Заболевание органов дыхания и их предупреждение. Урок биологии в 8-м классе

Разделы: Биология


Автор учебника Н.И.Сонин

Цели:

1. Формирование представления о заболеваниях органов дыхания, и причинах их формирования. Обоснований правил гигиены дыхания.

2. Развивать умения анализировать и применять полученные знания в жизни.

3.Воспитание культуры здоровья, навыков личной гигиены.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Оборудование:

1. Демонстрационный прибор для курения.

2. Схема “Путь струи воздуха”.

3. Тест “Что мы знаем о курении?”.

4. Кроссворд “Дыхание”.

5. Сценарий игры “Вы рискуете своими легкими?”

6. Рисунки внутренних органов.

На урок приглашен врач.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
    а) Актуализация знаний о роли крови и кровообращения в дыхательной функции.
    б) Путь струи воздуха при дыхании (Схема).
    в) Гигиена органов дыхания.
    г) Болезни органов дыхания, их профилактика.
    д) Проведение игры “Вы рискуете своими легкими”.
    е) Курение и дыхание. Вред курения. Мини сценка . Практическая работа с демонстрационным прибором для курения. Составление словесного портрета курильщика.
  3. Закрепление изученного материала.
    - Кроссворд “Дыхание”
  4. Итог урока. (Оценки за урок, Д/З)

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Есть такая присказка. “если бы молодость знала, если бы старость могла”. Начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить … Марк Твен на вопрос “Трудно бросить курить?”, - ответил. – “Совсем нетрудно, я раз сто бросал”. Сегодня мы посмотрим и сопоставим, что положительного и отрицательного есть в курении.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний.

- Какое строение имеет дыхательная система?

- Каков механизм газообмена в легких?

- Каким образом совершаются дыхательные движения?

- Какие процессы происходят в легочных альвеолах?

- Как устроена носовая полость?

4. Изучение нового материала

УЧИТЕЛЬ:

1. Актуализация знаний о роли крови и кровообращения в дыхательной функции.

2. Путь струи воздуха при дыхании.

- При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие вещества.

ВРАЧ:

3. Правила гигиены дыхания:

- Дыхание должно быть ровным и размеренным.

- Желательно заниматься физической культурой.

- Дышать через нос.

- Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях.

- В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе.

- Необходима регулярная влажная уборка.

- При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.

- При общении с людьми заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.

4. Часть микроорганизмов проникших в органы дыхания может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и т.д.

- Грипп – вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Грипп опасен своими осложнениями.

- Туберкулез – Возбудитель туберкулезная палочка, чаще всего поражает легкие. Туберкулез не только капельная, но и пылевая инфекция. Предупреждению заболеваний способствует поддержание чистоты в жилых помещениях и т.д. проводится регулярное обследование население. (Какое?)

УЧИТЕЛЬ:

5. Викторина “Вы рискуете своими легкими”.

1). При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ. Этот ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество О2 , переносимого кровью).

2). Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? (Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).

3). Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет причиненное пагубное влияние курения организму.

4). Какая главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей? (Сигареты).

5). Если человек выкуривает в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких. (1 л).

6). Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание? (Верно. Курение поражает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему трудно бросить курить).

7). Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?

8). Что означает “пассивное курение”? (Некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков).

9). Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно во время курения? (Целоваться, принимать душ, плавать).

10). Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (Дурной запах, некурящие друзья, некурящие родители).

11). Какие проблемы типичны для детей курильщиков (Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией).

12). Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови легких? (Одной).

6.

а) ТЕСТ “Что мы знаем о курении?”

1). Подростки курят, что бы быть как все? (Да).

2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).

3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).

4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).

5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).

6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).

7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).

8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).

9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).

10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).

б) Справочная информация о никотине (Мини сценка)

- Ученик: Все, наверное, знают, о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле. Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был такой интересный эпизод, когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили невиданные растения – табак. Мефистофель заявил: “Полезная травка, не лопух, какой – не будь, не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?” Фауст решительно ответил: “Не надо, это забава – для дураков”.

МЕДИК: При курении идет сухая перегонка табака, образуется разные химические вещества, в том числе яд – никотин. Никотин на некоторое время расширяет сосуды мозга и вызывает чувство удовлетворения, человеку нравиться это ощущение.

ЮНОША:

Цвет лица землист,
А он не старый.
В доме холод, грязь и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен, а он при всем при этом
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.

ВЕДУЩИЙ: Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. А начинается все это тогда, когда мальчики и девочки тайком курят 1-2 сигареты в день. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, что бы сказали они? Давайте представим себе такое.

“СЕРДЦЕ”: (В руках держит рисунок Сердца – Приложение №1)

Мне так плохо, я так устало
И нет уже больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало,
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы от курения пропадем.

“ЛЕГКИЕ”: (В руках держит рисунок Легкого – Приложение №2)

Мы хотим спросить вас, люди.
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вдох!

ГОЛОВНОЙ МОЗГ: (В руках держит рисунок Головного мозга – Приложение №3)

Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
А теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок.
И вниманья, памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет
Не искупить бедой вину,
Строг приговор:
За страсть к куренью
Пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.

ВЕДУЩИЙ: - Ребята! Запомните на всю жизнь: что табак – это тоже наркотик, а наркотики – это гибель для человека!

УЧИТЕЛЬ:

Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.

Опыт с прибором для демонстрации курения:

- Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки (можно использовать одноразовый шприц). Вставьте в муштук сигарету и зажгите ее. “Выкурите” сигарету до конца с помощью пластмассовой бутылки из под кетчупа. Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату – это значительно усиливает воздействие. В опыте дети видели воздействие лишь одной сигареты на “легкие” куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее.

- Работа с классом:

- Как выглядит ватный шарик после эксперимента?

- Как, по вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

г) Составление словесного портрета курильщика (Возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях).

7. Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы кроссворда по теме “Дыхание” (Приложение №4)

По вертикали: 1. Соединение кислорода с гемоглобином.

По горизонтали: 2. Участок верхних дыхательных путей. 3. Вещество, входящее в состав табачного дыма. 4. Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям. 5. Процесс вентиляции легких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа. 6. парные органы, в которых происходит газообмен. 7. Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой. 8. Измерение жизненной ёмкости лёгких. 9. Обмен между газами при дыхании. 10. Главная дыхательная мышца. 11. Оболочка, покрывающая лёгкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости. 12. Газ, входящий в состав воздуха. 13. Заболевание лёгких. 14. Газ, необходимый для дыхания. 15. Участок воздухоносного пути.

(По вертикали: 1-оксигемоглобин.

По вертикали: 2-гортань; 3-никотин; 4-астма; 5-дыхание; 6-лёгкие; 7-трахея; 8-спирометрия;

9-газообмен; 10-диафрагма; 11-плевра; 12-озон; 13-туберкулез; 14-кислород; 15-бронх).

Что из увиденного и услышанного вас больше всего удивило или встревожило?

8. Итог урока.

- Отрицательное воздействие никотина не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер, и на одном уроке охватить все её аспекты невозможно. Здоровье – великое благо. Здоровый человек готов осуществить самые смелый и прекрасные замыслы. Каждый человек должен взять ответственность за свое здоровье на себя. Наши болезни – это последствия наших мыслей, поступков, эмоций. На память об уроке, а так же памятка о вреде курения мне хотелось подарить вам буклеты.