молодцы ребята! Благодаря вашим знаниям чары злой Буквозубы рассыпались, и мы помогли Крын – Крынычу найти и расколдовать друзей.
- Ребята, вам понравилось занятие? Какие качества вам пригодились, чтобы найти и расколдовать друзей Трын – Трынчика (находчивость, знания, смекалка, взаимовыручка).
- Ребята, мне так приятно было с вами работать. Я с нетерпением буду ждать следующей с вами встречи