Урок физики в 8-м классе по теме "Решение задач по теме «Закон Ома. Электрическое сопротивление»"

Разделы: Физика


Тип урока – урок-практикум.

Форма урока – комбинированный урок.

Цели урока:

  • Обучающая – закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных, графических задач.
  • Воспитательная – формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, навыков самоконтроля.
  • Развивающая – учить учащихся применять знания в новых условиях.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

А) устная фронтальная работа (учитель читает предложение, учащиеся оценивают правильность формулировки поднятием зеленой карточки и красной, если утверждение неверно)

“Электрический ток – это направленное движение частиц.”

“Электрический ток в металлах обусловлен направленным движением свободных электронов.”

“Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и сопротивлению.”

“Сопротивление проводника не зависит от материала проводника.”

“Причина сопротивления металлического проводника – направленному движению электронов мешают положительные ионы кристаллической решетки.”

Б) письменная проверка знания формул в форме взаимодиктанта (каждый учащийся диктует задания своему соседу, затем осуществляет проверку и оценивание его работы)

1вариант 2 вариант
  1. Характер зависимости силы тока от напряжения.
  2. График зависимости силы тока от сопротивления.
  3. По закону Ома I =
  4. Формула для расчета электрического сопротивления проводника.
  5. Выразить длину проводника из формулы электрического сопротивления.
  1. Характер зависимости силы тока от сопротивления.
  2. График зависимости силы тока от напряжения.
  3. Обозначение, единицы измерения электрического сопротивления.
  4. По закону Ома U =
  5. Выразить площадь поперечного сечения проводника из формулы электрического сопротивления.

3. Решение задач.

А) Устная фронтальная работа на нахождение неизвестных величин по закону Ома:

I, А U, В R, Ом
? 12 6
10 2 ?
5 ? 3

Б) Работа в группах по решению качественных задач (каждая четверка решает одну задачу и представляет её решение классу на обсуждение).

Какой из двух проводников одинакового материала и сечения имеет большее сопротивление и во сколько раз: длиной 13 км или 13 м? Какой из двух проводников одинакового материала и длины имеет большее сопротивление и во сколько раз: с площадью 2 мм2 или 2 см2?
Кусок проволоки разрезали пополам и скрутили полученные части. Как изменится сопротивление проводника и во сколько раз? Железная и алюминиевая проволоки имеют равные массы и одинаковые длины. Какая из них обладает большим сопротивлением?
Как сказалась бы на яркости горения лампочки замена в цепи всех медных соединительных проводов на нихромовые? Алюминиевая и медная проволоки имеют равные массы и одинаковые площади поперечных сечений. Какая из проволок имеет большее сопротивление?

В) Фронтальная работа по решению графических задач (каждый ряд решает одну задачу, затем представляет ответы для обсуждения)

Найти сопротивление проводника. Сравнить ответы и сделать вывод, как по углу наклона графика определить сопротивление какого проводника больше?

Г) Работа учащихся по решению более сложных задач (один учащийся у доски объясняет решение задачи) № 1318 [1]

Д) Обучающая фронтальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой (двое учащихся решают задачи с другой стороны доски)

1 вариант №1320 [1],

2 вариант №4 упражнение20 [2].

4. Домашнее задание.

Упражнение 20 № 1, 3. [2]

Список литературы:

  1. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.