Одно из незабываемых впечатлений детства – встреча с новой книгой. Открываешь, вчитываешься в первые строки, хочется скорее пролистать страницы, рассмотреть рисунки. Какие тайны откроются тебе, на какие вопросы найдешь ты здесь ответы?
К сожалению, современные дети читают все меньше. Неужели век Интернета и электронных книг лишит наших детей общения с настоящей книгой?
В последнее время в школьные библиотеки пришло достаточно много новых научно-популярных изданий, энциклопедий, занимательной литературы по различным предметам. Эта литература может служить хорошим дополнением к школьному учебнику, но, к сожалению, не все дети любят читать научно-популярную литературу. Для формирования потребности в чтении подобной литературы учителя дают специальные задания: приготовить реферат, выступить с сообщением по какой-либо теме. Такие задания часто берут дети, которые интересуются предметом, много читают дополнительной литературы. А для остальных эта литература так и остается невостребованной.
Можно построить работу по-другому, в последнее время несколько уроков в год в 7 – 9 классах я отвожу для работы с научно-популярной литературой.
Такие уроки позволяют расширить рамки учебника, учат детей работать с энциклопедической, научно-популярной литературой.
При выборе темы урока необходимо учесть, насколько широки связи изучаемого материала с жизнью, с другими предметами и есть ли в наличии достаточное количество дополнительной литературы. Вот некоторые темы разработанных уроков: “Глубоководные исследования” (7 Класс), “Плавание и воздухоплавание” (7 класс), “Атмосферные явления” (8 класс), “Звуковые явления в нашей жизни” (9 класс).
Подготовка к уроку начинается с подбора литературы, просматривается школьная библиотека, личная, дети могут принести книги из домашних библиотек. В книгах должны рассматриваться вопросы, связанные с выбранной темой. Мы берем детские энциклопедии издательства “Росмэн”, “Аванта”, научно-популярную, занимательную литературу, научно-популярные журналы (“Наука и жизнь”, “Квант”), газету “Физика” (приложение к газете “Первое сентября”) и другие. В необходимых местах в книгах делаются закладки. Книг должно быть больше, чем детей в классе.
Если просто принести книги в класс и дать детям читать, никакого урока не получится. Для учеников нужно подготовить задания: вопросы, на которые нужно найти ответы, таблицы, которые нужно заполнить, задания на соответствие (например дата – событие), кроссворды и т.п. Тогда работа с литературой будет целенаправленной, и еще каждому ученику можно будет поставить оценку. Задания делим на группы: связь физики с биологией, с географией, физика и техника, история открытий и т.д. Можно задать несколько вопросов личного характера: какой факт поразил больше всего, какая книга понравилась больше, какие события ты считаешь наиболее важными и т.п. Число заданий берется с избытком, во-первых, всегда есть дети, которые успевают сделать очень много, во-вторых, у детей есть выбор взять те задания, которые его больше интересуют, в-третьих, преследуется еще одна цель: если учеников заинтересует работа, они смогут взять задание домой и продолжить работу с литературой самостоятельно дома. И хотя урок не предусматривает обязательного домашнего задания, всегда находятся такие дети. И, пожалуй, этот радует больше всего – дети учатся самостоятельно работать с книгой, учатся любить книгу.
Как проходит урок? На столе учителя разложены книги с закладками. В начале урока учитель объясняет особенности нового типа работы, раздает задания, кратко знакомит с литературой, обращает внимание, в каких книгах можно найти ответы на предлагаемые вопросы и задания. Нужно также пояснить учащимся, что не обязательно выполнить все задания, лучше выбрать ту область, которая их больше интересует.
Дети знакомятся с заданиями, выбирают книгу, с которой хотят работать, просматривают, читают выбранный материал, отвечают на вопросы, выполняют задания. Поработав с одной книгой, возвращают её на стол учителя, выбирают другую, или меняются друг с другом. Могут работать парами, обсуждать вполголоса прочитанное, делиться, главное не мешать другим. Таким образом, идет работа учащихся с литературой весь урок.
Что учитель делает на таком уроке? Оказывает индивидуальную помощь тем ученикам, которые не могут сосредоточиться на какой-либо теме, или затрудняются выбрать книгу. Следит, чтобы все были заняты. За несколько минут до окончания урока учитель предупреждает, что бы дети заканчивали работу, подводит итоги работы. Листы с заданиями, которые дети выполняли, собираются и оцениваются.
Как правило, за такой урок дети получают только хорошие оценки, задания составляются так, что бы даже для самых слабых учеников были посильные вопросы. Такой урок, скорее всего, не добавит каких-то специальных умений по физике – решать задачи, запоминать формулы, но зато он позволяет шире взглянуть на предмет, увидеть его с разных сторон, а может у кого-то с этих уроков начнется интерес к научной литературе. Для примера привожу разработку урока работы с научно-популярной литературой по физике по теме “Глубоководные исследования” приводится список литературы, тест, который проводится на следующем уроке и образец заданий для учащихся. Задания для учащихся распечатываются на листе формата А4 и складываются в виде брошюры. Получается небольшая книжечка из 2-х листов. (Приложение 1)
Список литературы, которая использовалась на уроке.
- Серия “Я познаю мир”, Физика, Москва, АСТ, 1998. – 86 с.
- Атлас географических открытий, М., БММ АО, 1998. – 208, 209 с., - 92 с.
- Большая книга рекордов для детей, М., “Астрель”, 2001. – 76 с.
- Серия “Я познаю мир”, Транспорт, М., “Астрель”, 2001. – 238 с.
- Капля, речка, океан, А.Ефремова, С-П., “Лицей”, 1992. – 22 с.
- Что, как, почему? Детская энциклопедия, Техника, М.,“Росмэн” - 247 с.
- Что такое, кто такой, т.1, под ред. Коровиной Л.И., М., “Педагогика-Пресс” - 292 с.
- Мир вокруг нас. Географический атлас, М. 1989. – 29 с.
- Энциклопедия для детей “Аванта”, Техника, том 14, М, “Аванта+”, 2000 – 594 с.
- OXFORD Большая энциклопедия школьника, М, “Росмэн”, 2001 – 408 с., - 363 с.
- Энциклопедия, Я познаю мир, Обитатели океана, М, АСТ “Астрель”, 2000 – 430 с.
- Энциклопедия для детей “Аванта”, Военная техника, М, “Аванта”, 2000 – 110 с.
Если учитель захочет провести подобный урок, он, конечно, будет использовать ту литературу, которую сможет найти. Если в классе есть компьютер, то можно использовать электронные учебники или составить презентацию.
Тест. Глубоководные исследования.
1. На какой глубине в воде давление увеличивается на величину равную атмосферному давлению?
А. 1 метр
Б. 10 метров
В. 100 метров
2. Кто изобрел аппарат для подводного плавания – акваланг?
А. Тур Хейердал
Б. Жак Ив Кусто
В. Юрий Сенкевич
3. Самая глубокая точка Мирового океана
А. Марианский желоб в Тихом океане
Б. Марианская впадина в Атлантическом океане
В. Разлом в индийском океане.
4. Какой из подводных глубинных аппаратов способен к самостоятельному передвижению?
А. Батисфера
Б. Батискаф
В. Подводный колокол
5. Какое животное было обнаружено на глубине 10 000 м?
А. Глубоководный удильщик
Б. Планктон
В. Рачок-бокоплав
6. На какой глубине может работать человек с аквалангом?
А. 200 метров
Б. 140 метров
В. 40 метров
7. Какие млекопитающие могут опускаться на глубину до 3 км?
А. Кашалот
Б. Китовая акула
В. Дельфин
8. Правда ли, что в центре океана самое глубокое место?
А. Да
Б. Нет
9. Первая подводная лодка, сконструированная Д.Бушнелом, называлась
А. Черепаха
Б. Акула
В. Тюлень.
10. Кто из литературных героев Ж.Верна имел замечательный подводный корабль?
А. Капитан Грант
Б. Капитан Немо
В. Пятнадцатилетний капитан – Дик Сэнд.
Ответы: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-А, 8-Б, 9-А, 10-Б.
Задания для урока “Глубоководные исследования”
1 страница
Глубоководные исследования
Урок работы с литературой
ученика 7 класса ___________________
ОКЕАНЫ.
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Общая непрерывная водная поверхность называется ________________________, он делится на 4 океана, которые называются: ___________________ ___________________ ___________________ _______________________
Дно океанов имеет сложное строение. Из-за движения земных плит, в центре океана дно поднимается – образуется, так называемый, хребет. Рассмотри карту “океаны Земли”, продолжи фразы: Самый большой океан ________________. Самое глубокое место на Земле в __________________ океане называется ____________________________ глубина __________метров. Самый холодный океан __________________________
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ ПОДВОДНЫЙ МИР?
Названные причины обозначь числами в порядке важности. Добавь свои.
____ Исследование морского дна, земной коры.
____ Нахождение и разработка полезных ископаемых на дне океана.
____ Поиск и изучение затонувших кораблей.
____ Исследование животного и растительного мира океана.
____ Изучение движения подводных течений, для изучения климата Земли.
____ Прокладка и обслуживание электрического и оптического кабеля по дну океана.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2 страница
ЖИВОТНЫЙ МИР ПОДВОДНОГО ЦАРСТВА.
Как с глубиной изменяются условия жизни?
Температура с глубиной (уменьшается, увеличивается, не изменяется) На глубине более _______ метров температура не изменяется и остается постоянной равной _____оС.
Освещенность с глубиной (уменьшается, увеличивается, не изменяется). На глубине более _______ метров наступает почти полная темнота.
Какие отличительные особенности есть у животных живущих на глубине: __________________________________________________ __________________________________________________________
___________________________________________________________
Перечисли животных живущих на глубине более 1000 метров: ____
__________________________________________________________
Самые глубоководные животные:_____________________________
Нарисуй некоторых животных.
Какой факт тебя поразил больше всего?
3 страница
ИСТОРИЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Заполни таблицу, добавь свои сведения, которые ты считаешь важными.
Событие | Дата | Изобретатель, исследователь, страна. |
Изобретение первых подводных аппаратов, подводная лодка “Тёртл” (Черепаха) | ||
Спуск батискафа “Триест” в Марианский желоб | ||
Изобретение акваланга. | ||
Первый спуск батискафа на глубину 900 м. | ||
Первый проход подводной лодки подо льдами Арктики. | ||
Открытие “Черных курильщиков” | ||
Первая подводная лодка, построенная в России. | ||
4 страница.
Словарик юного исследователя глубин.
_______________________ - аппарат для дыхания человека под водой, состоящий из баллонов со сжатым воздухом и дыхательного аппарата. Изобретен в 1943 французами Ж. И. Кусто и Э. Ганьяном. Применяется для погружения на глубину до 40 м.
_______________________- французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок, изобретатель акваланга, автор популярных книг и фильмов.
_______________________- глубоководный самоходный аппарат для океанографических исследований. Движется с помощью гребных винтов, приводимых в действие электродвигателями.
______________________- глубоководный желоб в западной части Тихого океана, к востоку и югу от Марианских островов. Длина 1340 км, глубина до 11 022 м (максимальная глубина Мирового океана.).
______________________ - глубоководный аппарат в форме шара (обычно из стали) для океанографических и других исследований; опускается на тросе с судна.
_____________________ - корабль, способный совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном или надводном положении, вооружен баллистическими и крылатыми ракетами, может до нескольких месяцев находиться в подводном плавании и двигаться со скоростью до 67 км/ч.
______________________ - прибор для взятия проб воды с различной глубины.
______________________ - прибор, который позволяет в подводной лодке, не всплывая, наблюдать, что происходит на поверхности воды.
Пропущенные слова: перископ, Жак Ив Кусто, акваланг, батисфера, батискаф, подводная лодка, Марианский желоб, батометр.
Какая книга понравилась больше всех?
Еще одно интересное задание “Вы капитан батискафа”. Содержание карточки с заданием представлено на рис. 1.
Надо отметить, что уроки эти проходят всегда с интересом, ребятам нравится необычная форма занятия, свобода в выборе заданий.