Поскольку школьная библиотека есть компонент педагогической системы образовательного учреждения, то соответственно работа школьной библиотеки должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей на основе общего проблемного поля посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, вменяя в практику работы с детьми инновационные технологии и научный подход к делу.
Сейчас метод проектной деятельности приобрел широкую популярность в России. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образования – способность проектировать.
Поэтому, изучив метод проекта, применила его на практике работы в школьной библиотеке. Данный метод развивает познавательные интересы читателей-учащихся, способствует умению самостоятельно конструировать знания при работе с книгой, журналом, ориентироваться в информационном пространстве, развивать мышление и творческие умения читателей. Позволяет синтезировать усилия педагогического коллектива на основе принципов личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, которые заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах.
Проект-это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, имеет широкое общедидактическое значение, и применим как к библиотеке, так и ко всем предметам гуманитарного цикла.
Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:
- исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа выявляет одаренных детей;
- экспериментатора: производит научный опыт;
- энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;
- специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
- консультанта: организует доступ к информационным ресурсам;
- научного руководителя;
- координатора всего группового процесса;
- эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.
В качестве “рабочего” метода использовалась система формирования лидерских качеств А.Тубельского. Однако эта методика не вполне оправдала себя в ходе работы, так как лидерские качества должны сочетаться с умением действовать в коллективе. Поэтому обратилась к технологии коллективных творческих дел (КТД), разработанной И.П.Ивановым.
Использование метода проекта является составной частью технологического обучения школьников, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей Педагогической Концепции нашей школы “Школы формирования гражданской культуры”.
Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:
- росту познавательной активности читателей;
- раскрытию творческого потенциала;
- формированию самостоятельности и ответственности;
- стимулированию самореализации;
- улучшению качества знаний;
- повышению мотивации учащихся к чтению;
- созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.
Критерии успеха над проектом:
- достижение конечного результата-продукта;
- создание активной команды читателей-участников проекта, способной продолжить работу в будущем;
- практическое применение конечного результата проекта в учебно-воспитательном процессе школы;
- распространение информации о проекте;
- получение удовлетворения от своей деятельности.
Результат проектной деятельности зависит от состава и организации работы, в ходе которой особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей,
- четкость целей,
- согласованность задач, поставленных перед каждым членом проекта,
- выработка единой системы ценностей,
- воспитание поддержки и взаимного доверия,
- разработка подходящей методики работы,
- обеспечение успешного руководства,
- регулярный отчет о проделанной работе,
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка,
- развитие навыков общения.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата, однако можно выделить общие этапы работы над проектом:
- Выбор участников.
- Информирование.
- Объяснение задачи.
- Работа индивидуально и в группах под руководством библиотекаря, в классах под руководством учителей-предметников.
- Продукт совместной деятельности.
- Совместная работа библиотекаря с учителем предметником по оформлению, корректировке материала.
- Доработка творческой работы ребёнком.
- Представление продукта совместной деятельности.
Для развития творческих способностей школьников нужно включать их в творческую деятельность. В ходе работы над осуществлением проекта необходимо применять следующие эффективные стимулы, чтобы побудить детей к творчеству: похвала, оценка, рейтинг, награды, портфолио, выдвижение школьников к научно исследовательской работе.
Творчеству надо учить! И постепенно вести учащихся от подражания и ремесленного исполнения дела к искусному, своеобразному. Что возможно осуществить в условиях школьной библиотеки через применение современной технологии – метод проекта.
Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-библиографа.
Паспорт проектной работы.
Название проекта: Сибирячок.
Тип проекта:
а). по доминирующей деятельности учащихся : творческий.
б). по предметному содержанию: межпредметный.
в). по продолжительности: долгосрочный.,
Проблема: снижение интереса детей к чтению, к истории и культуре своего края.
Цели проекта: активизация чтения детей младшего и среднего возраста (7-14 лет).
Образовательная: развитие у читателей интереса к творческой работе через применение современных технологий – метод проекта.
Воспитательная: воспитание чувства любви к малой родине, сибирской литературе, интереса к истории своего края.
Задачи проекта:
- творческая самореализация читателей в проектной деятельности,
- активизация познавательного интереса читателей к детскому областному литературно-художественному журналу “Сибирячок”,
- совершенствование навыков работы с книгой и журналом,
- выявление способных и одаренных детей и развитие у них интереса к творческой работе,
- развитие межпредметной интеграции,
- совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков читателей,
- раскрытие библиотечного фонда.
Актуальность данного проекта:
1. Направленность на реализацию:
- национальной программы поддержки и развития чтения,
- концепции воспитания подрастающего поколения Иркутской области – гражданин, ученик,
- региональной программы “Сибирский характер как ценность”,
- регионального курса “Писатели Восточной Сибири”,
- школьной Педагогической Концепции “Школа формирования гражданской культуры”.
2. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.
3. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Состав учащихся: учащиеся начального и среднего звена. (1-7 класс).
Режим работы: использование учебных часов (библиотечных уроков, уроков ИЗО, труда, музыки, внеклассного чтения, литературы, истории), занятий дополнительного образования (библиотечный кружок).
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):
учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, истории, ИЗО, музыки, редакционная группа журнала “Сибирячок”, писатели ангарского литературного объединения.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры.
3. Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:
- Активизация познавательного интереса читателей-учащихся к книге;
- Повышение интеллектуального уровня детей;
- Формирование гражданской культуры личности читателя-ученика.
- Обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
- Выявление способных и одарённых личностей;
- Формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;
- Создание читательского клуба “Сибирячок” и осуществление его систематической деятельности;
- Создание дидактического, наглядного материала: картотек, плакатов, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, выполнения учащимися домашних заданий по предметам гуманитарного цикла.
Описание проектной деятельности и её результаты:
В нашем областном центре г. Иркутске издается детский литературно -художественный журнал “Сибирячок”, который богатым краеведческим содержанием очень помогает в практической работе с читателями.
Идеей создания данного проекта послужило приглашение редакционной группы областного детского литературно-художественного журнала “Сибирячок” к творческому сотрудничеству читателей через страницы журнала. Это вылилось в конкретные дела:
- встреча с коллективом редакции,
- посещение выставки оригиналов иллюстраций художников журнала “Сибирячок” в Галерее современного искусства в “Доме художника” г. Иркутске,
- участие в областных конкурсах детского творчества, детских праздниках, научно-практических конференциях, участие в заседаниях “круглого стола”, фестивалях “Дни русской духовности и культуры “Сияние России”, объявленных редакцией журнала.
Результатом проектной деятельности стало:
- Создание фотогазет и оформление наглядного краеведческого материала с целью их практического применения на библиотечных уроках, уроках литературы, истории, географии, массовых мероприятиях.
- Пополнение фонда библиотеки редакционными изданиями: книгами о Байкале, сборниками игр, плакатными материалами.
- Создание новых рубрик в краеведческой картотеке “Край, в котором ты живешь”: “Жизнь и творчество писателей Восточной Сибири”, “Ангарские писатели и поэты”, “Мир дикой природы Байкала”, которые пополняются на основе журнального материала.
- Создание диска-презентации конкурсных работ ребят.
- Демонстрация лучших рисунков на областной выставке конкурсных работ.
-Получение дипломов лауреатов конкурсов, благодарственных писем.
- Публикация рассказа на страницах журнала “Сибирячок”.
- Создание читательского клуба, который внесен в базу данных Иркутской области как Детское Творческое Объединение (ДТО) при библиотеке МОУ “СОШ №20” г. Ангарска.
Читательский клуб “Сибирячок” – это клуб сетевого взаимодействия на базе опорной школы №20г.Ангарска, модель детского творческого объединения, деятельность которого строится на принципах уважения к книге, чтению и читателю, его интересам и пристрастиям в чтении, на условиях творческого сотрудничества и позитивного общения. Это творческий центр, который объединяет продвинутых читателей, книгочеев и книголюбов, эрудитов и знатоков слова, русского литературного языка, одарённых и талантливых личностей, собирателей и коллекционеров книг.
Деятельность клуба основывается на принципах:
- добровольности – каждый член клуба добровольно выбирает для себя вид деятельности;
- равноправия – все члены клуба равны, каждый имеет право на свое мнение, должен быть терпимым к мнению другого;
- ответственности – члены клуба несут равную ответственность за результаты совместной деятельности;
- гласности – все решения общего сбора и Совета доводятся до всех членов клуба;
- коллегиальности – решения о деятельности принимаются после обсуждения на Совете;
- обратной связи – осуществляя рефлексию деятельности, образовательное учреждение – член клуба имеет возможность дать оценку, внести свои предложения в работу.
Цели и задачи читательского клуба:
- Воспитание гражданственности как ведущей черты личности, которая проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития города, страны и своего собственного.
- Формирование гражданской культуры как важнейшего показателя активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах.
- Стимулирование детского интереса к чтению, поощрение активных читателей, книголюбов, эрудитов, знатоков книги;
- Оказание консультативной помощи ребёнку в выборе источника чтения;
- Создание условий для реализации творческих способностей ребёнка с учётом его возраста, интересов, особенностей развития;
План работы Читательского Клуба сетевого взаимодействия:
- Организация стендовых и электронных презентаций, творческих лабораторий, круглых столов межшкольного клуба.
- Связь с другими читательскими клубами области через журнал “Сибирячок”.
- Участие в фестивалях Дни русской духовности и культуры “Сияние России”.
- Создание и пополнение сайта публикациями методических разработок, рекомендаций, обмена опытом с целью информационного обмена и оказания помощи в проведении мероприятий руководителями и членами читательских клубов сетевого взаимодействия школ города.
- Создание межшкольного Центра общения по заявкам школ города и его символики.
- Организация деятельности Совета Клуба и “Школы лектора”.
- Проведение творческих вечеров, конкурсов, игр, читательских конференций.
- Участие в творческих конкурсах разного уровня.
- Формирование банка данных о читательских клубах “Сибирячок”, налаживание контактов с региональными отдельными клубами;
-Трансляция опыта работы и творческой деятельности в рамках семинаров, круглых столов, творческих лабораторий, мастер-классов, научно-практических и читательских конференций.
- Размещение информации в СМИ.
Используемые ресурсы.
Ресурсы | Имеющиеся | |
Внутренние | Внешние | |
Человеческие | Педагогический коллектив, обладающий знаниями, опытом работы учебной и творческой деятельности. | Партнеры по организации клубной
деятельности школ города: учителя русского языка и литературы, начальных классов, музыки; ИЗО. Консультанты: писатели, поэты, члены ангарского литературного объединения; Редакционная группа областного детского журнала “Сибирячок”. |
Информационные | Все педагоги, работающие с Клубом,
прошли курсовую подготовку по работе с
учащимися, по организации коллективной
творческой деятельности. Библиотечный фонд: книги, пособия, журналы. Видеотека. |
Радио “7 этаж”, Телекомпании “НТА”,
“АКТИС”. Городские газеты “Подробности”, “Вся неделя”, “Ангарские ведомости”, “Время”, “Свеча”. Областной журнал “Сибирячок”. Областной фестиваль “Сияние России”. Всероссийский фестиваль педагогических идей. |
Материально-технические | Помещения для занятий Клуба: Библиотека МОУ “СОШ №20”. | Учреждения культуры: ЦБС г.Ангарска, Областная библиотека им.Уткина, Редакция журнала “Сибирячок”. |
Технологии | Коллективный способ обучения; Групповые технологии; Технологии развивающего обучения: КТД; Игровые технологии; Развитие творческих способностей учащихся; Тренинги; Практикумы. |
|
Имидж учреждения | Администрация школы ценит результаты работы библиотекаря и педагогов, материально стимулирует, успехи учитывает при аттестации. Межличностные отношения партнерские и дружеские. | Партнеры длительное время сотрудничают со школой, привлекая к муниципальным, областным мероприятиям. В 2006г. состоялась встреча с редакционной группой журнала “Сибирячок”. Читатели и библиотекарь школы №20 были приглашены на областные мероприятия, организованные редакцией в Дни русской духовности и культуры “Сияние России”. |
Финансовые | Дифференцированная оплата
руководителя читательского клуба. Дифференцированная оплата по факту выполненных работ членам педагогического коллектива. |
Спонсирование за родительские
средства.
|
На основании полученных результатов от проектной деятельности можно сделать вывод, что метод проекта эффективен и является интегрированным компонентом структурированной системы образования.
Проектная деятельность способствует привлечению детей и педагогов как руководителей к научно-исследовательской, поисковой работе.
Работа над проектом:
- помогает раскрыть творческие, организаторские способности, как библиотекаря,
- показывает, что Школьная Библиотека в XXI веке является образовательным, научным, воспитательным, информационным центром, центром общения и психологической поддержки,
- убеждает, что печатную книгу не заменят никакие электронные носители, а библиотекаря – компьютеры.
Реализация данного проекта осуществляет все поставленные цели и задачи: активизация интереса чтения детей к чтению, к сибирской литературе, к истории и культуре своего края, формирование социально-активной, творческой личности читателя-ученика-гражданина.
Представленный проект является творческим, жизнеспособным, эффективным и нужным в учебно-воспитательном процессе школ, в деятельности научных обществ учащихся.