Предмет: Информатика
Раздел: Социальная информатика
Класс: 11 (10 учащихся в подгруппе по информатике)
Для проведения данного занятия необходимо 2 спаренных урока по 40 минут.
Цели урока:
- Обучающие: овладеть новыми знаниями о влиянии информационных ресурсов и технологий на социально – экономическое и культурное развитие общества, обосновать основные составляющие информационной культуры человека.
- Развивающие: развивать логику учащихся, лингвистические и творческие их способности, формировать системное видение проблемы, формировать видение взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения. Учить самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по конкретной проблеме.
- Воспитательные: формировать у учащихся культуру спора, терпимость, признание множественности подходов к решению проблемы, формировать самостоятельность оценок.
ТСО: ПК, мультимедийный проектор, экран (для представления аргументов сторонами).
Используемые технологии: Дебаты Карла Поппера (школьные дебаты).
Тема дебатов: "Компьютерные информационные технологии ведут к бездуховности и потере культуры в обществе".
Оформление доски: На доске записана тема дебатов, а также три основных принципа дебатов, которых должны придерживаться все участники дебатов:
Принцип первый: Атаковать аргументы оппонентов, но не самих оппонентов.
Принцип второй: Быть честным во всем, уметь признать ошибку.
Принцип третий: Проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа.
Этапы проведения урока:
1. Подготовительный:
- организационный этап;
- сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;
- формирование команды;
- решение организационных вопросов
Тема объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю всем учащимся.
Определяются составы команд (лучше по желанию, в противном случае – по жребию).
(Команды могут быть определены и непосредственно перед игрой)
Дома игроки нарабатывают как защиту, так и опровержение темы.
В ходе обсуждения участникам команд предлагается записать аргументы своей команды в левый столбец таблицы, а возможные аргументы оппонентов – в правый.
Наши аргументы (3-4 аргумента) | Аргументы оппонентов (3-4 аргумента) |
Создание аргумента: Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой) Объяснение: (подробно объясните причину) Обоснование: (содержит доказательства) Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину) |
Создание аргумента: Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой) Объяснение: (подробно объясните причину) Обоснование: (содержит доказательства) Заключение: (вновь подтвердите ваше первоначальное требование или причину) |
Запишите вопросы, которые вы могли бы задать оппонентам по содержанию их речи: |
Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме (определения необходимы как отправная точка дебатов, иначе может получиться, что команды имеют в виду разные вещи, обозначаемые одним словом). Учитель предлагает такие понятия: информационные технологии, культура, духовность, цивилизация, цивилизованный. Эти понятия должны быть определены обязательно, остальные понятия определяются по мере необходимости самими командами.
Термины | Определения | Источники |
Информационные и коммуникационные технологии | Совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. | Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.:БИНОМ, 2005. |
Глобализация | представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад. | Михаил Делягин, д.э.н. общественный директор Института проблем глобализации. Общая теория глобализации. АПН |
Культура | Философ: Культура – это
обобщающее понятие для форм жизнедеятельности
человека, созданные и создаваемые нами в
процессе эволюции. Культура – это нравственные,
моральные и материальные ценности, умения,
знания, обычаи, традиции и т.д. Часто термином
“культура” характеризуется определенная
историческая эпоха: “культура средневековья”,
“современная культура” и т.п. Культура
характеризует также народы: культура готов,
славянская культура и др. Помимо этого, культура
может относиться и к сферам деятельности
человека: политическая культура, художественная
культура. Студент-ботаник: Слово “культура” восходит к латинскому cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это определенный исторически уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурология. Домохозяйка: Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохими манерами. |
Иллюстрированный энциклопедический словарь (2- CD, Издательство “Большая Российская энциклопедия”) |
Духовность | слово "духовность" происходит от
слова "Дух", которое в
православно-византийском контексте означает
именно Святой Дух как третью ипостась Святой
Троицы. Поэтому "духовность" с первых веков
христианства понималась именно как
опосредованное проявление действий Святого Духа
в разнообразной сфере человеческой
деятельности. словом "духовность" будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит в себе отпечаток воли Божества. |
Игнатий Брянчанинов. Собрание писем., М.- СПб., 1995, c. 473, 453-454 |
Цивилизация | (от латинского civilis – гражданский,
государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) В некоторых социальных теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и другие). ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный. |
Энциклопедия www.km.ru |
Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д.
В начале урока вводная беседа учителя с сообщением темы и целей урока.
На экран спроецировать при помощи медиапроектора определения, найденные по теме. Уточнить определения. Представить судью и таймкипера. (10 мин)
2. Принятие групповых правил
Заранее (до урока, а лучше, на подготовительном этапе) раздать каждому памятки с критериями:
Что оценивают | Критерии оценивания |
Выступление спикера |
|
Полемика (ответы на вопросы) |
|
Полемика (постановка вопросов) |
|
3. Дебаты
На этом этапе и происходят собственно дебаты.
4. Аналитический:
- получение обратной связи (опросы, беседа)
- подведение итогов
Участники Дебатов
Две команды по 4 учащихся из класса, которых называют спикерами. Одна команда защищает тему игры, она называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3, У4, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1, О2, О3, О4.
Судья – приглашенный со стороны, (например, выпускник 1997 г. нашей школы, окончивший механико-математический факультет СамГу). Он решает, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций. Он заполняет протокол, указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию, комментирует свое решение, обосновывая его.
Таймкипер – учащийся из этого класса, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер – учитель информатики. Его роль следить за соблюдением участниками своих ролей, не допускать искажения смысла и структуры игры. Он следит, чтобы сохранялась позитивная атмосфера игры.
Учителю следует стимулировать подготовку к дебатам, но не создавать аргументов самому.
Тренер (учитель) следит за тем, чтобы не допускались ошибки:
При задании вопроса | При ответе на вопрос |
|
|
1 ученик (возможно, это тот, который пропустил по болезни предыдущие уроки) становится помощником судьи, помогает ему заполнять протокол.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судью) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Формат дебатов
В начале проведения дебатов нужно дать до 10 минут командам для определения позиций и взаимных консультаций.
3 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов
Выступление У1 |
|
5 мин |
Раунд вопросов О4 к У1 | 3 мин | |
Выступление О1 |
|
5 мин |
Раунд вопросов У4 к О1 | 3 мин | |
Выступление У2 |
|
5 мин |
Раунд вопросов О1 к У2 | 3 мин | |
Выступление О2 |
|
5 мин |
Раунд вопросов У1 к О2 | 3 мин | |
Выступление У3 |
Новые аргументы не приводятся!!! |
5 мин |
Выступление О3 | 5 мин | |
Тайм-аут | 8 мин |
Кейс – все, что сказано на игре одной командой (все аргументы, поддержки, примеры, конраргументация и т. д.).
Поддержки – факты, мнения экспертов, свидетельства, цитаты и т. п., которые доказывают (подтверждают) справедливость аргумента.
Критерий – понимается как цель, определяет те ценности, которые отстаивает команда, и формулирует цель, которую эта команда хочет достигнуть.
Тайм-аут – время для обсуждения во время раунда, на которое имеет право каждая команда. Тайм-аут берется в промежутках между речами или раундами вопросов. Каждая команда имеет право взять тайм-аут до 8 минут. Большую часть времени рекомендуется оставить перед речью последних спикеров команд для анализа и выявления столкновения позиций.
После того, как судья выслушает аргументы обеих сторон по поводу темы, заполняется судейский протокол см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (5 мин).
Аналитический этап урока (10 мин).
Беседа с участниками игры: что им самим понравилось, что они сами считают удавшимся, а что – не очень. Чему они научились в процессе игры. Что, возможно, хотели бы скорректировать в следующей попытке. Как они считают, были ли достигнуты цели урока?
Выступление судьи, который в своем комментарии указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Комментирует свое решение. Он в конечном итоге и объявляет, кто был более убедительным в своих доводах, кто более эффективно развивал свои аргументы.
В конечном итоге учитель должен подчеркнуть, что проигравших, в этой игре нет, так как все выиграли от того, что взаимно обогатились знанием.
Выставление оценок по пятибалльной шкале участникам дебатов.
Примерное содержание кейсов обеих сторон приведено в ПРИЛОЖЕНИИ 2.