Урок с элементами развивающего обучения по биологии "Многоклеточные зеленые водоросли"

Разделы: Биология

Класс: 8


6 класс. Учебник В.П. Викторов, А.И. Никишов. Гуманитарный издательский центр Владос, ОАО “Московские учебники” Москва 2005 год.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление со строением, особенностями размножения и значения многоклеточных зеленых водорослей.

Задачи:

  • многократное повторение изученного и изучаемого материала в форме упражнений на развитие слуховой памяти, биологического диктанта, упражнение на внимание
  • развитие ассоциативного мышления в виде метода погружения.
  • Отработка основных ЗУН (умение работать с текстом, сравнивать, описывать предмет, работать с видеоматериалом, обобщать, делать выводы).
  • Отработка основных понятий темы (половое и бесполое размножение, зооспора, гамета, многоклеточность, хроматофор, нитчатые водоросли, тина, слоевище)
  • Разобрать значение водорослей в природе и жизни человека, повторить понятие “цепи питания”.

I. Упражнение на слуховую память.

(Используется как орг. момент для концентрации внимания и повторения понятий прошлого урока, развития общей эрудиции).

Учитель читает текст один раз. При этом обговаривается, что разговаривать и отвлекаться во время чтения нельзя.

Водоросли это низшие растения, обитающие преимущественно в воде, а также на сырой почве, камнях и стволах деревьев. Живут они и в воздушном океане, например, зеленую водоросль хлореллу можно найти и в каплях дождя. Тело водорослей не разделено на корни, стебли и листья, а представляет собой слоевище или таллом. Общим свойством водорослей является наличие у них хлорофилла, расположенного в хроматофоре. (текст может быть любой, в зависимости от задач урока).

Дальше учитель предлагает прослушать текст еще раз, только на этот раз он будет читать его неправильно. Ученики, слушая текст, в тетрадях под цифрами отмечают плюсом или минусом правильность предложений.

Водоросли это высшие растения, обитающие только в воде. 1 – (нет)

Живут они в воздушном океане, например, зеленую водоросль хламидомонаду можно найти в каплях дождя. 2. - (нет)

Тело водорослей не разделено на корни, стебли и листья, а представляет собой слоевище или таллом. 3 + (да).

Общим свойством водорослей является наличие у них хлорофилла, расположенного в хроматофоре. 4 + (да).

Проверяем задание, ответы написаны на доске. Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок. Поставьте себе плюс на полях. Если ребенок систематически выполняет такие задания плохо, то необходима консультация с психологом, родителями и, соответственно, систематические тренинги на слуховую память.

II. Актуализация внимания. Введение в новую тему.

Упражнение на внимание “Слова на оборот”. На доске в столбик выписаны названия водорослей. Ученики должны прочитать слова и назвать те, которые не встречались при изучении предыдущей темы (одноклеточные зеленые водоросли).

Аданомодималх (хламидомонада)
Аллеролх (хлорелла)
Скиртолу (улотрикс)
Аригорипс (спирогира)
Арофодалк (кладофора).
Ответ: спирогира, улотрикс, кладофора.

Учитель обозначает тему урока и задачи. При проверке упражнения вы выделили названия трех многоклеточных зеленых водорослей. Тема нашего урока “Многоклеточные зеленые водоросли”. Сегодня мы должны будем познакомиться особенностями строения этих водорослей, место обитанием, значением в природе и для человека. В конце урока мы напишем цифровой диктант, для того, чтобы выяснить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

III. Новый материал.

Для того чтобы начать обсуждать новый материал, нам понадобиться вспомнить понятия, изученные на прошлом уроке и при изучении темы “Клетка”. (Сопутствующее повторение)

Проведем биологический диктант. Учитель читает определение понятия, а ученик записывает само понятие. (Если класс слабый и работает медленно, диктант можно провести фронтально устно или не давать вообще, а повторить по ходу изучения новой темы). Работа оценочная. Ответы записываются на доске.

  • полужидкое слизистое содержимое клетки (цитоплазма)
  • часть клетки водоросли, содержащая хлорофилл (хроматофор)
  • часть клетки, придающая ей форму (оболочка)
  • половые клетки (гаметы)
  • оплодотворенная клетка (зигота)
  • часть клетки, отвечающая за ее деление (ядро)
  • споры, имеющие жгутики (зооспоры)

Работа с учебником. Стр 51-53, рис 253, 254, 255. В учебнике изображены три представителя зеленых водорослей, давайте их опишем, они КАКИЕ?. Ученики описывают по рисункам водоросли:

  • многоклеточные
  • зеленые (учитель может задать вопрос почему?) Ответ содержат хлорофилл в хроматофорах.
  • Длинные, похожи на ленту или нитку
  • имеют ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор.

Посмотрите внимательно на рисунки. У всех ли водорослей хроматофоры одинаковой формы? Ответ нет. У спирогиры как ленты (спирали), у улотрикса похож на кольцо, у кладофоры на сетку. Вопрос: что еще необычного вы видите у кладофоры? Ответ она ветвится. Вопрос значит, у нее есть побеги? Ответ нет, это низшее растение.

Итак, давайте сделаем выводы. Улотрикс, спирогира и кладофора, это многоклеточные зеленые, нитчатые водоросли. Зарисуйте клетку спирогиры в тетрадь. Обозначьте ее части.

А теперь давайте выясним, как эти водоросли размножаются и. Вы посмотрите видео сюжет. После просмотра фильма ответьте на вопросы. (Фильм “жизнь растений”). Вопросы напечатаны на листочках для каждого ученика. Ответы на вопросы можно записать в тетрадь или на листочек с вопросами. Выборочно взять для проверки.

  • какими способами размножаются нитчатые водоросли (бесполым: спорами и вегетативно и половым)
  • отличаются ли способы размножения нитчатых водорослей от одноклеточных.

(У зооспор при бесполом размножении 2 или 4 жгутика, а у хламидомонады только 2, ит.д)

  • что такое тина (нити зеленых водорослей)
  • где обитают нитчатые зеленые водоросли (озера, реки, пруды)

Обсуждение. Выводы (фронтально устно)

А теперь давайте поиграем. Метод погружения. Закройте глаза, сядьте как вам удобно, представьте себя маленьким карасиком в пруду. Вы плывете ………..текст может быть любой релаксирующий, про карасика. И вдруг вы увидели, что за вами гонится щука. Куда вы спрячетесь? Дети открывают глаза. Как правило, отвечают в тину. Так каково же значение нитчатых водорослей?

  • убежище

Давайте предложим другое значение. Работа с текстом учебника стр 53

  • обогащают воду кислородом
  • звено в цепи питания (корм для рыб и других животных)
  • Чрезмерное размножение может нанести ущерб оросительным каналам.

IV. Первичное закрепление. Выводы по уроку. Форма любая.

Многоклеточные нитчатые, зеленые водоросли споровые низшие растения. Размножаются бесполым и половым путем, имеют ценное значение как источник кислорода в водоемах и корма для животных.

V. Первичный контроль. Проводится в виде цифрового диктанта.

Рефлексия. Поднимите руки, кто усвоил сегодняшний урок на “5”, “4” и т.д.

Поставьте эти оценки на полях. Теперь давайте проверим, совпадут ли ваши оценки с теми. Что вы получите за диктант.

Учитель читает утверждение. Если оно правильное, то ученик ставит цифру 1, если нет 0.Пишут в строчку без запятых и порядкового номера.

  • я утверждаю, что водоросли высшие растения 0
  • я утверждаю, что тина это нитчатые зеленые водоросли 1
  • я утверждаю, что нитчатые водоросли размножаются половым и бесполым путем 1
  • я утверждаю, что спирогиру можно встретить в Черном море 0
  • я утверждаю, что нити кладофоры ветвятся 1
  • я утверждаю, что улотрикс имеет корни 0
  • я утверждаю, что нитчатые водоросли обогащают водоемы кислородом 1 и т.д.

Ответ 0110101 пишем на доске. В журнал поставить можем только хорошие оценки

VI. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Домашнее задание.

Урок рассчитан на класс с высоким темпом урока и хорошей мотивацией. Если класс слабый, для сохранения времени урока, можно опустить упражнение на слуховую память дать его в конце вместо цифрового диктанта. Или не давать цифровой диктант, закончить рефлексией, но сказать детям, что на следующем уроке такая форма работы будет, и мы сравним самооценку с оценкой за выполнение домашнего задания.