Тип урока – урок-практикум.
Форма урока – комбинированный урок.
Цели урока:
закрепление у учащихся навыков
решения расчетных, качественных, графических
задач.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
А) устная фронтальная работа (учитель читает предложение, учащиеся оценивают правильность формулировки поднятием зеленой карточки и красной, если утверждение неверно)
“Электрический ток – это направленное
движение частиц.” “Электрический ток в металлах обусловлен направленным движением свободных электронов.” “Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и сопротивлению.” “Сопротивление проводника не зависит от материала проводника.” “Причина сопротивления металлического проводника – направленному движению электронов мешают положительные ионы кристаллической решетки.” |
Б) письменная проверка знания формул в форме взаимодиктанта (каждый учащийся диктует задания своему соседу, затем осуществляет проверку и оценивание его работы)
1вариант | 2 вариант |
|
|
3. Решение задач.
А) Устная фронтальная работа на нахождение неизвестных величин по закону Ома:
I, А | U, В | R, Ом |
? | 12 | 6 |
10 | 2 | ? |
5 | ? | 3 |
Б) Работа в группах по решению качественных задач (каждая четверка решает одну задачу и представляет её решение классу на обсуждение).
Какой из двух проводников одинакового материала и сечения имеет большее сопротивление и во сколько раз: длиной 13 км или 13 м? | Какой из двух проводников одинакового материала и длины имеет большее сопротивление и во сколько раз: с площадью 2 мм2 или 2 см2? |
Кусок проволоки разрезали пополам и скрутили полученные части. Как изменится сопротивление проводника и во сколько раз? | Железная и алюминиевая проволоки имеют равные массы и одинаковые длины. Какая из них обладает большим сопротивлением? |
Как сказалась бы на яркости горения лампочки замена в цепи всех медных соединительных проводов на нихромовые? | Алюминиевая и медная проволоки имеют равные массы и одинаковые площади поперечных сечений. Какая из проволок имеет большее сопротивление? |
В) Фронтальная работа по решению графических задач (каждый ряд решает одну задачу, затем представляет ответы для обсуждения)
Найти сопротивление проводника. Сравнить ответы и сделать вывод, как по углу наклона графика определить сопротивление какого проводника больше?
Г) Работа учащихся по решению более сложных задач (один учащийся у доски объясняет решение задачи) № 1318 [1]
Д) Обучающая фронтальная самостоятельная работа с последующей самопроверкой (двое учащихся решают задачи с другой стороны доски)
1 вариант №1320 [1],
2 вариант №4 упражнение20 [2].
4. Домашнее задание.
Упражнение 20 № 1, 3. [2]
Список литературы:
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
- Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.