Новые дети, или Проблема адаптации к детскому саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляется воспитатели, помощники воспитателя и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья. Малыш медленно привыкает к спальне с множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны “организовать” задолго до поступления в детский сад.

Начать надо с самого главного – с наблюдения за состоянием здоровья малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки. Причем прививки делаются не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное – это закаливание и физкультура. Воздушные ванны, влажные обтирания, длительные прогулки на свежем воздухе и другие закаливающие процедуры являются необходимым элементом всей подготовки детей к поступлению в детский сад. Закаленные физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

Затем следует перестроить весь домашний режим под распорядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать утреннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пищи в детском саду. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, сор. Им необходим дневной сон, его ни чем нельзя заменить, поэтому родители должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то время, в которое он проходит в детском саду, либо если ребенок не спал днем привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтение книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого выиграет.

В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки. Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания.

Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и помощником воспитателя. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время, постепенно переключая малыша на воспитателя и на помощника воспитателя.

В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому саду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой.

В первое время маме можно даже постоять незамеченной вблизи ограды садика или у открытой двери группы, наблюдая за ребенком. Она увидит, как он играет со сверстниками, разговаривает, ведет себя за столом, ладит с воспитателем, агрессивен малыш или забит. Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только с взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям. Хорошо, если малыш быстро научится навыкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит быстро и безболезненно. Если малыш с радостью рассказывает о новенькой, которая все время ревет, мягко остановите его, посочувствуйте девочке, а утром, собирая в сад, положите в карман конфету для ревы, и пусть он не забудет улыбнуться и позвать ее играть. Старайтесь не возмущаться, выполнять все требования воспитателя – от задания что-то принести до подготовки карнавального костюма. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать им или стыдиться своих родителей.

Никогда не выясняйте отношений с воспитателем (что бы ни случилось!) в присутствии ребенка. Страдающей стороной все равно будет малыш. Если отношения не улучшаются, лучше перевести его в другой садик, нанять няню или взять надомную работу. Постоянный контакт с педагогами детского сада позволит родителям избежать и многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педиатром, а родителям следует неукоснительно выполнять все врачебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составляют дети с заболеваниями центральной нервной системы.

Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становиться, очевидно, не сразу. Дети внушаемы, говорят плохие слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально – волевые нарушения. Есть дети невротики – они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут воспитываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовремя помочь в сложной ситуации. Конечно, в таких случаях нельзя говорить о целом дне в саду – дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши сами определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно в не домашней обстановке, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в таких ситуациях происходит по-особому плавно и мягко. Протест, слезы и другие откланения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду. Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться в “луже”, выдавать повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным. Не одно такое явление не возникает на пустом месте. Существует причина и наша задача найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравиться. Например, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в детском саду, не поддаются описанию. Опытный психолог скажет: “Плохой детский сад. В хорошем саду воспитатели не допустят подобную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон”.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного – двух раз в неделю, и то когда это бывают какие – либо причины. Малыш ложиться спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой – либо предмет), он почти не мочиться в постель. Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет.

Если это добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш, привык к детскому саду и у него, началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.

Психологи утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче “домашних” детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения – умению согласовать свои действия, других детей и взрослых, контролировать эмоции. Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например), будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. “Домашние” дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться. Ведь, кроме радости от родительской любви ему приходилось нести груз родительских ошибок. Ребенку, которым неумеренно восторгались дома, и ребенку, которому предъявлялись неумеренные требования, одинаково трудно привыкнуть к новому обществу, найти свое место среди многих. У детей именно в детском саду формируется адекватная самооценка. Как правило, в дошкольном учреждении трудятся профессионалы, знающие свое дело. И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки. Чтобы адаптация прошла мягко, спокойно, безболезненно нами разработаны рекомендации по сотрудничеству с родителями при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД И ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  1. Начните работу с родителями до поступления ребенка в детский сад.
  2. Посетите семью, познакомьтесь с ребенком и его родителями заранее.
  3. Проведите беседы с родителями.
  4. Организуйте встречу с родителями по пригласительным билетам в детском саду в мае.
  5. Проведите экскурсии родителей и детей по детскому саду и участкам.
  6. Устройте “День открытых дверей” – это даст возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию родителей к жизни детского сада.
  7. Организуйте консультации для родителей по адаптации детей в детском саду (с медицинским работником, психологом, заведующей детским садом), можно индивидуальные и групповые.
  8. Начните приучать ребенка к режиму детского сада постепенно. Кратковременное пребывание в группе, от 1 часа до целого дня (после прохождения медосмотра).
  9. Для приобщения родителей к педагогической литературе создайте библиотеку – по раннему возрасту, папки – передвижки со статьями (по желанию) родителей давайте домой для ознакомления.
  10. Оформите родительский уголок по теме адаптации и других тем, которые будут востребованы родителями.
  11. Во время адаптации ребенка используйте элементы телесной терапии (возьмите ребенка на руки, обнимите, погладьте).
  12. По рекомендации врача подвесьте над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
  13. Дайте ребенку в постель мягкую игрушку (по желанию детей).
  14. Расскажите сказки, пойте колыбельные песни перед сном.
  15. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком.
  16. Создайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
  17. Проведите родительские конференции. Основная цель конференций – обмен опытом семейного воспитания.
  18. Проведите вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей.
  19. Организуйте спортивные развлечения, посиделки.
  20. Подготовьте спектакли с участием родителей и покажите их детям.
  21. Проверьте нетрадиционные формы собраний.
  22. Организуйте телефон доверия, “День добрых дел”, “Вечера вопросов и ответов”.