Для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость) и навыков (бег, прыжки, метание, лазанье, перелезания и др.), помимо выполнения определенных, целенаправленных физических упражнений, в процессе организованных занятий дети нуждаются также в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении.
Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%.
Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений - около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики.
В настоящее время сложилась сложная ситуация связанная с физической подготовленностью учащихся. Два урока “физической культуры” в неделю не дают возможность достичь того уровня физической подготовленности, которого требуют современные нормативные документы по предмету. Все это вызывает противоречия между учениками и их родителями с одной стороны и с учителями физической культуры с другой стороны. Желание получить высокую оценку по предмету входит в противоречие с возможностями учащихся и желанием работать в полную силу. Все эти противоречия привели к разработке системы коррекции физической подготовленности учащихся во время учебного процесса.
Коррекция физической подготовленности начинается с начальной школы. В 1-4 классах введен третий обязательный час по программе “Ритмика и танец”, разработанный учителями физической культуры. В программу включены различные танцевальные движения, которые обогащают двигательные умения и навыки учащихся. Игровая форма проведения занятий, музыкальный фон, подражательные движения и высокая плотность занятия, позволяют прививать учащимся желание заниматься физической культурой. Третий час позволяет повысить двигательную активность учащихся и восполнить пробел движений, а так же углубляет раздел гимнастики, который является базовым, для дальнейшего овладения двигательными умениями и навыками.
Одной из составляющей системы коррекции физической подготовленности являются домашнее задание для лицеистов. Домашнее задание состоит из двух частей. Первая часть одинаковая для всех учащихся, а вторая часть индивидуальная для каждого ребенка. В нем даны упражнения направленные на коррекцию тех двигательных качеств, которые отстают в развитии. Домашнее задание проверяется два раза в месяц и в него вносятся изменения, для дальнейшего использования. Сразу прививается учащимся возможность правильно оценить себя и своих товарищей. Для этого начиная с третьего класса, учащиеся сами оценивают выполнения домашнего задания не только себя, но и своих одноклассников, и сравнивают свою оценку с оценкой товарищей и учителя. Это позволяет объективно оценить свои возможности.
В основной и средней школе, продолжается работа в этом направлении. Начиная с пятого класса, начинается применение технология дифференцированного оценивания физической подготовленности учащегося (автор к.п.н. Каинов А.Н.) которая позволяет рассчитать индивидуально для каждого учащегося нормативы физической подготовленности в зависимости от их росто-весовых показателей и конституционального типа телосложения. Все это позволяет повысить активность учащихся на уроках. Каждый учащийся сам может рассчитать свои должные нормы и старается достичь их, поэтому для сильного ученика свои нормативы, а для слабого свои, это позволяет поддерживать интерес к урокам физической культуры у всех учащихся.
Важным слагаемым системы является мониторинг физической подготовленности учащихся, который проводится с 1 по 11 класс 2 раза в год (сентябрь, май). Мониторинг проводится в рамках программы “Президентские состязания”. Это позволяет в начале учебного года выявить учащихся, классы которые имеют определенные проблемы по развитию отдельных двигательных качеств и на основании этих данных разрабатывается коррекционная модель по устранению отставания в уровне развития двигательных качеств. А в мае итоговое тестирование позволяет определить эффективность коррекции и прогнозировать результаты на следующий учебный год.
В программу по физической культуре мы вносим изменения, касающиеся благоприятных периодов развития двигательных качеств у школьников. В те периоды, когда преобладает развитие какого-то качества, на уроках и в домашних заданиях мы акцентируем внимание на его развитие: увеличиваем специальные упражнения, время выполнения упражнений.
Система коррекции физической подготовленности, за последние 3 года позволила снизить количество учащихся с низким и ниже среднего уровня физической подготовленности с 15,6 % до 11,4 %. А так же повысить количество учащихся с высоким уровнем физической подготовленности с до 13,4 %, а с уровнем выше среднего до 19,8 %. Все это подтверждает эффективность данной системы.