Учет индивидуально-технологических особенностей учащихся при формировании индивидуальных траекторий

Разделы: Химия


Ключевая проблема педагогического процесса – развитие психических качеств и интеллектуальных способностей учащихся через усвоение содержания конкретной дисциплины. Базовыми категориями, на которых основывается конструирование развивающей технологии, должны быть “информация” и “самоорганизация”, поскольку развитие личности ученика и его интеллектуального потенциала может происходить только в процессе активного эмоционально окрашенного восприятия новой информации и внедрения ее в систему уже полученных знаний.

Очевидно, что обеспечить эффективность обучения можно только, если учитывать три составляющие учебного процесса:

1) особенности учебной дисциплины и её место в структуре конкретного учебного заведения;

2) индивидуальные особенности ученика как субъекта познания; 3Индивидуальные особенности учителя как организатора процесса познания.

При изучении непрофильных дисциплин возникает проблема развития и повышения мотивации учащихся к этим предметам.

Способствовать решению этой проблемы может учет индивидуально-типологических качеств личности учащихся, и прежде всего учет особенностей их познавательной сферы посредством соционического подхода к организации взаимодействия учащихся и педагогов как субъектов познавательной деятельности.

Наши исследования показали, что индивидуализация обучения с учетом соционического типа учащегося помогает эффективно организовать учебный процесс в одном классе с разными подгруппами.

Что же такое соционика? Это область человеческой деятельности, которая находится на стыке социологии, психологии и информатики. . Соционика включает определение типа личности человека, она показывает, как правильно строить с ним взаимодействие и общение, помогает ему лучше понять себя. Изучение и учет соционических типов учащихся и самого учителя позволяют осуществить подход к обучению, наиболее полно развивающий интеллект и личность учеников и экономящий их энергетические затраты.

Учителю полезно знать соционическое описание класса, включающее соотношение социотемпераментов, распределение каналов восприятия информации на аудиальные, визуальные, кинестетические и речевые и установку на вид деятельности.

При взаимном пересечении дихотомических осей “сенсорика – интуиция” и “логика – этика” получаются установки на вид деятельности: управленцы, сайентисты, социалы, и гуманитарии. Каждая группа имеет свою характеристику.

Наиболее активно включаются в исследовательскую и проектную деятельность учащиеся-сайентисты. Их можно отличить по стремлению заниматься тем, что не познано. Сайентисты сразу при поступлении не выявляются, не бросаются в глаза, они достаточно скромны, но чем раньше их заметить и начать с ними работать в этом направлении, тем больший результат будет. Они нуждаются в руководстве.

Каждому социотипу отвечает свой особый стиль обучения. Например. стиль обучения учителя – рациональный. Что касается учащихся, то среди них много таких, которым не терпится сразу схватить целое (иногда не только содержание одного урока, но и всей темы). Это – иррационалы. Их называют “воспринимающими”, потому что они видят мир как целостную картину. Такие ученики для этого учителя составляют группу риска.

Учителю необходимо знать, какие из каналов восприятия и запоминания информации характерны для учащихся класса – речевой, визуальный, аудкальный или кинестетический – и, соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, При этом в индивидуальной работе с использованием специальных заданий необходимо развивать те свойства личности ученика, которые у него развиты недостаточно, и сам он их редко реализует. Тогда развитие личности пойдет наиболее успешно.

Наиболее сложный для обучения– тип с кинестетическим каналом восприятия. Эти ученики лучше воспринимают информацию, когда вовлечены в практическую деятельность. Для них рекомендуется проводить обучающие игры с элементами азарта, соревнования, где есть переключение с одной формы обучения на другую.

Полученные результаты позволили объяснить, почему в одних классах легче работать фронтально, в других – организовать работу с книгой, в-третьих – эффективно обучение при групповом взаимодействии.

В настоящее время нами ведется работа в двух направлениях:

1) использование врожденных особенностей учащихся, что позволяет им проявить более явно свои природные возможности и достичь максимальной результативности в кратчайшие сроки;

2) выявление тех сторон личности, которые необходимо развивать совместными усилиями учащихся и педагогов.

В работе по первому направлению помогают такие формы организации учебного процесса, как работа в группах переменного состава, уроки-соревнования, деловые игры. Учащийся выбирает тот вид деятельности или ту роль, которая в большей степени отвечает его соционическому типу (ведущий, докладчик, экспериментатор, оформитель, автор кроссворда, участник дискуссии и т.п.).

Работа по второму направлению значительно сложнее, так как при обучении нельзя опираться только на ведущие функции (сильные каналы восприятия), необходимо гармонизировать познавательную сферу в целом, а для этого нужно развивать и слабые стороны личности ученика, обращаясь к слабым информационным каналам. Таким образом, подросток учится делать то, что он не может делать, делает плохо или просто не любит делать.