Задачи:
- Ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;
- Развивать умение отличать физические явления от химических;
- Воспитать внимательность, наблюдательность, аккуратность.
Оборудование:
- рис. 31 стр. 51;
- спиртовка,
- пробирки,
- зажим,
- стакан с водой,
- лед,
- сера,
- железо.
Тип урока: комбинированный
Метод преподавания: эвристическая беседа
Общие методы: беседа, демонстрация, объяснение
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Что такое вещество?
- Какие бывают вещества?
- Приведите примеры простых и сложных веществ.
3. Проверка знаний
1 вариант (выберите правильное утверждение)
- Тела живой природы образованы неорганическими веществами.
- Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
- Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
- Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.
- Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
- Вода – это простое вещество.
- Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.
- Озон – это простое вещество.
- Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.
- Молекулы постоянно находятся в движении.
2 вариант (тест)
1. Вещество – это:
а) капля росы
б) мяч
в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму
б) сохранять объем
в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем
б) сохранять объем
в) сохранять форму
4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:
а) упругостью
б) деформацией
в) пластичностью
5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:
а) деформацией
б) упругостью
в) пластичностью
6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:
а) сложным
б) простым
в) органическим
7. Тела неживой природы образованы веществами:
а) простыми
б) неорганическими
в) сложными
8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:
а) органическим
б) неорганическим
в) сложным
4. Изучение нового материала.
На каждой парте лист бумаги с перечислениями явлений природы:
таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи.
Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.
Что за процессы там у вас перечислены?
Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)
Явления:
- биологические
- физические
- химические
С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.
Сегодня рассмотрим физические и химические явления.
Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?
Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?
Вывод: в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.
Вода осталась тем же веществом , но изменяется ее состояние.
Если поместить над кастрюлей с кипящей водой холодный предмет, то вскоре на его поверхности можно заметить маленькие капельки воды. Т. е. вода из газообразного состояния при охлаждении вновь переходит в жидкое. К какому виду явления относится этот процесс?
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.
Какой пример физического явления можете привести вы?
(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)
ФИЗМИНУТКА
Опыт: смесь порошка серы и железа нагревается в пробирке.
При нагревании меняется окраска, становится черной. Это новое вещество или тоже самое?
Опустим этот кусочек в воду, поднесем к магниту. Что происходит?
Значит при нагревании железа и серы, образовалось новое вещество. (сульфид железа, которое обладает другими свойствами , чем сера и железа в отдельности.
Это химическое явление. Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.
Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением и др..
Какие примеры химических явлений можете привести вы?
(получение металлов из руд, дубление кожи и т. д.)
Где происходят химические явления? В окружающей природе.
Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря им организмы живут, питаются, движутся, растут.
5. Закрепление
- какие явления происходят в природе?
- чем физические явления отличаются от химических?
- приведите примеры физических явлений.
- приведите примеры химических явлений.
- № 34, 35 в рабочей тетради.
6. Домашнее задание
Параграф 13 читать, ответить на вопросы 1-4 стр. 53