Урок-дебаты по информационным технологиям

Разделы: Информатика


Предмет: Информатика

Раздел: Социальная информатика

Класс: 11 (10 учащихся в подгруппе по информатике)

Для проведения данного занятия необходимо 2 спаренных урока по 40 минут.

Цели урока:

  • Обучающие: овладеть новыми знаниями о влиянии информационных ресурсов и технологий на социально – экономическое и культурное развитие общества, обосновать основные составляющие информационной культуры человека.
  • Развивающие: развивать логику учащихся, лингвистические и творческие их способности, формировать системное видение проблемы, формировать видение взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения. Учить самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по конкретной проблеме.
  • Воспитательные: формировать у учащихся культуру спора, терпимость, признание множественности подходов к решению проблемы, формировать самостоятельность оценок.

ТСО: ПК, мультимедийный проектор, экран (для представления аргументов сторонами).

Используемые технологии: Дебаты Карла Поппера (школьные дебаты).

Тема дебатов: "Компьютерные информационные технологии ведут к бездуховности и потере культуры в обществе".

Оформление доски: На доске записана тема дебатов, а также три основных принципа дебатов, которых должны придерживаться все участники дебатов:

Принцип первый: Атаковать аргументы оппонентов, но не самих оппонентов.

Принцип второй: Быть честным во всем, уметь признать ошибку.

Принцип третий: Проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа.

Этапы проведения урока:

1. Подготовительный:

  • организационный этап;
  • сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;
  • формирование команды;
  • решение организационных вопросов

Тема объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю всем учащимся.

Определяются составы команд (лучше по желанию, в противном случае – по жребию).

(Команды могут быть определены и непосредственно перед игрой)

Дома игроки нарабатывают как защиту, так и опровержение темы.

В ходе обсуждения участникам команд предлагается записать аргументы своей команды в левый столбец таблицы, а возможные аргументы оппонентов – в правый.

Наши аргументы (3-4 аргумента) Аргументы оппонентов (3-4 аргумента)
Создание аргумента:

Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой)

Объяснение: (подробно объясните причину)

Обоснование: (содержит доказательства)

Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину)

Создание аргумента:

Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой)

Объяснение: (подробно объясните причину)

Обоснование: (содержит доказательства)

Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину)

Запишите вопросы, которые вы могли бы задать оппонентам по содержанию их речи:

Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме (определения необходимы как отправная точка дебатов, иначе может получиться, что команды имеют в виду разные вещи, обозначаемые одним словом). Учитель предлагает такие понятия: информационные технологии, культура, духовность, цивилизация, цивилизованный. Эти понятия должны быть определены обязательно, остальные понятия определяются по мере необходимости самими командами.

Термины Определения Источники
Информационные и коммуникационные технологии Совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.:БИНОМ, 2005.
Глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад. Михаил Делягин, д.э.н. общественный директор Института проблем глобализации. Общая теория глобализации. АПН
Культура Философ: Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданные и создаваемые нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции и т.д. Часто термином “культура” характеризуется определенная историческая эпоха: “культура средневековья”, “современная культура” и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

Студент-ботаник: Слово “культура” восходит к латинскому cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это определенный исторически уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурология.

Домохозяйка: Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохими манерами.

Иллюстрированный энциклопедический словарь (2- CD, Издательство “Большая Российская энциклопедия”)
Духовность слово "духовность" происходит от слова "Дух", которое в православно-византийском контексте означает именно Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы. Поэтому "духовность" с первых веков христианства понималась именно как опосредованное проявление действий Святого Духа в разнообразной сфере человеческой деятельности.

словом "духовность" будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит в себе отпечаток воли Божества.

Игнатий Брянчанинов. Собрание писем., М.- СПб., 1995, c. 473, 453-454
Цивилизация (от латинского civilis – гражданский, государственный),

  1) синоним культуры.

  2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

  3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

  4) В некоторых социальных теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и другие).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Энциклопедия www.km.ru

Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д.

В начале урока вводная беседа учителя с сообщением темы и целей урока.

На экран спроецировать при помощи медиапроектора определения, найденные по теме. Уточнить определения. Представить судью и таймкипера. (10 мин)

2. Принятие групповых правил

Заранее (до урока, а лучше, на подготовительном этапе) раздать каждому памятки с критериями:

Что оценивают Критерии оценивания
Выступление спикера
  • ролевое соответствие
  • соответствие теме
  • структурированность выступления
  • доказательность и убедительность, логичность, культура речи
  • грамотность анализа ситуации
  • соблюдение регламента выступления
  • уместность цитирования
Полемика

(ответы на вопросы)

  • ролевое соответствие
  • адекватность ответа, соответствие ответа вопросу
  • аргументированность, обоснованность ответа
  • грамотность и культура речи, эмоциональность , свобода речевого общения
  • корректность отвечающих на вопросы
  • выражение собственной позиции
Полемика

(постановка вопросов)

  • ролевое соответствие
  • соответствие теме
  • адресность
  • активность команды
  • качественная характеристика вопросов (грамотно сформулированный, продуктивный, интересный, направленный на попытку понять позицию другой стороны)
  • корректность

3. Дебаты

На этом этапе и происходят собственно дебаты.

4. Аналитический:

- получение обратной связи (опросы, беседа)

- подведение итогов

Участники Дебатов

Две команды по 4 учащихся из класса, которых называют спикерами. Одна команда защищает тему игры, она называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3, У4, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1, О2, О3, О4.

Судья – приглашенный со стороны, (например, выпускник 1997 г. нашей школы, окончивший механико-математический факультет СамГу). Он решает, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций. Он заполняет протокол, указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию, комментирует свое решение, обосновывая его.

Таймкипер – учащийся из этого класса, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер – учитель информатики. Его роль следить за соблюдением участниками своих ролей, не допускать искажения смысла и структуры игры. Он следит, чтобы сохранялась позитивная атмосфера игры.

Учителю следует стимулировать подготовку к дебатам, но не создавать аргументов самому.

Тренер (учитель) следит за тем, чтобы не допускались ошибки:

При задании вопроса При ответе на вопрос
  1. Подмена вопроса тезисом.
  2. Пропуск логического звена.
  3. Неудачная формулировка вопроса.
  4. Нарушение структуры вопроса – цепочки.
  5. Некорректная форма вопроса, переход на личный опыт.
  6. Не использование вопроса в дальнейшем командой.
  1. Необоснованное распространение краткого вопроса.
  2. Краткий ответ на открытый вопрос.
  3. Вопрос на вопрос.
  4. Логические ошибки.
  5. Переход на личный опыт.
  6. Противоречие ответа позиции команды.

1 ученик (возможно, это тот, который пропустил по болезни предыдущие уроки) становится помощником судьи, помогает ему заполнять протокол.

Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судью) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Формат дебатов

В начале проведения дебатов нужно дать до 10 минут командам для определения позиций и взаимных консультаций.

3 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов

Выступление У1
  • представление команды
  • формулировка темы, актуальность
  • определения ключевых понятий, входящих в тему
  • выдвижение критерия
  • представление кейса утверждающей стороны
  • заключение
5 мин
Раунд вопросов О4 к У1   3 мин
Выступление О1
  • представление команды
  • формулировка тезиса отрицания
  • принятие определений ключевых понятий
  • атака или принятие критерия
  • опровержение позиции утверждения
  • представление кейса отрицающей стороны
  • заключение
5 мин
Раунд вопросов У4 к О1   3 мин
Выступление У2
  • опровержение аргументов оппонентов
  • восстановление и развитие собственной линии
  • приведение новых доказательств и поддержек
  • заключение
5 мин
Раунд вопросов О1 к У2   3 мин
Выступление О2
  • опровержение аргументов оппонентов
  • восстановление и развитие собственной линии
  • приведение новых доказательств и поддержек
  • заключение
5 мин
Раунд вопросов У1 к О2   3 мин
Выступление У3
  • выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений; в порядке их следования в кейсе (включая столкновение критериев)
  • сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны
  • эффектное заключение

Новые аргументы не приводятся!!!

5 мин
Выступление О3 5 мин
Тайм-аут   8 мин

Кейс – все, что сказано на игре одной командой (все аргументы, поддержки, примеры, конраргументация и т. д.).

Поддержки – факты, мнения экспертов, свидетельства, цитаты и т. п., которые доказывают (подтверждают) справедливость аргумента.

Критерий – понимается как цель, определяет те ценности, которые отстаивает команда, и формулирует цель, которую эта команда хочет достигнуть.

Тайм-аут – время для обсуждения во время раунда, на которое имеет право каждая команда. Тайм-аут берется в промежутках между речами или раундами вопросов. Каждая команда имеет право взять тайм-аут до 8 минут. Большую часть времени рекомендуется оставить перед речью последних спикеров команд для анализа и выявления столкновения позиций.

После того, как судья выслушает аргументы обеих сторон по поводу темы, заполняется судейский протокол см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (5 мин).

Аналитический этап урока (10 мин).

Беседа с участниками игры: что им самим понравилось, что они сами считают удавшимся, а что – не очень. Чему они научились в процессе игры. Что, возможно, хотели бы скорректировать в следующей попытке. Как они считают, были ли достигнуты цели урока?

Выступление судьи, который в своем комментарии указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Комментирует свое решение. Он в конечном итоге и объявляет, кто был более убедительным в своих доводах, кто более эффективно развивал свои аргументы.

В конечном итоге учитель должен подчеркнуть, что проигравших, в этой игре нет, так как все выиграли от того, что взаимно обогатились знанием.

Выставление оценок по пятибалльной шкале участникам дебатов.

Примерное содержание кейсов обеих сторон приведено в ПРИЛОЖЕНИИ 2.